Альфред Шнитке. Композитор и философ. К 75-летию со дня рождения

26 января 2010 г., Большой зал консерватории | Выставки

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Музей имени Н.Г. Рубинштейна


 

К 75-летию со дня рождения


«Музыка – это подслушанные крики времени»

                                               А. Шнитке


Материалы:

  • из личного архива семьи Шнитке
  • из фондов Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки
  • из Музея Альфреда Шнитке при Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке
  • из Музея имени Н.Г. Рубинштейна в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

 

Единственное, что мне интересно,
это писать музыку. Это я могу и хочу

Альфред Шнитке

Альфреда Шнитке нельзя назвать просто композитором. В нашем отечественном искусстве второй половины ХХ века он олицетворял само Время – именно он повернул всех нас лицом к новой музыке, заставил поверить в нее и все свое творчество отдал свободе духа, которую мы сейчас благодаря ему получили. При этом он как бы принял на себя «грехи» нашего мира и мужественно пронес эту кару практически через всю свою жизнь

                                                                                         Виктор Екимовский

 

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) – российский композитор, один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века.

Он родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе – столице Республики немцев Поволжья (в настоящее время – Саратовской области). Заниматься музыкой начал в Вене, куда его отец, переводчик и журналист, был командирован после Великой Отечественной войны. С 1948 года жил в Подмосковье, затем в Москве. Окончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции. Затем продолжил обучение в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, которую окончил в 1958 году по классу композиции у профессора  Е.К. Голубева (у него же в 1961 году – аспирантуру). В 1960 году был принят в Союз композиторов.

Получив образование в традициях русской классической композиторской школы, А. Шнитке с начала 1960-х годов обратился к изучению современных техник композиции (в том числе додекафонии), которые в то время находились в СССР под фактическим запретом. Вместе с Э. Денисовым и

С. Губайдулиной он стал активным сторонником европейского музыкального авангарда. Молодой композитор осваивал новые методы письма, стремился найти собственный стиль.

Более десяти лет (с 1961 по 1972 гг.) А. Шнитке преподавал в Московской консерватории на кафедре инструментовки. В этот период он написал не только талантливые музыкальные сочинения, но и ряд интереснейших музыковедческих статей о современной музыке.

В 1971 году А. Шнитке выступил на московском конгрессе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО с программным докладом «Полистилистические тенденции современной музыки», введя в музыковедческий обиход новый термин «полистилистика». Доклад явился своего рода эстетическим манифестом, которому композитор следовал в своем зрелом творчестве.

А. Шнитке – автор свыше 200 музыкальных произведений, написанных в различных жанрах. Среди его сочинений – 3 оперы, 4 балета, 9 симфоний, 6 Concerto grosso, концерты для скрипки, альта, виолончели, фортепиано и других инструментов, хоровые и вокальные произведения, камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Премьеры многих произведений А. Шнитке становились яркими культурными событиями, их исполняли выдающиеся музыканты современности: М. Ростропович, Г. Рождественский, Ю. Башмет, Г. Кремер, Н. Гутман, О. Каган, В. Крайнев, В. Полянский, С. Сондецкис, М. Лубоцкий и другие.         

Композитор много и плодотворно работал в драматическом театре и в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов. Среди них: «Восхождение» (режиссер Л. Шепитько), «Агония» (режиссер Э. Климов), «Маленькие трагедии» (режиссер М. Швейцер), «Комиссар» (режиссер А. Аскольдов), «Экипаж» (режиссер А. Митта) и другим.

Творчество А. Шнитке получило широчайшее признание на Родине и за рубежом. Его произведения исполнялись ведущими оркестрами России, Европы и США под управлением крупнейших дирижеров современности, звучали в интерпретации знаменитых солистов. Композитор был избран членом нескольких европейских академий, в том числе Академии искусств Западного Берлина, Баварской Академии изящных искусств, Шведской Королевской академии, Венского хорового общества и т. д. В разных городах Европы проходили фестивали музыки А. Шнитке. Композитор был удостоен нескольких авторитетнейших наград в области искусства.

В 1990 году А. Шнитке вместе с семьей переехал в Германию, где преподавал композицию в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге.

Последние годы жизни омрачились резким ухудшением здоровья. Несмотря на это, композитор до конца сохранял творческую активность.

А. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года на 64-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1999 году его имя было присвоено Московскому государственному институту музыки.


Концепция выставки, подбор материалов и комментарии –  старший научный сотрудник Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения Татьяна Нилова


Дизайн выставки – члены художественной студии «АртДизайн» Антон и Владимир Вильчес-Ногерол, Ольга Кирюхина

Авторы благодарят Ирину Федоровну Шнитке за предоставленные материалы и помощь при подготовке выставки


Над выставкой также работали:

директор Музея имени Н.Г. Рубинштейна,
старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения
Евгения Гуревич

документовед Музея имени Н.Г. Рубинштейна Евгения Сергеенко

помощник ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Дмитрий Довбуш

хранитель фондов Музея Альфреда Шнитке Ольга Глушкова

заведующий фотостудией Государственного центрального  музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Сергей Новоселов

начальник отдела рекламы Государственного центрального  музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Олег Гаевский