В. И. Сафонов — директор Московской консерватории

7 июня 1889 г. | История

Преемником С. И. Танеева, возглавлявшего Московскую консерваторию с 1885 по 1889 годы, назначили Василия Ильича Сафонова, вступившего в должность директора консерватории весной 1889 года.

Один из выдающихся русских музыкальных деятелей, Сафонов был разносторонне одаренным, волевым и целеустремленным человеком. Окончив Петербургскую консерваторию в 1880 году, он начал преподавать в ней специальное фортепиано. В Петербурге успешно разворачивалась и концертная деятельность Сафонова как пианиста. Особенно высокую репутацию он завоевал в качестве ансамблевого исполнителя (в частности, будучи постоянным партнером знаменитого виолончелиста, одного из директоров Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова).

Инициатива привлечения Сафонова в Московскую консерваторию принадлежала Чайковскому. Личное обращение Чайковского, к творчеству которого Сафонов относился с горячей восторженностью, в большой мере предопределило решение пианиста о переезде в Москву, где он предвидел для себя перспективу широкой и разносторонней музыкальной деятельности.

С осени 1885 года Сафонов стал профессором Московской консерватории и уже в первые годы работы проявил себя отличным педагогом, обладающим строго продуманной системой методических принципов и умением привить своим ученикам, наряду с техническими навыками, высокую артистическую культуру, художественный вкус и понимание существа исполняемых произведений. Одновременно он продолжал выступать и на концертной эстраде, заняв вскоре после своего переезда видное место в московской музыкальной жизни.

Период 17-летнего директорства Сафонова (1889–1906) — один из самых блестящих в истории Московской консерватории. Конечно, это нельзя отнести только за счет его личных заслуг. Многие из достижений «сафоновской эры» были подготовлены предшествующим развитием учебного заведения. Расцвет Московской консерватории отражал и общий подъем русской музыкальной культуры на рубеже XIX и XX веков — приход Сафонова к руководству вузом произошел при необычайно благоприятных обстоятельствах.

Уже на третий год пребывания Сафонова на директорском посту, весной 1892 года, Московская консерватория подарила миру двух гениальных музыкантов — А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Первый из них окончил ее как пианист по классу В. И. Сафонова, второй — по классу фортепиано А. И. Зилоти и по классу композиции А. С. Аренского. Экзаменационной работой Рахманинова по композиции была опера «Алеко». Скрябину присудили малую золотую, а Рахманинову — большую золотую медаль.

Возглавив консерваторию, Сафонов взял на себя также руководство ее оркестровым классом. Перед публикой он выступил в первый раз в качестве дирижера 16 ноября 1889 года в концерте, посвященном 60-летию А. Г. Рубинштейна, в присутствии самого юбиляра, П. И. Чайковского и многих видных музыкантов.

Вступление Сафонова на пост директора консерватории ознаменовало собой укрепление не сколько ослабевшей в предыдущие годы связи ее учебной работы с концертной деятельностью ИРМО, ведь в 1889 году, когда возник вопрос о замене уехавшего М. К. Эрдмансдёрфера, подходящей для этого фигурой оказался как раз Сафонов. С осени 1890 года Сафонов занял место постоянного дирижера симфонических концертов ИРМО в Москве, совмещая эту должность с обязанностями директора консерватории. Таким образом, произошло возвращение к существовавшему при Н. Г. Рубинштейне порядку, когда управление оркестром в симфонических собраниях входило в обязанности директора консерватории.

Как дирижер Сафонов обладал достоинствами, выдвинувшими его в ряд признанных мировых мастеров дирижерского искусства. Уже в середине 1890-х годов он завоевал широкую известность не только в России, но и в зарубежных странах (Германия, Чехия). Однако основным центром его дирижерской деятельности до 1906 года оставалась Москва. Концерты Московского отделения ИРМО под его руководством отличались свежестью, содержательностью программ и высоким уровнем исполнения. Наряду с классическими образцами музыкальной литературы он уделял большое внимание новым произведениям русских и зарубежных композиторов. Именно Сафонов впервые познакомил московскую публику со многими интересными новинками того времени.

В концертах ИРМО постоянно выступали хор и солисты — ученики консерватории. Среди произведений, исполненных силами учащихся или при их участии, можно назвать кантаты И. С. Баха, оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Реквием» В. А. Моцарта, Мессу До мажор и Девятую симфонию Л. ван Бетховена, первую часть оратории «Рай и Пери» Р. Шумана, сюиту из «Млады» и «Песнь о вещем Олеге» Н. А. Римского-Корсакова, Первую симфонию с хором А. Н. Скрябина.

Консерватория откликалась на знаменательные события культурной жизни: в 1897 году был дан ученический концерт к 100-летию со дня рождения Ф. Шуберта. Годичный акт 1898/99 учебного года посвятили 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, широко и торжественно отмечавшемуся по всей стране. На следующий день после актового вечера, в котором исполнялись про изведения русских композиторов на пушкинские тексты и сюжеты, женский хор консерватории вместе с хорами других московских учебных заведений исполнил перед памятником Пушкина кантату памяти великого поэта, специально написанную к этой дате М. М. Ипполитовым-Ивановым на слова В. И. Сафонова. Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского посвятили один из общедоступных концертов консерватории, проводившихся в начале 1900-х годов под управлением Сафонова в помещении цирка на Воздвиженке.

Важным событием явилось совместное исполнение силами двух консерваторий оратории А. Г. Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» 16 ноября 1902 года по случаю открытия в Петербургской консерватории скульптурного памятника ее основателю. Дирижировал объединенным коллективом исполнителей директор Московской консерватории Сафонов.

Сафонов стремился пропагандировать и творчество воспитанников консерватории, включая их сочинения в программы открытых концертов. 17 марта 1892 года Рахманинов сыграл в экстренном симфоническом собрании в пользу нуждающихся учащихся одну часть своего Первого фортепианного концерта. Оркестром дирижировал Сафонов. Под его управлением впервые прозвучала Первая симфония Р. М. Глиэра, написанная им к окончанию консерватории в 1900 году. Годом позже Московскую консерваторию оканчивал С. Н. Василенко, представивший в качестве выпускной работы кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В следующем сезоне была исполнена экзаменационная работа Л. В. Николаева — кантата «Гимн духовной красоте» на стихи П. Б. Шелли.

В 1890-х — начале 1900-х годов был публично показан и ряд ученических оперных спектаклей, в том числе «Все они таковы» («Cosi fan tutte») В. А. Моцарта, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Вольный стрелок» К. М. Вебера, «Виндзорские кумушки» О. Николаи, «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, а также уже ранее ставившиеся «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.

Все эти факты свидетельствуют о серьезной постановке оперного класса в консерватории.

Занятия в хоре являлись обязательными для учащихся всех специальностей. Высокий уровень хорового и оркестрового дела засвидетельствован многими видными, авторитетными музыкан тами, обучавшимися в те годы в Московской консерватории. Помимо приобретения необходи мых практических навыков участие в коллективных классах способствовало общему развитию учащихся, расширяло их знакомство с музыкальной литературой.

Ценным культурно-просветительным мероприятием стала организация выездных концертов консерваторского оркестра в расположенных неподалеку от Москвы городах (Тула, Владимир) в 1902 году.

Из специальных классов консерватории наиболее сильными в то время были фортепианные, возглавлявшиеся В. И. Сафоновым и П. А. Пабстом. Именно на 1890-е годы приходится расцвет педагогической деятельности Сафонова, в классе которого в ту пору занимались будущие крупнейшие мастера пианистического искусства, прославившиеся на исполнительском или педагогическом поприще. Одновременно с А. Н. Скрябиным в 1892 году окончил Московскую консерваторию И. А. Левин, завоевавший мировое признание как пианист феноменальных, неограниченных виртуозных возможностей. К ученикам Сафонова по классу специального фортепиано принадлежат также Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси-Левина, А. Ф. Гедике, Е. Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев.

Среди окончивших консерваторию по классу Пабста должны быть в первую очередь названы А. Б. Гольденвейзер и К. Н. Игумнов, вскоре приглашенные для преподавания в Московскую консерваторию и создавшие в ней впоследствии собственные пианистические школы.

Преемником П. А. Пабста стал его ученик К. А. Кипп, приступивший к работе в консерватории еще в начале 1890-х годов и выдвинувшийся в ряды ведущих педагогов фортепианного класса.

В 1898 году профессором класса специального фортепиано стал и А. Н. Скрябин. Не обладая склонностью к педагогике, он через несколько лет отказался от нее. Но влияние тонкой художественной индивидуальности Скрябина оставило неизгладимый след в памяти его воспитанников.

В этот период закладывается традиция активного, успешного участия воспитанников фортепианных классов консерватории в различных исполнительских конкурсах. Победителем Второго Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна (Берлин, 1895) стал И. А. Левин, почетными дипломами на Третьем Международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900) были отмечены выступления А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера и Н. К. Метнера.

Будучи прекрасным исполнителем камерной музыки, В. И. Сафонов очень большое значение придавал ее освоению. Именно у него в классе камерного ансамбля занимались К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, ставшие впоследствии не только выдающимися солистами, но и замечательными интерпретаторами камерного репертуара.

Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006