Научно-творческий проект «Потомки Арктиды»

| Фестивали

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»

Научно-творческий проект «Потомки Арктиды»
«Иранская классическая музыка»

март — июль 2011 г.


Концерты

14 июля, 20.00
Галерея «Инжир»
«Бедахэ звучание неба»

Хосейн Нуршарг (исхафанский аваз)
Кейван Сакет (тер, сетар)

перейти к пресс-релизу

19-20 мая
Республика Беларусь, Минск, Белорусская академия музыки


Концерт «Дашти — чахаргах»

Хосейн Нуршарг и группа «Фераг» (г. Исфахан)

17 мая, 19.30
«Дворец на Яузе»


Концерт «Дашти – чахаргах»

Хосейн Нуршарг и группа «Фераг» (г. Исфахан)

 

26 апреля
Токио, Тиара Холл

 

Программа «Сарзамин-э ман» («Родина моя»)

перейти к пресс-релизу

24 апреля, воскресенье
Токио, Тауэр Фунабори Холл

 


Программа «Сарзамин-э ман» («Родина моя»)

перейти к пресс-релизу

21 апреля, четверг
Тэнри-сити

 


Программа «Сарзамин-э ман» («Родина моя»)

перейти к пресс-релизу

30 марта, 19.30
«Дворец на Яузе»

 


Концерт «Радость свободы»

Хосейн Нуршарг, Нагмэ Голами и группа Кейвана Сакета

перейти к пресс-релизу

27 марта, 17.00
Камерный зал ЦМШ

 

Сольный концерт Кейвана Сакета

перейти к пресс-релизу

Пресс-релизы

Концерт «Бедахэ — Звучание неба»

Галерея «Инжир», 14 июля, 20.00

Хосейн Нуршарг (исхафанский аваз)
Кейван Сакет (тер, сетар)

В этот вечер, расположившись в окружении великолепных произведений иранских ковроделов из новой экспозиции галереи, гости станут со-участниками доверительной музыкальной «беседы» выдающегося мастера исфаханского аваза (классического пения) Хосейна Нуршарга и блестящего исполнителя на таре и сетаре Кейвана Сакета.

В разных языках мира есть такие понятия, которые переводятся на русский словом «сокровище». Сокровищем принято считать то, что имеет для нас исключительную ценность, то, что мы особо тщательно охраняем и время от времени с гордостью и восхищением показываем другим людям.

Настоящее сокровище иранской культуры — искусство бедахэ или бедахэ навази, особый род музыкального творчества, когда именно здесь и сейчас, в едином порыве вдохновения и сопереживания, но следуя при этом жёстким законам многовековой традиции, создаётся неповторимое звуковое полотно.

Сегодня это очень редкое явление даже в самом Иране, где этим уникальным умением в полной мере владеют лишь те немногие музыканты, которых судьба от рождения наделила талантом и утончённой интуицией, а затем одарила встречей с Учителем.

Особая чувствительность к звуку совершенствуется мастером в течение всей его жизни, позволяя без слов понимать музыканта-партнёра, с лёту подхватывать его звуковые идеи и предвосхищать его желания. Развитость интуиции сопряжена со способностью музыканта входить в особое состояние вдохновения, когда он перестаёт осознавать сам процесс музицирования и самое бытие, а дух его буквально парит в сфере божественного.

Все это невозможно без досконального знания канона. Для истинного владения этой традицией необходимы долгие годы освоения и запоминания огромного свода канонических звуковых моделей и правил их соединения. Обучиться мастерству можно только под руководством действительно знающего мастера, из рук в руки, из уст в уста, минуя какие-либо виды записи, так, чтобы вся историческая память традиции стала твоей плотью и кровью, чтобы мелодии как бы сами, повинуясь вдохновению, выстраивались в сложную и прекрасную композицию.

Традиция бедахэ наилучшим образом проявляет себя в окружении духовно развитых и восприимчивых к чуду слушателей. Когда-то искусство бедахэ процветало в духовных собраниях маджлисах, оно сопутствовало мастерству толкования Корана и находило особо благодатную почву в суфийских братствах. В современном мире музыкант, как правило, сталкивается с неподготовленной аудиторией, но и в этом случае он способен находить отклик в сердцах людей и увлекать их за собой в неповторимый духовный полёт.

