Возрождая забытые шедевры. Георгий Катуар. Избранные страницы творчества

24 января 2023 г. - 11 февраля 2023 г. | Фестивали

С 24 января по 11 февраля в Москве пройдет фестиваль «Возрождая забытые шедевры», посвященный избранным страницам творчества Георгия Катуара (1861-1926) –  пианиста и композитора эпохи «русского модерна», имя которого незаслуженно кануло в Лету.

Программа фестиваля, проводимого по инициативе Московской консерватории, бегло очерчивает весь творческий путь Георгия Катуара. На двух концертных площадках – в Рахманиновском зале Московской консерватории (24 января, 11 февраля) и в Большом зале Музея Скрябина (5 февраля) можно будет услышать не только его вокальные и фортепианные миниатюры и камерно-инструментальные опусы – квинтеты (ор.4, ор. 28), квартет (ор. 4), трио (ор. 14), но и двухрояльную версию Концерта для фортепиано с оркестром (ор. 21) и оригинальные аранжировки произведений Баха и Чайковского.

Среди участников фестиваля – Заслуженный деятель искусств Рувим Островский, Государственный квартет им. Прокофьева, Лауреаты международных конкурсов певица Яна Иванилова, пианистка Екатерина Державина и многие другие. Кроме того, в числе исполнителей будет праправнучка Катуара, Анна Алексеева-Месснер, поскольку одна из ветвей его рода продолжила музыкантскую династию: внук Катуара Павел Валерьянович Месснер стал профессором Московской консерватории.

Жизнь Катуара сегодня представляется образцом едва ли не самой удачной и полной самореализации идеалиста-творца эпохи «Серебряного века». Наследник богатой купеческой династии обрусевших французов, он по настоянию родителей с шести лет занимался игрой на музыкальных инструментах и сочинительством. Будущий музыкант также получил хорошее общее образование: кроме родных его семейству языков – русского и французского, он овладел еще немецким, английским, древнегреческим и латынью в первой частной в Москве гимназии Креймана. После гимназии он поступил на математический факультет Московского университета.

Принадлежа поколению двух выдающихся московских консерваторских профессоров и композиторов - Сергея Танеева и Антона Аренского, Катуар сам начал профессорствовать в консерватории значительно позднее, лишь с 1917 года. Катуар не имел никакого официального диплома о музыкальном образовании, но это не помешало ему оставить после себя два базовых учебника - по теории музыкальных форм и по гармонии. В московскую музыкальную жизнь он вошел как композитор и пианист одновременно со звездами уже следующего поколения – Рахманиновым, Скрябиным и Метнером; громкая слава этих мастеров оставила в тени не только композиторское наследие Катуара, но и повлияла на его творческую самооценку. Человек деликатный и учтивый, Георгий Львович Катуар, по свидетельству современников, страдал приступами мнительности, порой доводившими его до анахоретства.

Творческая судьба Георгия Катуара оказалась вдохновлена встречами со многими прекрасными современниками. В 1885 году большой композиторский талант разглядел в нем П.И. Чайковский (о чем он тут же сообщил в письме к фон Мекк) и дал 24-летнему Катуару ряд бесценных рекомендаций и советов. Катуар последовал совету Чайковского «заниматься музыкой профессионально» и продолжил музыкальное образование в Берлине, а затем в Петербурге у Лядова и в Москве у Аренского.

Оценка современниками его композиторских достижений порой была парадоксальной. Так присланный в 1904 году на конкурс в Петербург соль-минорный струнный квинтет Катуара был признан членом жюри Глазуновым сочинением руки Танеева. А в танеевском кругу, напротив, Катуара считали «единственным футуристом» за его пристрастие к музыке Вагнера, которую в Москве в то время недолюбливали (Катуар побывал на вагнеровском фестивале в Байрейте).

В профессиональных кругах творчество Катуара высоко ценили Метнер, Рахманинов, Мясковский. Его музыку исполняли Гольденвейзер, Ойстрах и Ростропович.

Символично, что главный зарубежный пропагандист музыки Катуара – пианист Марк Андре Амлен, записавший в 1998-99 годах диск катуаровских сочинений, родился ровно через 100 лет после русского композитора-модерниста – в 1961 году. В Нидерландах по инициативе скрипача Б. Цуккермана «Амстердамское общество камерной музыки» (возглавляемое скрипачом К. Бором) исполнило и записало все камерные сочинения Катуара. Два года назад музыканты из Голландии были приглашены в Москву на именной «катуаровский» концерт в Музей Скрябина, но помешала пандемия.

Нынешний фестиваль – это первая со времени жизни Катуара, «пионера русского модернизма», по выражению его современников, попытка вернуть наследие забытого композитора в широкий концертный обиход. Уникальная и разнообразная программа фестиваля рассчитана на самые широкие круги меломанов и, несомненно, привлечет своей новизной, оригинальностью и музыкальными красотами.

Автор текста Елена Черемных

Возрождая забытые шедевры: Георгий Катуар

Возрождая забытые шедевры: Георгий Катуар

Избранные страницы творчества

Артисты Национального Филармонического оркестра России:

Анна Гуревич
Марина Слуцкая
(скрипка)

Иоанн Бердюгин (альт)

Айдер Рысалиев
Анна Плетюхина
(виолончель)

Заслуженный деятель искусств Р. Карелия, профессор —

Рувим Островский

Никита Мелихов
Анна Алексеева-Месснер
(фортепиано)

24 января 2023, Рахманиновский зал консерватории
Фестиваль «Возрождая забытые шедевры»

Фестиваль «Возрождая забытые шедевры»

Рувим Островский (фортепиано)

Рустем Кудояров (фортепиано)

Анна Рудакова (фортепиано)

Юлия Куприянова (фортепиано) 

Надя Мейксон (скрипка)

Александра Будо (виолончель)

Государственный квартет имени С. С. Прокофьева:

  • Ирина Менькова (скрипка)
  • Елизавета Ярцева (скрипка)
  • Екатерина Маркова (альт)
  • Ольга Галочкина (виолончель)

11 февраля 2023, Рахманиновский зал консерватории


Ссылки