Реставрация не нарушит акустику БЗК

12 апреля 2011 г. |

19.03.2011 Официальный сайт радиостанции «Голос России»
О. Бугрова. Реставрация не нарушит акустику БЗК


XIV Международный конкурс имени Чайковского состоится в отреставрированном Большом зале Московской консерватории

Реставрация Большого зала Московской консерватории идет по плану и завершится в срок. Для любителей музыки это лучшая новость, прозвучавшая на этой неделе. Она означает, что 14 июня церемония открытия XIV Международного конкурса имени Чайковского состоится — как это было всегда, с 1958 года, — на главной музыкальной сцене российской столицы.

В прошлом июне стодесятилетний Большой зал Московской консерватории был закрыт на масштабную реставрацию. И почти сразу музыкальная Москва наполнилась тревожными разговорами. Говорили, что к началу конкурса Чайковского работы закончить не успеют. Или что «успеют, да не все», и что после конкурса залом займутся капитально, закрыв его теперь уже «не на год, а на годы». Однако ректор Московской консерватории Александр Соколов опроверг слухи. Он пригласил московских журналистов осмотреть Большой зал, чтобы они убедились: планы реставрации абсолютно реалистичны.

«Многие слухи-пересуды сегодня развеются, — сказал Александр Соколов. — Ведь среди прочего говорили и такое: вот мы сейчас устроим бутафорию, конкурс как-нибудь проведем, а потом закроем зал, и работа в нем пойдет уже по-настоящему. Но могу сказать в качестве доказательства, что мы уже сформировали следующий концертный сезон и даже выпустили план абонементов — во всех залах консерватории и что стержнем сезона будут благотворительные концерты в Большом зале».

Итак, первыми обновленный вид Большого зала Московской консерватории оценят участники XIV Международного конкурса имени Чайковского. Им предстоит присутствовать в зале не только на церемонии открытия. Здесь пройдут три тура состязания пианистов, здесь же 1 июля состоится и заключительный концерт лауреатов конкурса во всех номинациях — пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов.

«Привязанность» к этому залу всех музыкантов академического плана, выступающих в России, очень понятна. Большой зал Московской консерватории — один из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Так что главная задача его сегодняшней научной реставрации — не нарушить легендарную акустику. Поэтому, сказал ректор Соколов, «акустическим параметрам Большого зала Московской консерватории придан статус национального достояния России».

«Приступая к очень сложным работам по акустике, мы фактически достигли даже некоторого мирового первенства, — утверждает Александр Соколов. — Потому что мы не только сняли акустическую модель Большого зала в двух форматах — в цифровом, компьютерном и в физическом формате, то есть создали модель в масштабе один к двадцати из тех же материалов, из которых выполнен и Большой зал. Но мы намерены зарегистрировать вот эту акустику как памятник, чего в мире действительно пока нет.

Все те замеры, которые мы уже сделали и которые намерены подтвердить по окончании работ, будут представлены к регистрации как особая ценность. Это важно, ведь пройдут десятилетия, и опять придет потребность вернуться в Большой зал для проведения реставрации. Вот тогда главным условием станет соблюдение всех тех параметров акустики, которые уже представлены нами с документальной точностью».

В ходе нынешних реставрационных работ каждая деталь интерьера зала выполнена из материала, идентичного прежнему, историческому. И каждый материал прошел строгую акустическую экспертизу — начиная от нового паркета в партере, массива бука, из которого сделаны кресла, и заканчивая субстанцией противопожарной пропитки стен. Так что Большой зал останется абсолютно узнаваемым для завсегдатаев — только будет более комфортным, например с точки зрения вентиляции.

И все же в нем появится нечто, чего большинство москвичей не видели никогда, а другие, возможно, забыли. Это огромный витраж с изображением Святой Цецилии — покровительницы музыки. Витраж разместится в фойе зала – там, где десятилетиями висело масштабное живописное полотно «Славянские композиторы». Картина вынужденно заменила витраж, существовавший с момента открытия Большого зала в 1901 году.

Во время Второй мировой войны, когда Москва подверглась фашистским бомбежкам, Святая Цецилия безнадежно пострадала от взрывной волны. И только теперь рассыпавшийся на мелкие стеклышки витраж реконструирован. Так что меньше чем через три месяца Святая Цецилия займет свое историческое место и будет покровительствовать музыке, которая вновь зазвучит под сводами одного из лучших концертных залов мира.


Источник: www.rus.ruvr.ru