Единожды соприкоснувшись с искусством бедахэ, понимаешь, что музыка — это воистину божественная сущность, способная напрямую, минуя все преграды разума, логики и рационального расчёта проникать в корень сердца и пробуждать в нём опыт и память единого общечеловеческого духа. Как сказал Сайид Хусейн Наср, известный американский учёный иранского происхождения, «дух всегда сохраняет память об изначальном доме, о родине, и все усилия человека достичь совершенства, даже ограниченные миром материи, имеют корни в этом воспоминании. В том, другом мире человеческий дух был вечным слушателем и участником непрекращающегося концерта, чья красота и гармония насыщали его. С помощью традиционной музыки дух, живущий в темнице тела, вновь вспоминает о мире, где жил первоначально».

Кейван Сакет родился в Машхаде. Первые уроки музыки получал сначала у дяди, а потом, некоторое время, у Хамида Мотебассема. В качестве инструменталиста он в 1989 – 1996 годах сотрудничал с группой «Ареф». В 1995 году Кейван Сакет создал собственную группу «Вазири», названную по имени выдающегося музыканта, непревзойдённого исполнителя на таре и крупного музыкально-общественного деятеля Ирана Али-Наги Вазири (1887-1979). Считая себя последователем Вазири в области музыкального стиля, Кейван Сакет вместе со своей группой исполнили многие работы этого уникального виртуоза.

Музыку Кейвана Сакета характеризует красота мелодий, обострённое внимание к каждому звуку и фантастическая техника. Как в сольном, так и в ансамблевом вариантах музыка Сакета всегда поражает публику свежестью и неординарностью звучания. Мастер работает в разных направлениях: он возрождает из забвения работы великих музыкантов прошлого и, наряду с этим, не отказывается от разного рода экспериментов, в том числе, следуя традиции Вазири, переосмысливая музыку европейских классиков.

Кейван Сакет принимал участие в качестве автора музыки, исполнителя на таре и руководителя группы, представлявшей в рамках проекта «Потомки Арктиды» программу «Радость Свободы» в Москве, 30 марта 2011 года.

Хосейн Нуршарг с детства обучался искусству аваза у своего отца, знатока иранского классического репертуара Эбрахима Мохамеда, который, в свою очередь, приобрёл своё мастерство под руководством поэта и мастера аваза, религиозного деятеля Али Асгара Весала (как поэт, он известен также под именем Махджур Дэхагани).

Среди своих учителей певец отмечает также своего брата Масуда (тар и теория музыки) и известного исфаханского мастера Малека Масуди (ученика великого певца Таджа Эсфахани), под руководством которого он освоил всю систему вокального радифа (полного репертуара типовых мелодий). Отдельные уроки были получены у Шаха Замани (также ученика Таджа Эсфахани) и Разави Сарвестани (знаменитый мастер тегеранского аваза).

Хосейн Нуршарг выступал с различными ансамблями в Иране и России, в том числе, с группой Остада Маджида Дэрахшани (Московская консерватория, декабрь 2008; Тон-студия киноконцерна Мосфильм, октябрь 2009, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, октябрь 2009), с ансамблем «Солх» в Большом зале Московской консерватории (май 2009). С осени 2009 г. певец сотрудничает с самым ярким коллективом, представляющим исфаханскую классическую традицию — ансамблем «Фераг».

В 2009 — 2010 годах Хосейном Нуршаргом и ансамблем «Фераг» были подготовлены уникальные концертные программы, с большим успехом показанные в лучших залах Москвы (Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Дворце на Яузе).

Хосейн Нуршарг — один из авторов проекта «Потомки Арктиды». В интересах наиболее эффективной реализации этого проекта в январе 2011 года певец создал творческую группу «Караван», которая в апреле 2011 года провела цикл концертов иранской классической музыки в Японии.

Киноконцерном «Мосфильм» выпущено два аудио издания Хосейна Нуршарга: CD “BEDAHE NAVA —ESFAHAN”, Iranian Classical Music (Hosein Nourshargh — voice, Majid Derakhshani — tar, Shahriar Famil Nazari — daf, tombak, dayere), Moscow, 2009; Doble CD “SARZAMIN-E MAN”, Iranian classical music, Volume 1. SARZAMIN-E MAN, Volume 2. ASUDE BEKHAB (Hosein Nourshargh & Feragh Ensemble), Moscow, 2010

Маргарита Каратыгина

Информация о концерте: Центр «Музыкальные культуры мира»
+7 (495) 629-21-91, +7-926-213-37-85
http://www.worldmusiccenter.ru
e-mail: mkaratygina@inbox.ru
Заказ и приобретение билетов:
Галерея «Инжир»
+7 (495) 629-17-75, +7-926-215-68-58


27 марта в 17.00 в Камерном зале Центральной музыкальной школы (на 5-м этаже) состоится сольный концерт Кейвана Сакета, одного из самых известных исполнителей на таре, автора самых популярных сегодня в Иране пособий по освоению игры на этом инструменте. Музыкант имеет свою авторитетную школу в Тегеране, является создателем множества музыкальных композиций.

30 марта в 19.30 во «Дворце на Яузе» состоится новая встреча с одной из древнейших и величайших культур мира — вдохновенной и изумительной по своей красоте и жизнеутверждающей энергетике иранской классической музыкой. Выдающиеся мастера иранского аваза (пения) Хосейн Нуршарг и Нагмэ Голами, а также один из самых известных музыкантов Ирана Кейван Сакет со своей группой представят программу «Радость свободы» («Шади-э Азади»).

Блестящий виртуоз-исполнитель на таре, известный сочинитель и аранжировщик Кейван Сакет является одной из ключевых фигур в современной музыкальной жизни Ирана. Его новая программа, специально созданная для московского концерта, соединяет в себе древние голоса самых характерных иранских инструментов: персидского уда — прародителя всех лютневых инструментов Европы и Азии, нежной каманче с её сладко-томящим пением, томбака — признанного короля всех ударных инструментов мира, и царственного тара. Над этим роскошным узором из инструментальных тембров парят голоса Нагмэ Голами и Хосейна Нуршарга, мастеров аваза, каждый из которых — подлинное открытие московского проекта «Потомки Арктиды». Именно эти голоса придают всему происходящему истинную красоту, жизнь и смысл. Иными словами, прозвучит большая и насыщенная звуковыми «событиями» программа, сформированная по всем законам классического канона, но демонстрирующая при этом пламенную энергию сегодняшнего, молодого и активного взгляда на мир.

Просим обратить внимание, что концерт в ЦМШ (27 марта) — это концерт-запись, в связи с чем действуют следующие правила:

  • вход только по предварительно приобретённым билетам, перед концертом билеты продаваться не будут;
  • цена билетов — 200 р., бронирование по тел.: (495) 629-21-91
  • опоздания и преждевременные уходы с концерта недопустимы, просим разумно спланировать ваше время на этот вечер, чтобы не помешать качественной записи;
  • просим полностью отключать мобильные телефоны, даже с тихого режима;
  • фото- и видео-съёмка не разрешаются.

Телефоны для справок  (495) 629-21-91, +7(926)213 3785
E-mail: mkaratygina@inbox.ru (автор проекта Маргарита Каратыгина)
Факс: (495) 627 7271

Заказ билетов во Дворце на Яузе: (495) 645-22-45 

Концерты группы «Караван» в Японии

Всемирно известный музыкальный университет Московская консерватория имени П.И. Чайковского развивает подлинно международный проект «Потомки Арктиды» на территории нескольких государств Евразии с участием выдающихся музыкантов из разных стран мира.

