Юбилей шедевра: к столетию «Весны священной» И. Ф. Стравинского
12 мая 2013 г. - 15 мая 2013 г.

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Юбилей шедевра: к столетию «Весны священной» И. Ф. Стравинского

Международная научная конференция

29 мая 1913 года с неслыханного скандала в парижском театре Елисейских полей началась история «Весны священной» Игоря Стравинского. Этому произведению было суждено стать символом новой музыки ХХ века, маяком для будущих поколений композиторов и слушателей. Рожденная на русской почве, увидевшая свет под французским титулом Le Sacre du printemps, «Весна священная» с самого начала своего существования снискала международное признание и мировую славу. Через сто лет после премьеры художественный и культурный мир торжественно отмечает ее появление на свет – театральными постановками, выставками, книгами и конференциями. Одна из них открывается в Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

Наше научное событие – ответное: в октябре 2012 в Университете Северной Каролины в Чепел Хилл (США) состоялась масштабная конференция, собравшая крупнейших исследователей и практиков, связанных с творчеством И. Ф. Стравинского и его великим балетом. Ее участниками стали также российские музыковеды и ансамбль «Студия новой музыки», который представил программу из сочинений русских композиторов ХХ столетия. Теперь мы принимаем наших гостей из США, Великобритании и Германии, из Киева, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга, которые выступят наряду с музыковедами и театроведами Москвы. Мы надеемся, что наши собрания послужат дальнейшему культурному сближению разных стран и регионов.

Добро пожаловать на юбилей великой «Весны священной»!

Светлана Савенко


Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Центр современной музыки (Москва)

Байка о Стравинском

к открытию конференции

«Юбилей шедевра. К 100-летию Весны священной»

концерт состоится в Рахманиновском зале консерватории
в воскресенье 12 мая 2013 года
Начало в 19.00.
Вход свободный

В программе:

Игорь Стравинский

Три пьесы для струнного квартета (1914)
Концертино для струнного квартета (1920)
Прибаутки шуточные песенки для среднего голоса и 8 инструментов (1914)
Dumbarton Oaks Концерт in Es для камерного оркестра (1938)
Байка Веселое представление с пением и музыкой (1916)

Сто лет назад после представления Весны священной закрылся занавес. И на нём как будто оказалась нарисована вся история музыки ХХ столетия — от Вареза и Хиндемита до минималистов, Лахенмана и Гризе. Впрочем, и дальнейший зигзагообразный творческий путь самого автора Весны оказался прочерчен достаточно ясно: последовать по нему и предлагает наша программа, в которую включены довольно редко звучащие сочинения Стравинского 20-х–30-х годов.

Федор Софронов

Светлана Савенко (сопрано)

Олег Долгов (тенор)

Георгий Фараджев (тенор)

Евгений Ставинский (бас)

Олег Диденко (бас)

Ансамбль Студия Новой Музыки

Дирижер — Филипп Чижевский

Художественный руководитель — Владимир Тарнопольский

(495) 690-5181
(495) 629-1365
info@ccmm.ru
Контакты для прессы:
8-910-418-7349 – Вера Серебрякова


Расписание конференции

13 мая, понедельник

Конференц-зал Московской консерватории

  • 10.00 Открытие конференции
    Приветственное слово Александр Сергеевич Соколов
    Ректор Московской консерватории, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой теории музыки
  • 10.30 Ричард Тарускин (Калифорнийский университет, Беркли)
    Сопротивляясь «Весне» (лекция)
  • 11.30 перерыв

Секция 1 «Весна священная» как историко-культурный феномен

Ведущий проректор по научной работе профессор К. В. Зенкин

12.00–14.00

  • Тамара Николаевна Левая (Нижний Новгород)
    «Весна священная» и метаморфозы русского скифства
  • Алла Александровна Баева (Москва)
    Феномен «Весны священной»: слышать музыку глазами
  • Елена Эдуардовна Верещагина (Москва)
    «Весна» и власть: французское versus русское в балете Стравинского
  • Татьяна Борисовна Баранова (Базель, Швейцария)
    Слово – миф – ритуал – мистерия (о генезисе замысла Sacre)

14.00–15.00 обед

Секция 2 «Весна священная»: контекст и генезис

Ведущая — С. И. Савенко

15.00 – 16.30

  • Ирина Евгеньевна Сироткина (Москва)
    К истории идеи “Весны священной” – от “Элевсинских мистерий” Алистера Кроули до “Русалии” Алексея Ремизова
  • Татьяна Эдуардовна Верещагина (Москва)
    Гарри Кесслер о «Весне» и Русских сезонах
  • Маргарита Ивановна Катунян (Москва)
    «Весна священная» в эпистолярном наследии Дебюсси

