4
АВГУСТА
2022
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

Неизвестный Эрнст Кшенек. Фортепианные сочинения 1919-1922 годов

Поиск

цена билета 300 - 1000

Доступно по Пушкинской карте

XVI Международный музыкальный фестиваль «Собираем друзей»

Михаил Коржев (фортепиано)


В программе:

Российские премьеры ранних фортепианных произведений Э. Кшенека, презентация нового диска фирмы Centaur Records

Э. Кшенек
Соната, соч. 2 № 1
Сонатина, соч. 5 № 1
Сонатина, соч. 5 № 5
Шесть пьес, WoO 56
Соната № 2, соч. 59

4 августа в Рахманиновском зале в исполнении пианиста Михаила Коржева впервые в России прозвучат ранние опусы австрийского композитора Эрнста Кшенека (1900—1991).

На российских афишах его имя впервые появилось в 20-х годах прошлого века. И вот спустя 100 лет музыка австрийского композитора вновь возвращается на нашу сцену. Ещё много сочинений этого австрийского мастера ждёт своих российских премьер.

Наследие Кшенека, по ёмкому выражению Глена Гульда — это «энциклопедия музыки двадцатого века, воплощённая одним человеком». В своих творческих экспериментах композитор обращался к музыкальным техникам и жанрам разных эпох, в том числе средневековья и Ренессанса, сочетая элементы старинных звуковых систем с ультрасовременными для XX века методами композиции. Ярко индивидуальный стиль Кшенека формировался постепенно. Его ранние произведения унаследовали позднеромантические тенденции, идущие от М. Регера, Р. Штрауса, Г. Малера. В 1920-е годы композитор испытал влияние неоклассицизма и джаза. Самое известное его произведение этого периода — опера «Джонни наигрывает». Она стала настоящей сенсацией и выдержала несколько сотен постановок, в том числе и в СССР (в 1926—1927). Позднее, в 1930-е годы, Кшенек заинтересовался 12-тоновой, серийной техникой и освоил её; а в 1950-х стал одним из пионеров электронной музыки.

В течение более чем семидесяти лет он создал около 240 сочинений, среди которых около двух десятков опер, 5 симфоний, 4 фортепианных концерта, камерные и вокальные миниатюры. Произведения Кшенека никого не оставляли равнодушным: они вызывали либо восторженные отзывы, и либо непонимание и резкую критику. Среди его приверженцев были такие выдающиеся музыканты, как Р. Штраус, Ф. Бузони, А. Берг, Д. Митропулос, Г. Гульд. А после эмиграции композитора в США стали выходить рецензии, где его называли «эклектиком», «хамелеоном», «ещё более страшным композитором, чем Барток» и даже «культурным импортом Третьего Рейха в США, идеологическим диверсантом».

Новая волна интереса к музыке Кшенека возникла в начале 1990-х годов. На сегодняшний день существуют высококлассные записи оперы «Джонни наигрывает» (Decca Records), а Филармонический оркестр Северогерманского радио записал все пять его симфоний.

Пианист Михаил Коржев — увлечённый популяризатор музыки Кшенека. В 2016—2017 совместно с Английским симфоническим оркестром под управлением Кеннета Вудса он записал все фортепианные концерты Кшенека (лейбл Toccata Classics).

А в рамках концерта 4 августа состоится презентация еще одного нового эксклюзивного диска фирмы Centaur Records, который посвящен ранним фортепианным опусам Кшенека (1919—1922).

Кроме Сонаты № 1, все остальные сочинения никогда не публиковались и потому представляют особый интерес для меломанов.



Анонсы