Русская книга о Finale
  • Автор:Лебедев С. Н., Трубинов П. Ю.
  • Издательство: «Композитор», 2011
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 208
  • ISBN: 5-7379-0205-6
Технический редактор Т. И. Кий.
Книга учит быстро и правильно набирать ноты на компьютере с помощью популярной программы Finale for Windows. Авторы предлагают собственную методику освоения программы в полном ее объеме – от азов до изготовления сложной партитуры. Даются рекомендации по настройке программы для применения специфически русских традиций нотной графики. Предлагаются ясные, «пошаговые» инструкции по обходу недочетов Finale, о которых умалчивает фирменная документация к программе. Книга содержит научно-теоретические разделы, помогающие читателю не только узнать, «как», но и понять, «почему». Книга адресована широкому кругу музыкантов: композиторам, исполнителям, музыковедам, редакторам, переписчикам, наборщикам, проектировщикам и разработчикам музыкального программного обеспечения. Издание можно использовать как учебник компьютерного нотного набора (например, в курсе информатики), а также в качестве справочника в повседневной работе.
Предисловие 5 Катехизис 7 Легенда 8
Введение 9 Слово Finale. О концепции Finale. Немного об интерфейсе. Глобальные настройки программы. Навигация и ориентация в Finale. План действий.
Глава 1. Создание шаблона 22 Размер и поля страницы. Поля системы и нотоносца. Многоголосие в шаблоне. Другие атрибуты шаблона. Как пользоваться шаблонами. Глобальный шаблон.
Глава 2. Набор и ранжирование 35 Три методики нотного набора: pro et contra. Пошаговый набор нот (Спиди). Набор в реальном времени (Гиперскрайб). Ранжирование.
Глава 3. Нюансы и штрихи 50 Главное о нюансах. Умные графемы. Штрихи. Нюансы. Дизайнер графем (Shape Designer). Тремоло.
Глава 4. Текстовые элементы партитуры 69 Классификация текстов в Finale. Подтекстовка («лирика»). Инструмент Текст. Текст в вольтах. Настройка умолчательных значений шрифтов.
Глава 5. Верстка 81 Установка направляющих («гайдов»). Работа в верстальном модусе. Вертикальные промежутки. Мультипьесный файл.
Глава 6. Техника редактирования и некоторые специальные задачи 91 Копирование элементов музыки и подтекстовки. Транспонирование. Библиотеки. Метаинструменты. Стили нотоносца. Быстрое редактирование раскладки тактов. Макияж партитуры с помощью плагина TG Tools. Быстрое редактирование ошибок ранжирования. Ноты-перебежчики (cross-staff notes). Аккордовая цифровка. Импорт «чужой» графики. Ossia. Включение/снятие нотоносца. Нестандартные нотные головки.
Глава 7. Извлечение голосов из партитуры 113 Настройка многотактовых пауз. Подготовка формата. Инвентаризация партитуры. Создание реплик. Собственно голосование. Верстка и доводка. Задолго до…
Глава 8. Выход в свет 131 Ноты Finale на бумаге. Ноты Finale внутри текстового документа. Вопросы экспорта. Finale и Web. Как посчитать стоимость собственной работы.
Глава 9. Звучащая партитура 140 Еще раз о привязке нюансов. Установка MIDI. Проигрывание партитуры. MIDI-оркестровка. Озвучивание нюансов и штрихов. Озвучивание темповых обозначений. Звучащие репризы и вольты. Фонари и сеньо. Играющие трели, тремоло, glissandi и вилки. Унисоны из неравных длительностей.
Глава 10. В круге втором 160 Единицы измерения. Раштры и масштабирование. Профессиональный ранжир. Смена знаков по-русски. Проблемы метра. Полноценный затакт. Вязки через тактовую черту. Почему не стоит пользоваться Мастером шаблона (Setup Wizard). Мультипьесный файл.
Заключение 193
Приложение 1. Сравнение Finale, Score и Sibelius 194 Приложение 2. Клавишно-мышиные комбинации 197 Приложение 3. Ключ к палитрам 202 Приложение 4. Спиди-клавиатура 206 Приложение 5. Традиционные раштры 207 Приложение 6. Finale в Интернете 208