19
ФЕВРАЛЯ
2019
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Камерные собрания. Цикл II

Поиск

Билеты продаются

Абонемент № 51

Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано)

Даниил Коган (скрипка)

Михаил Безносов (кларнет)

Павел Романенко (альт)

Галина Мальян (виолончель)

Евгений Румянцев (виолончель)

Григорий Кротенко (контрабас)


В программе:

Ф. Шуберт
Квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса ля мажор «Форель», D 667

О. Мессиан
Квартет «На конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

19 февраля в Рахманиновском зале — вечер камерной музыки. В программе — классика XIX и XX века, а именно сочинения Шуберта и Мессиана. Известные артисты — пианист Арсений Тарасевич-Николаев, скрипач Даниил Коган, кларнетист Михаил Безносов, альтист Павел Романенко, виолончелист Евгений Румянцев и контрабасист Григорий Кротенко — решили объединиться, чтобы сыграть знаковые сочинения в истории камерной музыки. Фортепианный квинтет Шуберта (1819) имеет подзаголовок «Форель». Композитор использовал в нём мелодию своей песни на стихи К. Ф. Шубарта. «Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, подумал я, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьётся там; Он снял её с улыбкой, я волю дал слезам».  Эта песенка становится основой для вариаций в  четвертой части Квинтета. А завершается он безудержным, искрящимся танцем.

Квартет Мессиана (1941) — сочинение трагическое, написанное композитором, попавшим в концентрационный лагерь в начале Второй мировой войны. «Конец времени» здесь трактуется Мессианом метафорически — это и смерть, и переход в вечность, в состояние, где нет ни начала, ни конца. Отсюда необычные названия частей: «Литургия кристалла», «Вокализ ангела, возвещающего конец времени», «Бездна птиц», «Хвала вечности Иисуса», «Танец ярости для семи труб», «Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец времени», «Хвала бессмертию Иисуса» — всё это связано с сюжетами Апокалипсиса. Квартет написан для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Выбор нетрадиционного инструментального состава был определен присутствием в лагере кларнетиста, виолончелиста, скрипача и пианиста (самого композитора). Квартет был исполнен на открытом воздухе в тридцатиградусный мороз зимы 1941 года в присутствии пяти тысяч военнопленных.
 
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе