19
НОЯБРЯ
2019
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Н. Порпора. «Узнанная Семирамида»

Поиск

цена билета 300 - 1000

Билеты продаются

Абонемент № 12. «Музыка и театр»

Барочный консорт «Tempo restauro»

Художественный руководитель и дирижёр –
дирижёр МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Мария Максимчук

Действующие лица и исполнители:

Солисты МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Семирамида –

Наталья Владимирская (меццо-сопрано)

Миртео –

Наталья Зимина (меццо-сопрано)

Тамири –

Мария Макеева (сопрано)

Сибари –

Валерий Микицкий (тенор)

Скитальче –

Антон Зараев (баритон)


В программе:

Н. Порпора
«Узнанная Семирамида», на либретто П. Метастазио (Венеция, 1729)
Сцены из оперы в концертном исполнении
Впервые в России

Премьера оперы Николы Порпоры на либретто Пьетро Метастазио «Узнанная Семирамида» состоялась в Венеции на карнавале 1729 года. Ее ждал грандиозный успех – вести об этой постановке разнеслись по всей Европе, достигнув далекой России. «Санкт-Петербургские ведомости» поместили заметку о том, что «19 февраля мусическое поющее играние, Узнанная Семирамис имянуемое, которое при Санкт Христосоме [Театр Сан-Джованни-Кризостомо в Венеции] представлено бывает, от всех подтверждается».

Сейчас имя композитора в России не так широко известно, и предстоящий концерт 19 ноября в Малом зале Московской консерватории является поистине уникальным.

Идея обратиться к опере «Узнанная Семирамида» пришла к художественному руководителю и дирижеру ансамбля «Tempo restauro» Марии Максимчук после того, как она услышала арию «In braccio a mille furie» в исполнении Чечилии Бартоли (альбом «SACRIFICIUM – Искусство кастратов», 2010). Возникла идея найти сочинение целиком, что стало возможным в 2014 году во время поездки по Италии и знакомству с итальянскими исследователями творчества Николы Порпоры. Так была найдена первая авторская редакция партитуры оперы.

А далее самым сложным было подобрать состав исполнителей, соответствующих уровню виртуозности партий.

Важнейшее качество музыки Порпоры – ее соответствие природе вокала во всех его проявлениях. Он был равновеликим композитором и вокальным педагогом, совмещая две ипостаси с равным успехом. Никола Порпора наряду с Генделем, Винчи и Хассе являлся ключевой фигурой итальянской оперы первой половины XVIII века. Преподавательская методика Порпоры была уникальна, использовалась поколениями певцов и была актуальна на протяжении XVIII–XIX веков. Он часто писал для собственных учеников, наделяя их оперные партии совершенно особыми свойствами. Так, партия Миртео предназначалась его знаменитому ученику, великому Фаринелли (Карло Броски), а партия Семирамиды – звезде венецианской оперы Лючии Факкинелли, обладавшей сильным голосом и впечатляющим драматическим темпераментом, тогда как партию Тамири должна была исполнять молодая перспективная певица Антониа Негри, обладавшая превосходной вокальной техникой.

Порпора не только выдвигал голос на первый план, как и другие композиторы южноитальянской школы, но при этом мыслил в категориях вокала: для него технический прием был зерном, импульсом, определявшим суть темы и выразительные качества всей арии. Опера «Узнанная Семирамида» во всей красе показывает безраздельное владение композитором всеми средствами вокальной техники.

Сюжет

«Предание об ассирийской царице Семирамиде было очень популярно среди испанских, итальянских и французских драматургов благодаря изобилию мрачных тайн и заговоров, сопровождавших приход к власти царицы Семирамиды в облике царя Нино. Но у Метастазио в центре сюжета стоит именно любовная интрига. Все без исключения персонажи вовлечены в любовную коллизию, все имеют острый интерес – нет ни одного статиста, ни одной вспомогательной роли!

Главное событие в либретто – сватовство к принцессе Тамири, дочери царя соседствующей с Вавилоном Бактрии. В предыстории мы узнаем о том, что когда-то египетская царица Семирамида бежала с индийским принцем Скитальче, но была оклеветана письмом мнимого друга (а в действительности тайно влюбленного в нее) Сибари. Необъяснимая для бедной принцессы ярость любимого и ранение ее кинжалом, заставили Семирамиду скрываться, и в итоге привели в Вавилон, где она стала женой царя Нина, родила ему наследника и вскоре овдовела. Пока сын ее совсем молод, Семирамида принуждена спрятать его и принять на себя бремя власти в мужском облике. Соперничество за руку Тамири сталкивает четырех претендентов, двое из которых — Сибари и Скитальче. Выбор Тамири падает на Скитальче, чем вызывает ревность со стороны влюбленного в нее египетского принца Миртео, страдания Семирамиды, которая по-прежнему любит Скитальче, смятение чувств самого Скитальче, узнавшего свою прежнюю возлюбленную и колеблющегося между желанием простить ее и отомстить за мнимую измену. Все это создает небывало разветвленную любовную интригу…

Образ Семирамиды — одно из самых удачных созданий либреттиста Пьетро Метастазио. Публика не может остаться равнодушной к отзывчивой, терпеливой, пылкой и великодушной героине»

Нет сомнений, что работа ансамбля «Tempo restauro» под руководством Марии Максимчук и солистов Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко будет способствовать популяризации музыки Н.Порпоры в России, а опера «Узнанная Семирамида» откроет российскому слушателю новые грани и красоты итальянской вокальной музыки эпохи блистательного барокко.


Пресс-служба «Tempo restauro»


Ссылки




Подарочные сертификаты

События