В апреле 2011 года проект «Потомки Арктиды» направляется в пострадавшую от стихийных бедствий Японию. Здесь будет представлена программа иранской классической музыки «Сарзамин-э ман» («Родина моя») в исполнении группы «Караван» в составе: Хосейн Нуршарг (голос), Пежман Эхтияри (сантур), Ашкан Рахбар (тар), Кавэ Мотамедьян (каманче), Дариуш Чавоши (томбак, даф). Иранская классическая музыка — одно из величайших достижений мировой культуры. Она отражает историю и мировоззрение не только иранского народа, но и всех людей, ведущих своё происхождение от древнейшей на территории Евразии индоевропейской культурной общности, границы которой простираются от Северной Европы до Японии. Несмотря на свою древность, это живая полнокровная традиция, волнующая сердца современных людей. Эта музыка обладает сложным сводом правил культивирования звука и грамматических норм, гармоничным соотношением утончённой интуиции и интеллектуального расчёта. Концерты будут предварены выступлением доцента Московской консерватории, научного руководителя проекта Маргариты Каратыгиной «Потомки Арктиды: Путь от Скандинавии до Японии».

Хосейн Нуршарг — автор программы, мастер уникальной традиции классического исфаханского аваза (искусства пения), автор ряда поэтических и музыкальных текстов в данной программе . С детства обучался искусству аваза у своего отца, знатока иранского классического репертуара Эбрахима Мохамеда, который, в свою очередь, приобрёл своё мастерство под руководством поэта и мастера аваза, религиозного деятеля Али Асгара Весала (как поэт, он известен также под именем Махджур Дэхагани).

Среди своих учителей певец отмечает также своего брата Масуда (тар и теория музыки) и известного исфаханского мастера Малека Масуди (ученика великого певца Таджа Эсфахани), под руководством которого он освоил всю систему вокального «радифа» (полного репертуара типовых мелодий). Отдельные уроки были получены у Шаха Замани (также ученика Таджа Эсфахани) и Разави Сарвестани (знаменитый мастер тегеранского аваза).

Хосейн Нуршарг выступал с различными ансамблями в Иране и России, в том числе, с группой Остада Маджида Дэрахшани (Московская консерватория, декабрь 2008; Тон-студия киноконцерна Мосфильм, октябрь 2009, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, октябрь 2009), с ансамблем «Солх» в Большом зале Московской консерватории (май 2009). С осени 2009 г. певец сотрудничает с самым ярким коллективом, представляющим исфаханскую классическую традицию — ансамблем «Фераг».

В 2009–2010 гг. Хосейном Нуршаргом и ансамблем «Фераг» были подготовлены уникальные концертные программы, с большим успехом показанные в лучших залах Москвы (Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Дворце на Яузе).

Киноконцерном «Мосфильм» выпущено два аудио издания Хосейна Нуршарга: CD “BEDAHE NAVA—ESFAHAN”, Iranian Classical Music (Hosein Nourshargh — voice, Majid Derakhshani — tar, Shahriar Famil Nazari — daf, tombak, dayere), Moscow, 2009; Doble CD “SARZAMIN-E MAN”, Iranian classical music, Volume 1. SARZAMIN-E MAN, Volume 2. ASUDE BEKHAB (Hosein Nourshargh & Feragh Ensemble), Moscow, 2010

Группа «Караван» создана в январе 2011 года специально для реализации проекта «Потомки Арктиды». Руководитель группы — Хосейн Нуршарг.


О проекте

Название проекта отражает представление о гипотетической стране Арктиде — древней родине народов, составляющих индоарийскую культурную общность. Как доказано многочисленными исследованиями в области археологии, языкознания, этнологии и других наук, с V тыс. до н. э. проходил мощный процесс миграции индоарийских народов, в ходе которого образовалось несколько очагов концентрации индоарийской культуры — на территории современной Европы, России, Ирана и Индии. Сегодня учёными разных стран ведётся активная работа по определению архетипов индоевропейского мышления, в том числе в области музыкального высказывания. Музыкальная практика народов перечисленных регионов хранит множество следов общеиндоевропейского мировоззрения. Проект Московской консерватории, задуманный в содружестве с выдающимися музыкантами и видными учёными разных стран, позволяет выявить эти архетипы и внести существенные коррективы в представления о генезисе и истории музыкальной культуры Евразии. Этот подлинно международный проект Московская консерватория развивает во взаимодействии с зарубежными партнёрами на территории нескольких государств Евразии с участием музыкантов из разных стран мира. Так, весной 2011 года Консерватория организует концерты иранской классической музыки не только в России, но также в Японии и Белоруссии.


Ссылки