2
НОЯБРЯ
2019
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1400
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Галина Уствольская (1919-2006). Авторский вечер

Поиск

Билеты продаются

К 100-летию со дня рождения

Московская хоровая капелла мальчиков

Художественный руководитель и дирижёр — Богдан Петренко

Ансамбль духовых и ударных инструментов Московской консерватории

Дирижёр —

Богдан Петренко

Юрий Фаворин (фортепиано)

Мария Паршина (фортепиано)

Михаил Турпанов (фортепиано)

Мария Баранова (флейта-пикколо)

Филипп Нодель (гобой)

Алексей Лундин (скрипка)

Екатерина Потина (скрипка)

Глеб Верещак (труба)

Сергей Бармин (туба)

Руслан Хачатуров (куб Уствольской)

Игорь Карпинский (чтец)


В программе:

«Хвалебная песнь» для хора мальчиков, четырёх труб, ударных и фортепиано (1961)
Соната № 2 для фортепиано (1949)
Соната № 4 для фортепиано (1957)
Соната № 5 для фортепиано (1986)
Соната для скрипки и фортепиано (1952)
Композиция № 1 «Dona nobis pacem» для флейты-пикколо, тубы и фортепиано (1971)
Симфония № 5 «Amen» для скрипки, гобоя, трубы, тубы, куба и солиста на текст Молитвы Господней (1990)

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Галины Уствольской. Многие сочинения ученицы Дмитрия Шостаковича долгое время не исполнялись и подвергались резкой критике, осуждались за элитарность и резкость звучания. В одном из интервью она говорила: «У меня абсолютно свой мир, и я понимаю всё по-своему. И слышу, и вижу, и поступаю не так, как все люди. Я живу своей одинокой жизнью». И действительно, Галина Ивановна вела закрытый образ жизни, ее музыка не была известна широкой публике.

Ренессанс наследия Галины Уствольской возник в 1990-е годы и продолжается до сих пор. На вечере-посвящении в Малом зале творчество ленинградского композитора будет представлено различными жанрами. «Хвалебная песнь» для хора мальчиков, четырех труб, трех ударных и фортепиано на слова Сергея Давыдова — своего рода кантата-оратория, прославляющая мир без войны, где сразу же после вступления голоса солистов скандируют: «Мир!» В композиции № 1 «Dona nobis pacem» необычное сочетание инструментов — флейта-пикколо, туба и фортепиано — словно выражает дисгармонию окружающего мира.

Отдельную область творчества Уствольской составляют сонаты для фортепиано. В концерте прозвучат три сонаты, каждая из которых демонстрирует оригинальный подход автора к этому жанру. Соната №2 — образец «свободной» музыки (в партитуре нет тактовых черт), где трагическое напряжение I части сменяет динамическая энергичная II часть. Четвертая соната Уствольской, пожалуй, самая необычная из всех шести: по стилю ее музыка отчасти напоминает импрессионизм. Следующая, Пятая фортепианная соната и вовсе написана в десяти разделах, где контраст между каждым из них максимально сглажен.

И, наконец, Соната для скрипки и фортепиано — трагический, словно потусторонний диалог, который заставляет вспомнить слова композитора Бориса Тищенко, сказанные о музыке Уствольской: «Здесь нет ничего вечно-женственного. Это — сгусток мужественности, воли и сурового духа, беспощадно отсекающего всё лишнее». Кульминацией концерта станет Симфония № 5 «Amen» — грандиозное симфоническое полотно для скрипки, гобоя, трубы, тубы и солиста на текст Молитвы Господней, где исполнитель будет играть на деревянном кубе, выполненном по чертежам Уствольской.


Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе