Большой зал консерватории закрывается на год

22 мая 2010 г., Большой зал консерватории |

Государственный академический симфонический оркестр имени Евгения Светланова под руководством народного артиста России Марка Горенштейна исполнит произведения Дворжака и Чайковского.

     Солистка – народная артистка СССР профессор Наталия Гутман (виолончель). Концерт называют вдвойне благотворительным, поскольку стоимость билетов оплатил один из банков и вход для слушателей будет бесплатным.

     После этого концерта зал закроют на год – до июня 2011-го, то есть до открытия Международного конкурса имени Чайковского, на который музыкальная общественность возлагает большие надежды. Считается, что будет восстановлен высокий престиж этого творческого состязания, что вернутся лучшие традиции первых конкурсов, на которых побеждали мастера высокого таланта, начиная с Вана Клайберна.

     Один концертный сезон Большому залу придется пропустить, но, учитывая сложность и масштабы предстоящих работ, срок перед строителями поставлен очень жесткий. Здание консерватории, построенное в 1895–1901 годах, еще ни разу капитально не ремонтировалось. Ремонты были, но, как правило, походили на профилактику или латание дыр. Больше откладывать серьезные работы нельзя даже в условиях экономического кризиса.

     В основном здании уже проведены противоаварийные работы, укреплены фундаменты. Теперь прошел экспертизу и корректировку в сторону удешевления проект реконструкции всего консерваторского комплекса, разработанный в ГУП МНИИП «Мос проект-4» под руководством директора института и президента Союза архитекторов России Андрея Бокова.

     – Коррекция первоначальной концепции проведена с учетом кризиса, – пояснил Боков. – Пришлось отказаться от перекрытия двора за Рахманиновским залом, использования чердачных помещений, пришлось также ограничить освоение подземного пространства. Но главная задача реконструкции и идея создания «музыкального квартала» остаются. При реальной помощи московских властей и лично Юрия Лужкова создать такой квартал стало возможным.

     Он будет включать Большой, Малый, Рахманиновский залы, учебные аудитории и оперный театр-студию, который разместится в старинной усадьбе за главным зданием консерватории по Среднему Кисловскому переулку, 3. Реставрационные работы там уже начались с укрепления фундаментов.

     Теперь, сразу же после концерта 22 мая, основные работы развернутся непосредственно в Большом зале.

     Зима 2010 года станет не лучшим временем для столичных меломанов. Будут закрыты сразу два главных храма музыки. И Большой театр, и Большой зал консерватории одновременно окажутся в самом разгаре реставрационных работ. Зато как будут вознаграждены московские любители музыки в 2011 году, когда в обновленном ГАБТе начнутся гастроли театра Ла Скала, а в Большом зале консерватории – Конкурс Чайковского! Москва опять станет одним из музыкальных центров мира.

     «ВМ» задала проректору консерватории по административно-хозяйственной работе Сергею Розанову вопрос, который, очевидно, волнует многих москвичей:
     – Что будет с Большим залом, который называют драгоценностью консерватории?
     – Называют, конечно, правильно, – ответил проректор. – А лучшие исполнители говорят, что если не сам Большой зал, то звук в нем уж точно – национальное достояние. Недаром к нам приезжали иностранные оркестры, чтобы в ночные часы записаться именно здесь. Сохранение непревзойденной акустики – главная наша забота при всех работах, ведущихся в зале, интерьер которого определяет прежде всего великолепный орган знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля. Работы здесь можно вести только с особой осторожностью.

     Органу Большого зала 111 лет. Это достояние культуры, которое сложно переоценить: огромный 50-регистровый инструмент известен всему миру и входит в Золотой фонд мировой органной культуры. Такие инструменты установлены в самых лучших и больших исторических зданиях – к примеру, знаменитом соборе Парижской Богоматери. Уникален же он тем, что находится в исторически целостном состоянии – нынче это абсолютная редкость. Инструмент принадлежит мастеру, в свое время перевернувшему представление о возможностях инструмента, мастеру, влияние которого сильно по сей день.

     3136 труб, 50 регистров. Орган на время ремонта зала хотели разобрать и отправить на родину, в Париж. Там прочистить все трубы, а потом вернуть в Москву. От такой рискованной идеи отказались. Инструмент поместят в непроницаемый для строительной пыли саркофаг.

     – При этом, – поясняет Сергей Розанов, – останется доступной рабочая зона, где специалисты будут проводить очистку и ремонт отдельных узлов и деталей.

     Сам зал, считают видные музыканты, это часть инструмента. Если что-то меняется в зале, то моментально чтото меняется и в органе. Это определяет особые условия, в которых будут проходить ремонтные работы. Все будет учитываться заранее. Для этого создана точная математическая модель Большого зала, а также его физическая модель в масштабе один к двадцати. Все материалы отделки будут сначала испытывать на этом макете. Только когда специалисты убедятся, что конкретный материал не ухудшает акустических характеристик зала, его пустят в дело.

     Подход к Большому залу как к святая святых консерватории разделяет Андрей Боков, президент Союза архитекторов РФ, гендиректор «Моспроекта-4».

     – Перед нами стоит задача, – говорит он, – сохранить все несущие конструкции, отделку зала и фойе и сам дух этого здания. Чтобы москвичи старшего поколения, которые слушали здесь Рихтера и Оборина, могли сказать, что незабываемая аура этого зала жива и неизменна, что сам дух его жив.

     Кроме реставрации Большого зала, серьезная реконструкция ожидает примыкающий к нему корпус помещений, обслуживающих сцену. Условия хранения и транспортировки музыкальных инструментов здесь совершенно не соответствуют современным требованиям.

     Да и музыканты здесь готовятся к выходу на сцену почти на лестнице. Это здание, как говорят архитекторы, должно переродиться, чтобы стать комфортным для исполнителей, превратиться в высокоорганизованное пространство, работающее на сценический комплекс.

     – Реставрацию Большого зала, – говорит проректор Розанов, – мы должны провести в крайне сжатые сроки, а потом взяться за крылья исторического здания. А вот для строительства подземного инженерного комплекса вообще не найдется другого времени, кроме периода ремонта Большого зала, поскольку этот комплекс находится прямо за памятником Чайковскому перед главным входом, где сейчас только и слышно: «Нет ли лишнего билетика?»

     Идея создания «музыкального квартала» потребует крупных комплексных работ и за пределами Большого зала. Так, профессора консерватории возлагают особые надежды на территорию в Среднем Кисловском переулке. Долго им приходилось сетовать, что студенты-вокалисты не получают в стенах альма-матер никакой оперной практики.

     У них просто не было театра, а теперь он будет. В оперном театре-студии запроектировано все, как положено. Сценическая коробка, сцена с поворотным кругом и подъемными механизмами, оркестровая яма, удобные артистические помещения. Еще один репетиционно-концертный зал появится за зданием Рахманиновского зала.

     Словом, предстоят масштабные работы, и Московскую консерваторию в ближайшие годы ждут большие перемены.

Автор: Ольга Никольская


Ссылки


Наталья Гутман

Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР

Сергей Розанов

Почётный строитель России