Л. И. Ройзман. Литературное наследие
1 июня 2014 г.

В 2014 г. Казанская государственная консерватория опубликовала III том «Литературного наследия» выдающегося российского органиста, основателя Советской органной школы, профессора Московской консерватории Л. И. Ройзмана.

По вопросам приобретения трех томов «Литературного наследия» обращайтесь по адресу: pavana511@gmail.com


От издателя

Казанская государственная консерватория издает научную, учебно-методическую и нотную литературу, предназначенную для обеспечения научного и учебного процесса, вот уже свыше 20 лет. Органная тематика в плане ее изданий занимает немаловажное место и пользуется спросом музыкальных учебных заведений не только Казани, но и других городов страны и зарубежья.

Гордостью консерватории можно считать издания крупных научных трудов по органной тематике, которые уже стали библиографической редкостью.

Так, в 2001 году консерваторией было издано двухтомное исследование Л. И. Ройзмана «Орган в истории русской музыкальной культуры». В отличие от первого издания (издательство «Музыка», 1979), сокращенного до однотомника, в 1979–1989 годы оно было переработано автором, дополнено новыми данными и расширено до двух томов.

Издана на русском языке монография Хуго Лепнурма «История органа и органной музыки» (1998). Вышли в свет монография Е. В. Бурундуковской «Органно-клавирная культура Италии (конец XVI – первая половина XVII века)» (2007) и её же лекция по курсу истории органной музыки – «Золотой век итальянской органной музыки» (2004).

Большой интерес для исследователей представляет объемная монография, базирующаяся на оригинальных исторических материалах и документах, известного петербургского органиста и исследователя А. А. Панова «Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма» (2003) и его же «Семантика немецкой органной терминологии XVII–XVIII веков» и «Принципы регистровки во французской органной музыке XVII–XVIII столетий» (1993).

Фундаментальный труд Германа Келлера «Органные произведения Баха: Исследования исторической формы, ее толкования и исполнения» издан в переводе на русский язык при участии педагогов КГК И. М. Тимеровой (перевод с немецкого) и О. Б. Майоровой (научный редактор) (2008).


Предлагаемые читателю три тома «Литературного наследия» Л. И. Ройзмана, выдающегося органиста, педагога, исследователя, отражают более чем полувековую историю органа и органной культуры мира.


От редактора-составителя

В многогранной деятельности корифея отечественной органной культуры XX столетия профессора Московской консерватории Леонида Исааковича Ройзмана эпистолярный жанр занимал значительное место. Яркий органист-исполнитель, замечательный педагог, вдумчивый и страстный ученый, энтузиаст и пропагандист органного дела, он посвятил свою жизнь развитию органной культуры в нашей стране во всех ее ипостасях. При его содействии установлено около 40 концертных органов, открыты органные классы во многих консерваториях страны, разработана система профессионального образования, создано огромное количество новых произведений для органа.

Помимо капитального труда «Орган в истории русской музыкальной культуры» (первое издание – Москва, 1979, второе, переработанное и дополненное издание – Казань, 2001) и небольшой монографии «Органная культура Эстонии» (Москва, 1960), им написано более 100 статей по самым различным вопросам музыкальной жизни.

Это рецензии на органные выступления и концерты пианистов, статьи по вопросам органной культуры, нотографические и библиографические заметки, предисловия к нотным изданиям, статьи по вопросам интерпретации и педагогическим проблемам, научно-исследовательские работы, воспоминания и портреты учителей и коллег, энциклопедические статьи (в Музыкальной энциклопедии, Большой советской энциклопедии). Значительное место в его исследованиях занимало творчество И. С. Баха, что отражено в серии статей об интерпретации произведений Великого Кантора.

В течение многих лет Л. И. Ройзман входил в международную редакционную коллегию по Новому изданию сочинений Баха, что ярко отразилось на его длительной успешной исполнительской и педагогической деятельности.

Предлагаемое трехтомное издание «Л. И. Ройзман. Литературное наследие» содержит полное собрание его статей (опубликованных и не публиковавшихся ранее), а также его кандидатскую диссертацию. Расположены они не по тематическому принципу, а  хронологически. К каждой опубликованной ранее статье дается сноска с указанием, где и когда она была опубликована. Весь этот материал охватывает почти полувековой период творчества Л. И. Ройзмана – выдающегося органиста, педагога, ученого, активного общественного деятеля.

Рука об руку с педагогикой (фортепианной и органной), с постижением психологии процесса обучения юных музыкантов шла и разносторонняя консультационная работа с преподавателями музыкальных училищ и детских музыкальных школ (она отражена, например, в таких статьях, как «Спрашивают педагоги-практики»).

Особое место занимают статьи об органной культуре, исторические очерки и заметки по вопросам современных ему практических проблем.

И хотя в настоящее время музыковедение значительно продвинулось вперед, появились новые отечественные и зарубежные материалы, исследования и статьи Л. И. Ройзмана не утратили своей актуальности, став, может быть, в известном смысле еще более насущными.

Мы сохранили написание имен композиторов и названия мест, как это было принято в те годы, не модернизируя язык автора и не внося никаких существенных изменений в текст.

Для рецензий автор пользовался иногда псевдонимами: ЛУРС – для газеты Московской консерватории «Советский музыкант», Р. Леонидов – для газеты «Советская культура», О. Зарницкая и Р. Л. – для журнала «Советская музыка».

Выражаю большую благодарность за помощь в работе вдове Л. И. Ройзмана – Ларисе Васильевне Мохель, ректору Казанской государственной консерватории Рубину Кабировичу Абдуллину и заведующей редакционно-издательским отделом консерватории Вере Александровне Михалкиной – за постоянную поддержку в издательских вопросах, а также заведующей читальным залом библиотеки имени С. И. Танеева Наталье Николаевне Оленевой – за помощь в поисках материалов.

Н. Малина,
преподаватель, зав. органной мастерской Московской консерватории,
заслуженный работник культуры
Российской Федерации