Научная конференция «Музыка и её окрестности: прогулки с Эриком Сати и Мортоном Фелдманом»
9 апреля 2026 г. | Конференции
Кафедра современной музыки, Научно-творческий центр современной музыки Московской консерватории проводят научную конференцию «Музыка и её окрестности: прогулки с Эриком Сати и Мортоном Фелдманом».
Конференция будет проходить в Конференц-зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская, 13/6) 9 апреля 2026 года.
2026 год ― юбилейный для Эрика Сати (1866–1925) и Мортона Фелдмана (1926–1987) ― композиторов, отличавшихся не только экстравагантным характером, но и широким кругозором, способностью мыслить масштабно, с охватом разных идей и областей знания. Так, Фелдман, помимо сочинения музыки, общения с Джоном Кейджем и другими музыкантами-авангардистами, всю жизнь интересовался живописью и даже работал в качестве секретаря в объединении «Абстрактных экспрессионистов» (куда входили Джексон Поллок, Марк Ротко и многие другие).
Эрик Сати разрабатывал концепцию «меблировочной музыки» и в целом отличался нестандартным видением в области искусства вообще и музыкального искусства в частности. Его роль в становлении французской «Шестёрки» невозможно переоценить. В октябре 1898 года Сати удалился из богемного центра Парижа в городское предместье. Композитор ежедневно ходил пешком в Париж и обратно, останавливаясь по дороге, чтобы выпить кофе или записать пришедшие в голову мысли в маленький блокнот, который всегда носил в нагрудном кармане.
Когда, как не во время променада, можно заметить что-то особенное, интересное, то, что станет импульсом к творчеству? Тематика конференции развивает идею метафорической прогулки c Фелдманом и Сати ― творцами, дающими все основания к тому, чтобы сегодня ещё раз оценить их вклад в искусство ― и не только музыкальное.
Среди тематических направлений конференции:
Мортон Фелдман и Нью-йоркская школа абстрактных экспрессионистов (Дж. Поллок, М. Ротко и другие)
Фортепиано в творчестве Фелдмана
Фелдман и Кейдж
Фелдман ― теоретик искусства (по материалам печатных работ)
Техника и эстетика музыкальной композиции в творчества Фелдмана
Эрик Сати и музыкальные направления ХХ века
Сати и «Шестёрка»
Сати-авангардист
Эстетика творчества Э. Сати
Сати и музыкальная композиция
К участию в конференции приглашаются музыканты, музыковеды, философы, культурологи
Регламент
Предполагаемая продолжительность выступлений с докладами: на пленарном заседании — 30 минут, на секционном заседании — 20 минут, обсуждение доклада — 10 минут.
Рабочие языки конференции — русский и английский.
Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается.
Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение на конференцию высылается по запросу.
Возможно резервирование места в гостинице (об этом необходимо указать в Заявке).
Размещение в гостинице осуществляется решением оргкомитета (в связи с ограниченным количество мест).
Заявки на участие в конференции необходимо выслать до 9 марта 2026 года по адресу: info@ccmm.ru.
Форма заявки:
ФИО (полностью)
Учёная степень (при наличии)
Учёное звание (при наличии)
Место работы или учебы (полностью, с аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского»)
Должность
Тема доклада (на русском или английском языках)
Ключевые слова (на русском или английском языках, от 5 до 7 слов)
Тезисы (на русском или английском языках, 250-300 слов в каждом случае)
Форма участия (очное или онлайн)
Необходимое техническое оборудование для доклада
Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов.
Докладчикам предоставляется возможность публикации материалов в одном из научных изданий, рекомендованных ВАК:
«Научный вестник Московской консерватории»
«Журнал Общества теории музыки»
«Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность»