Территория современного искусства. Двадцать лет спустя

8 октября 2014 г. | Фестивали

Территория современного искусства. Двадцать лет спустя

Спецпроект Центра современной музыки Московской консерватории и фестиваля-школы «Территория»


В этом проекте мы попытаемся проследить, как изменялся ландшафт современного искусства в течение последних 20 лет, насколько параллельно развивались разные виды искусства; как изменения в российском обществе влияли на развитие искусства и как новое искусство повлияло на развитие общества.

Программа проекта состоит из трех блоков:

  • На конференции Территория современного искусства выступят основатели и программные директора ключевых культурных и художественных организаций, возникших в 90-е годы.
  • В рамках круглого стола Двадцать лет спустя к ним присоединятся молодые композиторы, художники и режиссеры, чьё образование и проекты прямо или косвенно проходили под эгидой этих институций, а также молодые критики в возрасте «20+», которые представят свой взгляд на рассматриваемые проблемы.
  • Завершит день концерт-марафон Девяностые: Начало // Двадцать лет спустя: Поколениe «Y». Программа марафона символически реконструирует путь российского искусства за последние двадцать лет.

Концерт-марафон состоит из двух частей, в которых сопоставляются работы двух поколений современных российских композиторов.

В Прологе «Девяностые: Начало» – прозвучат сочинения, созданные в 1991 году и предсказавшие очередной «час нуль» российской культуры. Их авторы в попытке осмысления происходящих эпохальных событий обращаются к классическим мотивам – античной Кассандре и текстам o Французской революции.

В часовом Марафоне «Двадцать лет спустя: Поколение “Y”» будет представлен своеобразный «срез» творчества поколения двадцатилетних – первой генерации композиторов, сформировавшихся в новую эпоху. Марафон – это во многом «музыка полюсов»: от экстремально громкого звучания до полутишины, от «Окончательно гранулированного рая» – до «Звучания темного времени», от пятидесятисекундного этюда-приготовления – до потенциально бесконечного опуса-состояния. Марафон – это еще и спектр нового инструментария, пришедшего в творчестве поколения “Y” на территорию музыкального: среди «звуковых объектов», присоединившихся к классическому составу камерного оркестра, наиболее «традиционной» оказывается печатная машинка, но также звучат дрель, стекло, пенопласт, спрей, кирпичи и др. Откроется Марафон пьесами-эпиграфами «Внимание!» и «Марш!», завершится сочинениями, посвященными трагедийным обстоятельствам жизни известной современной художницы Анны Желудь и памяти рано ушедшего яркого композитора-авангардиста поколения “Y” Георгия Дорохова (1984-2013). Последнее сочинение в каком-то смысле закольцует процесс смены поколений: оно написано автором, родившимся в 1991 году.


За двадцать с небольшим лет в новой России возникало и угасало вавилонское множество инициатив в области современного искусства и культуры. Однако, как правило, наполеоновские планы оставались лишь проанонсированными в многочисленных «миссиях», а яркие старты схлопывались быстрее, чем пирамида «МММ».

Для жизнеспособности культурных начинаний не хватало всего – инфраструктуры, ресурсов, публики, а подчас и терпения организаторов и меценатов. Выстроить вслед за современным фасадом прочный каркас (почему-то в российской художественной жизни порядок строительства именно таков) оказалось одинаково нелегко и в неспокойные девяностые, и в застывающие двухтысячные.

Лишь немногим институциям удалось (а отчасти просто посчастливилось) отстоять свое существование, дожить до совершеннолетия и стать тем, для чего они и создавались, - непрерывно работающей площадкой, местом профессионального диалога, признанным образовательным центром и, к тому же, постоянной творческой лабораторией. Слово «постоянной» здесь ключевое, ибо кислород для художественной среды не может подаваться только по выходным и праздникам. За двадцать лет под вольным или невольным патронатом этих институций сформировалось первое поколение художников, которое не знает культурного голода (но часто не представляет и усилий, которых стоило этот голод удовлетворить).

Первое время такие площадки развивались автономно: для художников это был узкий круг «продвинутых» галерей, для театралов – несколько «прогрессивных» сцен, адепты современной музыки ютились в собственной маленькой келье. Постепенно, преодолевая границы общепризнанного в искусстве и свои собственные, эти институции стали проявлять интерес к «перекрестному опылению» и делать совместные трансдисциплинарные проекты. Пожалуй, одним из наиболее убедительных начинаний стал фестиваль-школа современного искусства «Территория», который вскоре сам оказался важной точкой на карте возникшей при его участии новой культурной территории.

В ходе проекта Центра современной музыки «Территория современного искусства. Двадцать лет спустя» интересно проанализировать, как изменялся ландшафт современного искусства в последние 20 лет, насколько параллельно развивались разные виды искусства, какие трудности специфичны для каждого из них. На конференции Территория современного искусства выступят основатели и программные директора ключевых культурных и художественных организаций, возникших в 90-е годы, многим из которых уже «за двадцать» – Государственного центра современного искусства, фестивалей «Территория», «NET», Театрального центра им. Вс. Мейерхольда, Института проблем современного искусства, Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Центра современной музыки Московской консерватории.

Во время круглого стола «Двадцать лет спустя» к ним присоединятся молодые композиторы, художники и режиссеры, чьё образование и проекты прямо или косвенно проходили под эгидой этих институций; а также молодые критики в возрасте «20+».

Завершит день концерт-марафон «Девяностые: Начало // 20 лет спустя: Поколение “Y”», в рамках которого прозвучат сочинения двух поколений современных российских композиторов. Программа марафона символически реконструирует путь российского искусства последних двадцати лет.

Автор проекта — музыковед Владислав Тарнопольский

Проект проходит при поддержке Министерства культуры РФ

Справки: 8 (495) 690 5181, info@ccmm.ru www.ccmm.ru

Контакты для прессы: 8-910-418-7349 – Вера Серебрякова

Конференция «Территория современного искусства»

8 октября 2014 в Конференц-зале Московской консерватории (Б. Никитская, 11) в рамках проекта «Территория современного искусства: Двадцать лет спустя состоится» конференция «Территория современного искусства».

8 октября 2014

Круглый стол «Двадцать лет спустя». Молодое поколение художников в диалоге со своими старшими коллегами

8 октября 2014 в Конференц-зале Московской консерватории (Б. Никитская, 11) в рамках проекта «Территория современного искусства: Двадцать лет спустя» состоится круглый стол «Двадцать лет спустя». Молодое поколение композиторов, художников, режиссеров, критиков в диалоге со своими старшими коллегами.

8 октября 2014

Территория современного искусства: Двадцать лет спустя

Спецпроект Центра современной музыки и фестиваля-школы «Территория»

Ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижеры –

Заслуженный артист России

Игорь Дронов

Владимир Горлинский

8 октября 2014, Рахманиновский зал консерватории