Авторский курс Ю. В. Москвы «Нотация латинской литургической монодии в аспекте григорианской семиологии»

21 сентября 2020 г. - 3 октября 2020 г. | Курсы

Музыкальная нотация латинской литургической монодии в аспекте григорианской семиологии

Формат курса: очный и дистанционный

Предлагаемый курс посвящен изучению музыкальной нотации григорианского хорала в рамках григорианской семиологии.

Начало данного направления григорианистики положил отец Эжен Кардин, с 1928 года бенедиктинец французского аббатства Солем, в 1952–1984 годах — профессор палеографии, а позднее — григорианской семиологии в Папском институте сакральной музыки в Риме. В 1968 году был издан его ставший классическим труд «Semiologia gregoriana». Уже в 1970 году был опубликован французский перевод этой работы, а вскоре после этого увидели свет и переводы на другие языки. Все новейшие исследования в этой области так или иначе соотносятся с учением Э. Кардина.

Григорианская семиология основывается на сравнительном изучении наиболее древних нотированных рукописей в их соотнесении с проблемами музыкальной интерпретации — поисками аутентичных способов исполнения григорианских песнопений. Поэтому изучение принципов невменной фиксации напевов имеет выход на проблемы эстетических норм григорианского пения, а также — музыкального ритма, артикуляции и модальности. В процессе освоения невменной нотации обнаруживается, что григорианский хорал — вовсе не cantus planus, а ритмически и артикуляционно тонко градуированное пение.


Ссылки