23
МАЯ
СРЕДА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Гала-концерт из сочинений композиторов-победителей

Симфонический оркестр Московской консерватории

Молодёжный Синодальный хор

Молодёжный камерный хор научно-творческого центра церковной музыки при Московской консерватории

Солисты Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ

Вокальный ансамбль солистов «Voci di ricci»

художественный руководитель —

Дмитрий Степанович

Вокальный ансамбль «Arielle»

художественный руководитель —

Эльмира Дадашева

В концерте принимают участие солисты ведущих музыкальных театров Москвы

Дирижёры —

Вячеслав Валеев,

Даяна Гофман

Наталия Георгиева (колоратурное сопрано)

Ольга Дьячковская (сопрано)

Татьяна Иващенко (сопрано)

Александра Конева (сопрано)

Анна Половинкина (сопрано)

Александра Сенникова (сопрано)

Ольга Сидоренко (меццо-сопрано)

Василий Хорошев (контратенор)

Иван Чере­мухин (тенор)

Константин Бржинский (баритон)

Николай Ефремов (баритон)

Виталий Жданов (баритон)

Андрей Архипов (бас)

Кирилл Капачинских (бас)

Елисей Лаптев (бас)

Дмитрий Овчинников (бас)

Евгений Шаченко (бас)

Иван Шнайдмиллер (бас)


В программе:

Премьеры опер:

А. Чернаков
Опера «Вещий сон»

И. Гостев
Опера «Легенда о Данко»

А. Пысь
Опера «В присутствии любви и смерти»

Д. Писаревский
Опера «Контрабас»

В 2015 году в Московской консерватории стартовал конкурс на сочинение одноактных опер, приуроченный к 150-летнему юбилею Московской консерватории. По итогам конкурса компетентным жюри, в состав которого вошли народные артисты России и именитые профессора, были отобраны четыре победителя. Среди них – выпускники Московской консерватории, молодые перспективные композиторы Алексей Чернаков, Иван Гостев, Артём Пысь и Денис Писаревский.

23 мая в Большом зале консерватории пройдет грандиозный гала-концерт композиторов – победителей оперного конкурса. В программе концерта – исключительно премьеры!

В основе одноактной оперы «Вещий сон» Алексея Чернакова – подвиг любви и веры Маргариты Тучковой, в дальнейшем игуменьи Марии, и ее супруга, героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова, погибшего в сражении при Бородино. «Меня глубоко тронула история жизни Александра и Маргариты Тучковых, которую я впервые услышал в Спасо-Бородинском монастыре, – рассказывает композитор. – Когда приезжаешь в Бородино, всегда ощущаешь живое дыхание истории, осознаешь, что все это происходило совсем рядом. И хотя уже более 200 лет прошло с тех пор, понимаешь, что люди, которые отдали самое ценное – саму жизнь свою ради России — это были такие же люди, как мы, не какие-то былинные герои».

«Легенда о Данко» – один из центральных эпизодов знаменитого рассказа М. C. Горького «Старуха Изергиль». «Эта история привлекла меня своим вечным и одновременно всегда современным сюжетом, – рассказывает автор одноименной оперы, композитор Иван Гостев. — Она рассказывает о свободе, любви, патриотизме и самопожертвовании. Герои Горького абсолютно не книжные. Они удивительно яркие, живые, привлекательные. Эти характеры я выразил с помощью музыки». Сочинение посвящено 150-летию со дня рождения великого писателя Максима Горького (1868 – 1936).

Одноактная рок-опера Артема Пыся «В присутствии любви и смерти» вновь возвращает слушателя к извечным темам, но в совершенно ином эстетико-стилистическом формате. «Инвестиции чувств» каждого персонажа диктуют в той или иной степени музыкальное решение определенной сцены, что вынуждало прибегнуть к подчас парадоксальному синтезу академических оперных традиций с жанровыми элементами джаз-рока, поп-музыки, индийской традиционной музыки», – рассказывает о своей опере автор.

Денис Писаревский рассказывает о своей опере «Контрабас»: «Тема «маленького человека», раскрытая в пьесе Зюскинда на примере контрабасиста, сидящего за последним пультом в оркестре, проблемы взаимоотношений оркестранта и коллектива, художника и общества, – актуальны во все времена. Обратиться к произведению Зюскинда меня побудила также исключительная музыкальность пьесы. Я пробовал посчитать всех упомянутых в пьесе композиторов и их произведения, но в итоге сбился со счёта.

Во время работы над либретто было принято оригинальное решение – вывести из монолога контрабасиста ряд действующих лиц, которых нет в литературном оригинале, превратив, таким образом, моноспектакль Зюскинда в оперу с семью персонажами и «массовкой» – хором оркестрантов, иронически комментирующим происходящее. Особой находкой либреттиста Артёма Каверина я считаю роль Контрабаса, исполняемую сразу четырьмя певцами.

Опера изобилует музыкальными аллюзиями и цитатами, раскрывающими подтекст пьесы. Так, например, четыре певца-баса (струны) поют под аккомпанемент «пиццикато» контрабаса и своеобразного джаз-бэнда в оркестре. Джаз, ненавистный Контрабасисту, – важная характеристика образа Контрабаса – антагониста главного героя.

Лейтмотив Сары, напротив, благоухает красочными гармониями и плавно переходит в музыку первого акта оперы Вагнера «Золото Рейна», в которой героиня (по сюжету пьесы) должна вечером играть Вельгунду. В заключительной сцене оперы «Контрабас» участвуют все персонажи. Смешение стилей, контрапункт всех лейтмотивов создают атмосферу хаоса и всё возрастающего безумия».


Для аккредитаций СМИ

тел. 6290638

e-mail: mgk-info@mail.ru