9
ЯНВАРЯ
2013
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Поиск

цена билета 100 - 300

Билеты продаются

Абонемент № 38. К 90-летию ПерСимфАнса

ПерСимфАнс: истоки. Посвящение Льву Цейтлину и Иосифу Гертовичу

Исполнители:

Петр Айду (фортепиано, фисгармония)

Евгений Субботин (скрипка)

Елена Ревич (скрипка)

Ася Соршнева (альт)

Петр Кондрашин (виолончель)

Григорий Кротенко (контрабас)

Ольга Томилова (гобой)

Иван Бушуев (флейта)

Евгений Бархатов (кларнет)

Максим Семенов (валторна)

Николай Добкин (фагот)


В программе:

Франк — Корто
Соната для скрипки и фортепиано в переложении для фортепиано соло

Чайковский — Гертович
Канцонетта для контрабаса и фортепиано

Гертович
Романс для контрабаса и фортепиано

Чайковский
Мелодия для скрипки и фортепиано

Чайковский — Ауэр
Ария Ленского для скрипки и фортепиано

Боттезини
Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса в сопровождении фортепиано

Шуберт
Фортепианное трио ми-бемоль мажор

Вагнер
Зигфрид-идиллия

Продолжается абонемент, посвящённый истории уникального оркестра без дирижера, — ПерСимфАнса. 9 января в Рахманиновском зале вспомнят прославленных музыкантов Персимфанс — отца-основателя скрипача Льва Цейтлина и «чудо-контрабасиста» Иосифа Гертовича.

Процитируем эссе Льва Колодного: «Постоянным жителем Москвы Лев Цейтлин стал не сразу, после учения в Петербурге, проявил себя в Европе, где впервые исполнил с Бартоком его сонату № 1 для скрипки и фортепиано. Раньше всех сыграл концерт Сибелиуса и “Поэму” Шоссона. Революцию 1917 года преуспевавший музыкант встретил концертмейстером оркестра Большого театра и первой скрипкой созданного им квартета. Год спустя после захвата власти коммунистами организовал струнный квартет имени В.И. Ленина. В голодной и холодной советской столице подобные квартеты — имени Страдивари, музыкального отдела Наркомпроса, Бородина, Бетховена и так далее — возникали часто, как в наши дни рок–группы.

За свою жизнь Цейтлин создал три квартета и один уникальный симфонический оркестр, игравший без дирижёра. Пишут: якобы такое беспрецедентное явление в мировом искусстве возникло под “влиянием большевистской идеи коллективного труда”… Все дело заключалось в идее жизнерадостного молодого музыканта создать оркестр, который бы существовал как сообщество единомышленников, без дирижёра. Например, в квартете четыре музыканта (две скрипки, альт и виолончель) перед выступлением на публике часами репетируют и решают, как и что им играть. Подобным образом поступали артисты оркестра. На концертах, глядя не на дирижёра, а друг другу в глаза, они знали без взмаха руки, как им играть.

Так в пролетарской столице в 1922 году появился Первый симфонический ансамбль Моссовета, сокращенно — “Персимфанс”. Цейтлин пригласил участвовать в нем лучших музыкантов Большого театра, профессоров и студентов Московской консерватории. С “Персимфансом” исполняли концерты Игумнов, Нейгауз, Софроницкий, иностранные гастролеры, пели Нежданова, Обухова, Козловский. Оркестру без дирижёра доверяли первое исполнение композиторы.

“Персимфанс” Сергей Прокофьев назвал “одним из лучших в мире” оркестров. Вернувшись на родину из Парижа в 1927 году, позволил впервые исполнить Третий концерт для фортепиано с оркестром.

По примеру “Персимфанса” возникли оркестры без дирижёров в Ленинграде и других городах СССР, за границей — в Лейпциге и Нью-Йорке. Первому симфоническому ансамблю единодушия хватило на десять лет. Он распался в 1932 году, после того как Лев Цейтлин покинул оркестр. Демократию музыкантов победила диктатура дирижеров».

А про Иосифа Гертовича можно прочесть такие лестные слова профессора кафедры контрабаса Московской консерватории Льва Ракова: «Мало к кому из музыкантов слово “Артист” могло относиться в такой высокой мере, как к Гертовичу. Благородная манера звукоизвлечения, скрипичное изящество штрихов (Гертович играл смычком с низкой колодкой, “французским”), точная интонация, продуманная фразировка, наконец, то неуловимое качество, которое можно определить как способность артиста устанавливать тесный творческий контакт с аудиторией, — вот основные черты Гертовича-солиста. Высокое искусство артиста превратило контрабас в его руках в “большую скрипку”.

В течение 30 лет контрабас Гертовича звучал в лучших залах Москвы — Большом и Малом залах Московской консерватории, в Бетховенском зале Большого театра, а также в залах Ленинграда и Тбилиси. Репертуар контрабасистов в то время был крайне ограниченным, сегодняшний его масштаб музыканту мог только грезиться. Программы с немногочисленными произведениями для контрабаса Гертович дополнял своими переложениями скрипичной музыки. Наряду с «Большим дуэтом» (со скрипкой) Д. Боттезини, «Арией» для баса и контрабаса Моцарта, «Концертом» для контрабаса С. Кусевицкого в его выступлениях звучали: «Соната № 4» для скрипки Моцарта, «Соната» Ц. Франка, «Пассакалия» Генделя-Хальворсена, многие скрипичные пьесы. Нередко музыкант играл и свои собственные произведения.

Выступления артиста с оркестром Большого театра СССР в Большом зале Московской консерватории становились значительными событиями музыкальной жизни столицы, в этих концертах он играл свои любимые произведения: «Концерт» С. Кусевицкого и «Канцонетту» из скрипичного концерта П.И. Чайковского.

Превосходный ансамблист, Гертович много сил отдавал камерному музицированию. Кажется, весь доступный в то время ансамблевый репертуар с контрабасом был сыгран музыкантом. Его партнерами по ансамблям были выдающиеся отечественные артисты: пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, скрипачи Л. Цейтлин, Д. Ойстрах, Д. Цыганов, солист ГАБТа Иван Петров. Он выступал с квартетами имени Бетховена, имени Комитаса, квартетом Большого театра, в ансамбле старинной музыки. И именно Гертович стал участником премьеры в Москве, в 1927 году труднейшего Квинтета С. Прокофьева.

В оркестре Гертович сразу и безоговорочно занял положение лидера контрабасистов. Возглавляя группу контрабасов оркестра Большого театра в течение тридцати лет, он также выполнял обязанности концертмейстера групп в Персимфансе (Первом симфоническом ансамбле – оркестр без дирижера), а затем и Государственного симфонического оркестра СССР».


Пресс–релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Телефон для аккредитаций 629-06-38


Ссылки



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы