Концерт в честь маэстро: Геннадию Рождественскому — 80 лет

5 мая 2011 г. |

05.05.2011. Сайт Вести.Ru
Зинаида Курбатова. Концерт в честь маэстро: Геннадию Рождественскому — 80 лет


Блестящий дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей Геннадий Рождественский отметил 80-летие. День рождения встретил за дирижерским пультом симфонического оркестра Большого театра.

Последние приготовления перед спектаклем. Все — от рабочих сцены до артистов — нервничают, ведь это концерт в честь маэстро Геннадия Рождественского, одного из лучших дирижеров мира. Давний друг и единомышленник Рождественского Юрий Григорович показывает Николаю Цискаридзе последние штрихи его партии. За кулисами и в зале - давние поклонники искусства маэстро, его коллеги. Оперному режиссеру Вере Карпачевой посчастливилось работать с Рождественским. Теперь она фотографирует своего кумира во время репетиций.

«Самые главные снимки вот эти — это руки гения, это дирижерская палочка. Может быть это по-детски, наивно, но можно сказать, что это волшебная палочка», — показывает снимки Вера Карпачева.

Впервые он встал за дирижерский пульт Большого театра ровно 60 лет назад. Он был принят балетным дирижером в труппу не случайно, незадолго до этого оркестр студентов Московской консерватории под его руководством занял первое место в Берлине на фестивале молодежи и студентов. Рождественский дебютировал со «Спящей красавицей», причем провел спектакль без партитуры. В нынешний концерт включили как раз первые сцены из «Спящей красавицы», пролог оперы «Борис Годунов» и Вторую симфонию Рахманинова. Рождественский одновременно блестящий оперный, балетный и симфонический дирижер.

Балетный дирижер, затем главный дирижер Большого театра. Его карьера развивалась стремительно. С 1950-х годов Рождественский становится знаменитым симфоническим дирижером, причем работает с разными коллективами - советскими и зарубежными. Он великий выдумщик и организатор, благодаря ему, например, в Москве появилась Академическая симфоническая капелла России. Его заслуги трудно перечислить, но среди главных - 300 премьер в России и 150 за рубежом. Многие приходилось отстаивать буквально с боем. Например, Четвертую симфонию Сергея Прокофьева, которого в СССР длительное время обвиняли в формализме.

«Я сыграл в Большом зале мировую премьеру Четвертой симфонии. И записал ее на пластинки», — вспоминает Геннадий Рождественский, народный артист СССР.

Современные композиторы гордились дружбой с ним. На кадрах хроники он с Дмитрием Шостаковичем. Альфреда Шнитке он уговорил написать симфоническое произведение, и Первую симфонию Шнитке посвятил именно Рождественскому. Прозвучала она в Горьком — в Москве и Ленинграде не разрешили. Последнюю симфонию Шнитке Рождественскому пришлось даже дописать уже после смерти автора. И сравнение с Римским-Корсаковым, который так же помогал некоторым коллегам, не звучит пафосно.

«Это Шостакович, это Шнитке, Губайдулина, Денисов, Слонимский, Тищенко — этот ряд можно продолжать. Это все те, кого о сопровождал не только на премьерном исполнении, но и на этапах подготовки этого сочинения. То есть он фактически был сотворцом», — рассказывает Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Начало репетиции ровно в 10 часов. Рождественский, как и положено дирижеру, деспотичен. Работает за пультом без традиционной подставки. Говорят, просто потому что ему хватает роста. Но сам Рождественский объясняет иначе: чтобы быть ближе к музыкантам.

Когда он дирижирует, то становится похож на великого трагического актера. Здесь целая гамма чувств, а за мимикой не уследить. Это принцип, которому он учил своих студентов. Музыканты должны понимать, чего от них хочет дирижер, по его выражению лица.

«Чем меньше говоришь и больше двигаешь руками или бровями, или ресницами или чем-нибудь еще, тем лучше», - объясняет маэстро.

Он равно хорошо знает историю музыки, живописи, архитектуры, литературы. Он собирает редкие книги и пишет предисловия к факсимильным изданиям. Прекрасно воспитанный, энциклопедически образованный, остроумный, он напоминает интеллигента эпохи Серебряного века. На концертах перед каждым произведением — краткая лекция. Слушатели благодаря этому должны еще лучше прочувствовать произведение. Этих его лекций, сопровождаемых характерными гримасками, публика ждет не меньше самой музыки.

«Свои вступительные речи он пишет замечательно, готовит их, как профессионал, хотя элемент импровизации, конечно, бывает. Он их тоже опубликовал», — говорит Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Этот подарок Геннадий Рождественский получит 13 мая в стенах родной Консерватории. Здесь издали роскошный фолиант под названием «Мозаика» — маэстро сам составлял эту книгу. Разрабатывал даже дизайн. Здесь его воспоминания об интересных людях и рассуждения об искусстве.


Источник: www.vesti.ru


Ссылки


Александр Соколов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Геннадий Рождественский

Народный артист СССР