Международная конференция «Станиславский и музыкальный театр»
1 ноября 2023 г. - 3 ноября 2023 г. | Конференции
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Московская государственная консерватория им.П.И.Чайковского
Российская академия музыки им. Гнесиных
Государственный институт искусствознания
Связи К. С. Станиславского с музыкальной сценой, взаимоотношения с ее деятелями существовали на протяжении всей его творческой жизни, но были активно реализованы, начиная с января 1919 гг., момента основания Оперной студии при Большом театре.
В 1926 г. Оперная студия под руководством Станиславского и Музыкальная студия МХАТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко обретают статус государственных и стационарную сцену Дмитровского театра в Москве. Началась уже их совместная деятельность по строительству музыкального театра нового типа – поиску репертуара, форм сценической и актерской выразительности, сценического пространства, взаимоотношений со зрителем, профессиональной этики и методологии актерского труда. Конкретные планы и базовые эстетические принципы, заложенные Станиславским и Немировичем-Данченко, продолжили выполняться и после их ухода, став обширной долгосрочной творческой программой для поколения творцов второй половины ХХ в. В первую очередь – Л. В. Баратова Б. А. Покровского, Л. Д. Михайлова, И. М. Туманова, Г. П. Ансимова, др.
Опыт Московского художественного театра, психологический реализм как основа сознательного творческого процесса и образного поиска претворился в творчестве прямых учеников и последователей Станиславского. Со временем он своеобразно трансформировался в спектаклях российского оперного театра – композиторами, либреттистами, дирижерами и концертмейстерами, режиссерами, сценографами, артистами. Этот закономерный процесс движения творческих идей во времени требует сегодняшнего осмысления.
В какой мере эти очевидные изменения можно отнести к динамике современного театрального процесса в целом и в какой – к эволюции идей Станиславского об опере в новых исторических обстоятельствах? В постановке этих вопросов и возможных ответах на них состоит цель конференции. Участие в ней может представлять интерес для композиторов, дирижеров, театроведов, музыковедов, режиссеров, вокалистов, либреттистов, критиков, менеджеров, аспирантов, магистрантов и студентов профильных учебных заведений по музыкальным и оперным специальностям, а также для независимых исследователей.
Конференция пройдет в онлайн и оффлайн-форматах.
Примерная рубрикация тематики:
- музыкальный театр в теоретическом наследии К. С. Станиславского;
- рефлексии идей и метода К. С. Станиславского в музыкально-театральном процессе XXI века.
- оперное искусство в восприятии, режиссерской и педагогической практике К. С. Станиславского;
- актер и роль: работа актера над ролью-партией в режиссерской и педагогической практике К. С. Станиславского; действенный анализ партитуры и партии-роли
- историческая преемственность учения о сверхзадаче в оперном искусстве;
- интерпретация партитуры дирижером, режиссером, сценографом, вокалистом;
- К. С. Станиславский как сверхфигура театральной истории и теории, его реальное и декларируемое влияние на современный оперный процесс;
- притяжение-отталкивание: идейно-творческая оппозиция К. С. Станиславскому в современном музыкально-театральном процессе;
- декларативная верность идейно-практическому наследию К. С. Станиславского и реальные сценические результаты;
- консерватизм и свобода выражения в оперном театре;
- оперная традиция как догма и как фундаментальная ценность оперного творчества;
- исторический опыт и современная оперная практика: точки соприкосновения;
- современные тенденции развития оперного искусства;
- роль и значение К. С. Станиславского в истории оперной режиссуры.
Рабочие языки конференции: русский, английский.
Заявка на участие для русскоязычных участников конференции подается до 1 октября 2023 г. Для англоязычных участников (в случае оформления визы) – до 15 августа 2023. Заявка заполняется на русском и английском языках, по следующей форме:
- аннотация доклада (150 – 200 слов);
- ключевые слова;
- подписанное фото (например «Ivanov S.»), крупным планом в формате TIFF или JPG (разрешение от 300 до 600 dpi);
- сведения об авторе: ученая степень, ученое звание, место работы /учебы, город, должность, контактная информация (адрес электронной почты, телефон), форма участия (онлайн/оффлайн), необходимость официального приглашения (да/нет), необходимость сертификата (да/нет).
- указать, на каком языке будет зачитываться доклад.
Регламент доклада: 20 мин.+ 5 мин. для дискуссии. Предусмотрена возможность показа видео и презентаций.
Заявка на участие оформляется в формате docx в виде файла, озаглавленного по фамилии, например «Ivanov S._заявка», и подается по адресу: application@gitis.net.
Решение по полученной заявке выносится Оргкомитетом в течение недели после окончания срока ее представления и сообщается заявителю по электронной почте. Оргкомитет оставляет за собой право отбирать заявки. Отклоненные заявки не рецензируются.
По итогам конференции будет выпущена коллективная монография с регистрацией в РИНЦ. Статьи, объемом до 30 000 знаков, включая пробелы и сноски, будут приниматься до 1 декабря 2023 г. Образец оформления будет выслан после проведения конференции. Участие в конференции с докладом — обязательное условие публикации.
Участие в конференции бесплатное. Возможно предоставление общежития. Просьба указать об этом в заявке, отправленной как можно раньше, т.к. количество мест ограничено. Командировочные расходы за счет направляющей стороны.
Справки по адресу: application@gitis.net
Место проведения: ГИТИС (читальный зал библиотеки). Адрес: Москва, Малый Кисловский пер., д. 6.
Оргкомитет конференции:
- А.А. Бармак, к.иск., засл.д.и.РФ (ГИТИС)
- Г.А. Заславский, к.филол.н., засл.д.и.РФ (ГИТИС)
- А.Г. Колесников, д.иск. (ГИТИС)
- Н.И. Кузнецов, д.иск, засл.д.и.РФ (МГК им.П.И.Чайковского)
- М.Г. Раку, д.иск. (ГИИ)
- И.П. Сусидко, д.иск. (РАМ им.Гнесиных)
- А.Б. Титель, н.а.РФ (ГИТИС)
- Е.В. Шахматова, к.иск., д.ф.н. (ГИТИС)
- В.А. Смелякова, секретарь (ГИТИС)