Ссылки
Социальная сеть Splayn. Взгляд со стороны
5 ноября 2013 г.

Прошло больше месяца со дня появления специализированной музыкальной сети Splayn. Целая вереница презентаций, как в Москве, так и за её пределами, говорит о тёплом приёме и заинтересованности со стороны общественности. На первый взгляд, это ещё одно образование на конкурентном поле социальных сетей, где также можно создать свою страницу, опубликовать персональную информацию, разместить музыку и видео. Но присмотритесь к этому уникальному явлению: ещё не было создано сети, отвечающей требованиям музыкантов и ориентированной на профессиональные задачи!

Новость о возникновении социальной сети была для меня одновременно диковинной, но и ожидаемой. Современное поколение привыкло максимально использовать интернет-ресурсы для общения, развлечения, миропознания и деятельности. И это отвечает обществу, которое не хочет испытывать дефицита в информации. В своё время первая социальная сеть стала «прорывом» из общего поля Всемирной паутины; теперь же музыкальная сеть Splayn становится таким же «порывом», но уже в области социальных сетей. Как спираль, но не замкнутый круг. Это новый этап, весьма приятный для тех музыкантов, кто не связан стереотипами и предвзятым отношением ко всему новому.

Моё знакомство с сетью произошло перед самой первой её презентацией, когда Марина Валерьевна Карасёва предложила зарегистрироваться и поработать над созданием своего профиля, делая его интересным и репрезентативным. Но пустую страницу без музыки и видео создавать не хотелось. Воспоминания о курсе сольфеджио 2012-2013 натолкнули меня идею: во втором полугодии, пытаясь постичь пределы границ человеческого слуха, теоретики расшифровывали со слуха известные мелодии – джазовые «стандарты», записанные коллективом The Singers Unlimited совместно с Оскаром Питерсоном ещё в 80-х годах. Мне тогда досталась известная не только в джазовых кругах «The shadow of smile». Используя восемь теоретиков, одного композитора, портативный синтезатор в виде-«шарф» и сколько-то мегабайтов на камере М. В. Карасёвой, мы записали её в своём варианте. О неё-то я и вспомнила, регистрируясь на Splayn. Со временем она набрала просмотры, появились комментарии. Приятно осознавать, что твоя работа интересует людей, ‑ её оценивают с профессиональной позиции музыканты, пускай даже и не знакомые. Пускай я недолго была на Главной странице в разделе «Популярное», но на собственном опыте убедилась, как работает новая музыкальная сеть и какие преимущества она даёт своим пользователям.

Есть некоторые особенности Splayn, благодаря  которым мне хочется поставить сеть на ступень выше остальных. Например, фактор копирайтинга: загружая аудио- или видеозапись, пользователь может выступать в качестве исполнителя или композитора – другие варианты отсекаются, то есть, нельзя добавить себе любую запись. Благодаря этому можно избегать проблем, связанных с принадлежностью сочинения, чем, к сожалению, так грешит «ВКонтакте» (вспомним хотя бы и то, что на многих записях нет сведений об исполнителях вообще, или смешные истории о том, что музыку вроде «Song for a Secret Garden» написал Дебюсси, Равель или сам Рахманинов). Это своего рода ноу-хау, ведь, как мы знаем, другие сети не заботятся об этом, и, возможно, отчасти поэтому вопрос «пиратства» весьма актуален в последнее время и так обсуждаем. Кроме того, понравившуюся запись можно скачивать, не загружая свой компьютер специальными программами «для скачивания».

Сеть Splayn помогает мне постоянно быть в курсе событий музыкальной жизни: афиши выступлений, видеозаписи с концертов, аудиозаписи только увидевших свет произведений – всё доступно любому пользователю. «Главная страница» выполнена так, что самое оригинальное и востребованное попадает в «топ» ‑ там я и выбираю то, что может заинтересовать. В этом большая роль удобной и продуманной системы рейтингов, которая, кстати, является детищем создателей. Когда запись набирает много просмотров и баллов, то она поднимается в рейтинге и может попасть в категории «Популярное», «Новое» или «Рекомендуем» на главной странице. В этом и во многом кроме этого Splayn ориентирован на будущее использующих сеть.

Итак, столько возможностей преподнести себя, явить свой талант обществу…Можно ли назвать Splayn модерновым аналогом музыкального конкурса? Сложно сказать однозначно, учитывая столь активное развитие интернет-ресурсов. Не стоит заходить слишком далеко, предполагая, что через несколько лет уроки будут проводиться, скажем, по «Скайпу», всероссийские и международные фестивали сойдут на нет, а измерительной линейкой уровня таланта станут рейтинги в интернете. Тем не менее, нельзя не заметить, как Всемирная Паутина большими шагами движется по направлению к музыкальной сфере, делая остановку в Московской консерватории.

Между социальными сетями, возможно, уже нет той сильной конкуренции, что существовала пару лет назад. Но каково восприятие новорождённой сети пользователями и теми, кто пока только слышал о ней из чужих уст? Обилие выбора сетей, в данном случае, играет не самую лучшую роль. Некоторые пользователи, уже насытившиеся «Одноклассниками», «ВКонтакте» и «Facebook»’ом, могут отнестись скептически к новому ресурсу, думая о том, что Splayn – копия или, говоря совсем по-музыкантски, аллюзия на существующие сети. Но это лишь сперва кажущаяся видимость. Музыкантам ещё придётся оценить важность и эффективность новой социальной сети, и – как знать? – Splayn станет одной из самых часто посещаемых интернетных закладок и музыкальным ВКонтакте-заменителем.

Мария Кузнецова, студентка 2 курса историко-теоретического факультета МГК