16.30 перерыв

17.00–18.30

  • Тамара Левиц (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес)
    Почему 1913?
  • Ярослав Ильич Тимофеев (Москва)
    1913 год Стравинского: игра двух городов
  • Кевин Бартиг (Мичиганский университет)
    Стравинский, «Весна» и Прокофьев

18.30 Дискуссия

19.00 Фуршет

14 мая, вторник

Секция 3 «Весна священная» и танец

Ведущая – Е. Э. Верещагина

10.00

  • Линн Гарафола (Колумбийский университет)
    Век «Весны»: формирование авангардной традиции (лекция)

11.00 перерыв

11.30–13.00

  • Миллисент Ходсон (Лондон)
    Смерть от танца: «Весна» Нижинского
  • Елизавета Яковлевна Суриц (Москва)
    «Весна священная» в постановке Л. Ф. Мясина
  • Анна Евгеньевна Меловатская (Москва)
    Первая постановка «Весны священной» в СССР

13.00 перерыв

13.30–15.00

  • Стефани Джордан (Рохэмптонский университет, Лондон)
    «Весна» как танец: недавние версии или Как ее обновить
  • Габриэле Брандштеттер (Свободный университет, Берлин)
    «Весна священная» как источник: Le Sacre du printemps и RoS Indexical Ивонны Райнер
  • Виктория Андреевна Хлопова (Москва)
    Новый французский танец и его видение «Весны священной»: версии Анжелена Прельжокажа, Жана-Клода Галлотты и Режиса Обадья

15.00–16.00 обед

Секция 4 «Весна священная»: интерпретации и документы

Ведущий – Кевин Бартиг

16.00 – 17.30

  • Варвара Владимировна Докшина (Санкт-Петербург), Светлана Борисовна Потемкина (Москва)
    «Весна священная» как предчувствие Вацлава Нижинского: новый метод анализа известного хореографического текста
  • Сергей Александрович Конаев (Москва)
    Цена «Весны»: мистерия в условиях дягилевской антрепризы
  • Наталия Александровна Брагинская (Санкт-Петербург)
    Автографы «Весны священной» в Российской национальной библиотеке

17.30 перерыв

18.00–19.00

  • Ольга Борисовна Манулкина (Санкт-Петербург)
    Жаркое лето пятьдесят девятого
  • Евгения Давидовна Кривицкая (Москва)
    «Весна священная» в дирижерских интерпретациях

19.00 дискуссия

15 мая, среда

Секция 5 «Весна священная» и проблемы теории музыки

Ведущая — О. Б. Манулкина

09.30–10.30

  • Питер ван ден Турн (Калифорнийский университет, Санта-Барбара)
    Физика «Весны» и ее источник: замечания о метрических силах и разрывах (лекция)

10.30 перерыв

11.00–12.30

  • Стивен Уолш (Кардиффский университет)
    «Весна священная»: DIONYSOS MONOMETRIKOS
  • Евгения Александровна Изотова (Москва)
    Три взгляда на «Весну священную»
  • Северин Нефф (Университет Северной Каролины в Чепел Хилл)
    Как нельзя интерпретировать «Весну священную»: Теории Шёнберга, запись Лейбовица

12.30 перерыв

13.00–14.30

  • Морин Карр (Университет Пенсильвании)
    Стравинский на перепутье после «Весны»: Песнь механического Соловья (1 августа 1913)
  • Ильдар Дамирович Ханнанов (Институт Пибоди Университета Джона Гопкинса)
    От Римского-Корсакова — Стравинскому: дары помимо октатоники
  • Григорий Иванович Лыжов (Москва)
    Ю. Н. Холопов и его анализ «Весны священной»

14.30–15.30 обед

Секция 6 «Весна священная» и музыка ХХ века

Ведущая — Н. А. Брагинская

15.30–17.00

  • Валентина Николаевна Холопова (Москва)
    Стравинский – «фольклор» для современных композиторов
  • Елена Сергеевна Зинькевич (Киев)
    «Весна священная»: украинские «сюжеты»
  • Светлана Ильинична Савенко (Москва)
    Судьба «Весны священной» на родине

17.00 Заключительная дискуссия