Необходимо повторное всенародное обсуждение

12 апреля 2011 г. |

Журнал Федерального Собрания — Парламента РФ. № 7, апрель 2011 г.
С. Косыгин. Необходимо повторное всенародное обсуждение


«Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому — вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось», — таков пафос письма, направленного высшим лицам государства. Среди «подписантов» — пианист Николай Петров, дирижер Владимир Спиваков, артист Олег Табаков. Деятели культуры выражают резкое несогласие с курсом, который проводит министр Андрей Фурсенко.

Через несколько дней после публикации письма новую редакцию закона об образовании обсуждали на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Ректор Московской консерватории Александр Соколов поддержал коллег по цеху. Он считает, что в законопроекте нет главного: не прописана основополагающая концепция непрерывного профессионального художественного образования. Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это далеко не предел.

Нарастает вал проблем и в общем образовании. Прежде сельскую школу можно было ликвидировать только с согласия сельского схода. Теперь для этого будет достаточно решения муниципальных властей. Представленный законопроект исходит из идеи подушевого финансирования. Зампред Комитета ГД по образованию Олег Смолин раскритиковал этот подход: «Изучив ситуацию в Британии и в других странах, я знаю, что нет ни одной страны, которая бы считала данный принцип единственным. Мы требуем, чтобы не менее 30 процентов финансирования шло по смете — независимо от количества учащихся... В противном случае 19 тысяч сельских школ по официальным данным мы закроем».

На сайте www.smolin.ru опубликован альтернативный законопроект, подготовленный экспертами движения «Образование для всех». Его можно рассматривать и как серию поправок в обсуждаемый документ.

Зинаида Драгункина, член Комитета СФ по образованию и науке, заметила, что бесплатность образования в законе заменена на бесплатность в пределах нового стандарта. Пока в проекте стандарта говорится о гарантированных бюджетом лишь десяти школьных предметах. То есть грядет коммерциализация сферы образования. Она также не может согласиться с тем, что образование в законопроекте приравнивают к сфере услуг.

Выступил на парламентских слушаниях и статс-секретарь — заместитель министра образования Игорь Реморенко. Он утверждал, что скандал вокруг законопроекта вызван непониманием общества. Но аудитория не поддержала это мнение. Бурные аплодисменты вызвало выступление ректора Ставропольского государственного пединститута Людмилы Редько. По ее мнению, в новой редакции законопроекта все осталось без изменений. Главная цель разработчиков — оправдать средства, уже затраченные на модернизацию образования и на создание этого, весьма недешевого, документа.

В результате дискуссии участники слушаний пришли к выводу, что после доработки законопроекта необходимо провести его повторное всенародное обсуждение.


Источник: www.russia-today.ru