3
ИЮНЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

К 80-летию со дня рождения Юрия Марковича Буцко

Поиск
Купить билет

цена билета 300 - 800

Билеты продаются

Симфонический оркестр радио «Орфей»

Дирижёр —

Сергей Кондрашев

Солисты:

Константин Манаев (виолончель), Германия

Евгений Стародубцев (фортепиано)

В концерте принимает участие

Московский мужской камерный хор

«Кастальский»

Дирижер —

Алексей Рудневский


В программе:

Музыкальные сцены по Аристофану ("Лисистрата") Первое исполнение

Концерт № 2 для виолончели, струнного оркестра, фортепиано и ударных ("Ричеркар")

«Русский Бах», «старообрядец русской музыки», «самый русский композитор своего поколения» — так в разные годы говорили о творчестве выдающегося российского музыканта Юрия Марковича Буцко.

Всю свою жизнь он был связан с Московской консерваторией: здесь он обучался композиции, затем некоторое время преподавал этот предмет, однако вскоре перешел на кафедру инструментовки и чтения симфонических партитур. На этой кафедре он проработал около сорока лет, обучая студентов разных специальностей — композиторов, музыковедов, симфонических дирижеров.

Буквально со студенческой скамьи принятый в Союз композиторов и сначала принимавший искренне заинтересованное участие в его деятельности, Юрий Маркович вскоре отошел от подобной активности и через некоторое время оказался в своего рода изоляции. Не желая иметь дело с советским официозом, но также не присоединяясь ни к «правым», ни к «левым», он пошел собственным, весьма тернистым, путем.

«Творческий портфель» композитора огромен и разнообразен как по музыкальным жанрам, так и по составам исполнителей: он написал четыре оперы (три из которых камерные), две оратории, семь кантат, хоровые циклы; множество произведений для оркестра — семь симфоний для большого симфонического оркестра, четыре камерные симфонии, пять симфоний-сюит, несколько концертных симфоний для разных оркестровых составов с одним или двумя солирующими инструментами; концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели с оркестром. Композитор оставил значительный след и в области камерной и сольной музыки: он создал семь квартетов, четыре фортепианных трио, произведение в необычном жанре — фортепианное трио-квинтет (с постепенным добавлением инструментов от трех до пяти); сонаты для фортепиано, альта, скрипки, виолончели; два органных цикла (Первая и Вторая «Большие органные тетради»); вокальные циклы, и многие другие произведения

Еще одной важной сферой деятельности Юрия Буцко была работа в театре и кино: так, он написал музыку ко многим спектаклям Театра на Таганке (в том числе к есенинскому «Пугачёву» и шекспировскому «Гамлету»); в Театре имени Моссовета сотрудничал с Юрием Завадским и Романом Виктюком; среди пространного списка его киноработ особенно выделяется 13-серийная телеэпопея «Хождение по мукам».

Но при этом у многочисленных позиций авторского списка до сих пор стоят пометы: «не издано», «не исполнено». И открытие этого огромного «музыкального материка», осознание его значения в русской и мировой культуре нам еще только предстоит.

Программа концерта к 80-летию Юрия Буцко составлена не совсем обычным образом: в ней нет хорошо известных произведений композитора, вроде «Записок сумасшедшего» или «Свадебных песен»; точно также не ставилась задача показать музыку разных жанров и стилистических направлений. Но была цель: дать прозвучать музыке забытой или никогда не исполнявшейся, музыке отнюдь не траурно-поминальной, а напротив – пронизанной светом.

Именно таковы оба сочинения этой программы, хронологически разделенные тремя десятилетиями: Концерт № 2 для виолончели, струнного оркестра, фортепиано и ударных под названием «Ричеркар» (1979) и Симфонические сцены «Лисистрата» по комедии Аристофана — мировая премьера сочинения, созданного в 2009 году. «Ричеркар («Напев в строгом стиле») имеет скрытую программу: это рассказ о Входе Господнем в Иерусалим и последних шести днях земной жизни Спасителя. Веселый, озорной сюжет «Лисистраты» может показаться совершенно неожиданным в творчестве Юрия Буцко; однако он всегда тяготел к античности, хотя ни в Греции, ни в Риме ему побывать так и не удалось. «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека, – поэтому выбрал этот сюжет», — писал композитор.

Исполнители — Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашова; солисты – Константин Манаев (виолончель) и Евгений Стародубцев (фортепиано); в финале «Лисистраты» будет участвовать хор «Кастальский» (художественный руководитель — Алексей Рудневский). –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Для аккредитаций СМИ:

тел. +7(495)629 0638

e-mail: mgk-info@mail.ru