Международная научная конференция «Творчество В. Сильвестрова в художественном контексте ХХ-ХХI веков»
13 сентября 2017 г., Конференц-зал консерватории

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Факультет исторического и современного исполнительского искусства
Кафедра современной музыки

Международная научная конференция
«Творчество В. Сильвестрова в художественном контексте ХХ–ХХI веков»

К 80-летию композитора


Время проведения: Начало в 12:00

Место проведения: Конференц-зал Московской консерватории

Ведущая — С. И. Савенко, профессор Московской консерватории

Программа конференции:

К. В. Зенкин, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории
Приветствие участникам конференции. Введение в тему

Е. С. Зинькевич, профессор Национальной музыкальной академии Украины
«…Сделать из них настоящих советских композиторов»

А. С. Щетинский, композитор (Украина)
Леонид Грабовский versus Валентин Сильвестров

Т. И. Фрумкис, музыковед (Германия)
Валентин Сильвестров: pro et contra. Музыка Сильвестрова в восприятии зарубежной критики

М. В. Кузнецова, музыковед, кандидат искусствоведения (Россия)
Багательная музыка Валентина Сильвестрова: подходы к изучению

А. Б. Любимов, профессор Московской консерватории
Об интерпретации музыки Валентина Сильвестрова

В. И. Мартынов, композитор (Россия)
Постлюдия к 1970-м

Дискуссия


Подробнее о докладах и участниках:

Е. С. Зинькевич. «…Сделать из них настоящих советских композиторов»

Задача доклада — документировать один из самых драматических сюжетов в противостоянии киевских авангардистов и системы (рубеж 1960–70-х годов). Речь идёт о поступлении В. Сильвестрова и В. Годзяцкого в Союз композиторов (1969), о молодежном пленуме СКУ, острые ситуации которого стали удобным поводом для исключения неугодных (1970), и последующей тяжбе их восстановления в СКУ (1971–73).
Доклад базируется на стенограммах, хранящихся в Центральном Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины.
Елена Сергеевна Зинькевич — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Национальной музыкальной академии Украины (НМАУ) им. П. И. Чайковского. Окончила Киевскую консерваторию (1966), аспирантуру (1970).
Участник международных конференций в Украине, России, Белоруссии, Молдове, Латвии, Литве, Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, Венгрии, Норвегии, Японии. Автор монографий, учебников, научных статей в украинских и зарубежных изданиях. Основная проблематика работ связана с современным музыкальным процессом, музыкальным постмодерном, методологией исторического музыкознания, историей русской музыки.
Член-корреспондент Национальной академии искусств Украины. Секретарь Правления Союза композиторов Украины. Член Международного музыковедческого общества (IMS).
Премии: Минвуза Украины (1987); журнала «Сучасність» [Современность] (1999); им. M. В. Лысенко (2006), золотая медаль Национальной Академии искусств Украины (2010).

А. С. Щетинский. Леонид Грабовский VS Валентин Сильвестров

Леонид Грабовский и Валентин Сильвестров в творчестве резко не похожи друг на друга, но в событиях их жизни есть интересная и, возможно, неслучайная синхронность. Оба стали инициаторами неформального объединения 60-х годов «Киевский авангард». Тогда же оба приобщились к додекафонии, но вскоре покинули ряды её адептов. Сочинения обоих с успехом звучали на Западе. В 70-е годы оба композитора прошли через притеснения и блокирование их творчества официальными инстанциями. Тогда же оба автора выработали творческие методы, которым они, с определенными отклонениями и вариациями, остаются верны по сей день. В середине 90-х годов у Грабовского и в начале 2000-х у Сильвестрова наступили резкие перемены в творчестве, фактически сузившие их поле деятельности. Грабовский прекратил писать музыку и сосредоточился на разработке компьютерной программы алгоритмической композиции, Сильвестров же, наоборот, резко увеличил продуктивность и создал несколько сотен, если не тысяч пьес-«багателей» в так называемом «слабом» ретро-стиле.
Александр Степанович Щетинский — украинский композитор, лауреат международных конкурсов, автор опер, симфонических, хоровых, камерно-ансамблевых и сольных сочинений, звучавших в большинстве стран Европы, в США и Канаде. Московские музыканты Татьяна Куинджи и Юрий Полубелов были участниками премьеры в театре «Геликон» первой оперы Щетинского «Благовещение» (либретто А. Парина) и в дальнейшем неоднократно исполняли другие сочинения композитора. С их участием в 2010 году в Рахманиновском зале состоялся авторский концерт Щетинского. Композитор периодически выступает в украинской прессе со статьями, берёт интервью у музыкантов. В 2017 году в Харькове будет издан подготовленный им сборник материалов о жизни и творчестве украинского композитора Леонида Грабовского.

Т. И. Фрумкис. Валентин Сильвестров: pro et contra. Музыка Сильвестрова в восприятии зарубежной критики

Доклад посвящен обзору статей и откликов прессы на премьеры и отдельные исполнения сочинений В. Сильвестрова за рубежом. Автор останавливается на разноречивых и подчас контрастных высказываниях зарубежных коллег.
Татьяна Исааковна Фрумкис родилась в Москве, закончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. С 1990 года живёт в Германии. Ей принадлежат многочисленные публикации о русской музыке, классической и современной, опубликованные в академических изданиях и периодической прессе, а также тексты для концертов и компакт-дисков («ECM», «Teldec Classics», «Sony Classical»).

М. В. Кузнецова. Багательная музыка Валентина Сильвестрова: подходы к изучению

В центре внимания докладчицы — багательный стиль Валентина Сильвестрова (в системе мышления композитора близкими являются понятия метафорического стиля, слабого стиля, домашней музыки). Специфическая эстетическая конфигурация феномена багательного стиля с его неконцептуальной концептуальностью, декларативной простотой — и, вместе с тем — смутно ощущаемой концептуальностью некоего иного порядка, с трудом поддаётся анализу с помощью существующих музыковедческих стратегий.
Тем не менее, сам подход автора к багательной музыке и её авторское обоснование нередко обнаруживают «рифмы» со значимыми поэтическими, философскими и культурологическими концепциями XIX–XX веков, которые и будут рассмотрены в докладе.
Мария Васильевна Кузнецова — музыковед, выпускница Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (2001) и аспирантуры Российской академии музыки имени Гнесиных (2004). Кандидат искусствоведения (2007).
Публикации о музыке XX–XXI веков (А. Пярт, В. Сильвестров, Ф. Караев, А. Тертерян, Дж. Шельси) в изданиях «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение», «Музыковедение», «Вестник Российской академии музыки им. Гнесиных», «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития», «Театрал», и др. Автор книги «Медленная музыка отечественного постмодерна» (М., 2012).
Доклады на музыковедческих конференциях (в том числе — «Музыковедческий форум-2010», «Музыкальная наука на постсоветском пространстве», 2010, 2011, Российская академия музыки имени Гнесиных; конференция в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в честь 70-летия Валентина Сильвестрова, 2007, и др.).
Научные интересы — история музыки XX–XXI веков, междисциплинарные исследования, музыка и философия, Восток и Запад, музыкальная семантика.