Игорь Федорович Стравинский: жизнь и творчество. К 140-летию со дня рождения и 60-летию визита в СССР

21 сентября 2022 г. | Выставки

Игорь Стравинский: я не делаю секрета из своего искусства

В 2022 году весь мир отмечает 140-летие со дня рождения Игоря Стравинского (1882–1971). Есть композиторы, радикально преобразующие ход музыкальной истории, взрывающие до этого спокойное течение художественной жизни. К таким революционерам, безусловно, относится Игорь Стравинский, «Царь Игорь», как его называли современники.

«Его музыка отражает его характерную упругую походку, синкопированное покачивание головой, то, как он пожимает плечами, и эти неожиданные остановки во время разговора, когда, как танцор, он замирает в балетной позе и подчеркивает свой аргумент широкой и саркастической улыбкой», – так описывал повадки своего друга композитор Ника Набоков, племянник знаменитого писателя. Никто и не мог представить того головокружительного взлета, который совершит этот в сущности любитель, бравший частные уроки композиции у мэтра «Могучей кучки» Николая Римского-Корсакова.

К 27 годам Стравинский написал всего лишь около десятка сочинений, и лишь благодаря склонности к авантюрам Сергея Дягилева все еще ходящему в новичках автору выпал невероятный шанс заявить о себе сразу на всю Европу. В сентябре 1909 года композитор получил телеграмму, определившую его судьбу: знаменитый антрепренер и создатель «Русских сезонов» Дягилев предложил срочно написать балет. «Эти русские удивительны! В прошлом году один молодой человек сочинил для своего дебюта балет “Жар-птица”, который был представлен в Париже. И вот эта первая работа оказалась чем-то очаровательно оригинальным», - так написал в рецензии Клод Дебюсси.

В «Жар-птице» уже обозначается магистральная идея всего творчества Стравинского – тема ритуальности, по-своему преломляющаяся в самых разных сюжетах. Сказочные колдовские чары в «Жар-птице», русское масленичное гуляние в «Петрушке», варварское жертвоприношение и идолопоклонство в «Весне священной», матримониальные обряды в «Свадебке», поклонение античным богам в «Царе Эдипе», заупокойная служба в «Реквиеме»…

«“Весна священная” – это нечто необыкновенно свирепое… Если хотите: вот дикая музыка со всем современным комфортом!», – делились впечатлениями современники, не подозревая, что эта партитура перевернет сознание многих художников XX века.

Отмечая юбилей со дня рождения, мы не можем пройти мимо еще одной знаковой даты — 60 лет с момента официального возвращения композитора на родину. Он не был политическим эмигрантом: в 1914 году, оказавшись отрезанным Первой мировой войной, Стравинский впоследствии продолжал жить и творить на Западе, наблюдая издалека за катаклизмами, происходившими в России. Его творчество было под негласным запретом в СССР с середины 1930-х годов вплоть до его возвращения в сентябре 1962 года. Он дал четыре концерта в Москве и два в Ленинграде, разрешил сделать открытые репетиции: «Пусть приходят все, кто желает, – говорил Стравинский, – я не делаю секрета из своего искусства». С этого момента «упал занавес», отделявший Стравинского от России. О нем пишут книги, исследуют и исполняют его сочинения...

«Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием», – писал в «Хронике моей жизни» Игорь Стравинский. С позиции сегодняшнего дня мы вслушиваемся в музыку композитора, и поражаемся ее свежести и оригинальности, ее актуальности спустя столетие.

Е.Д. Кривицкая           


Ссылки