Структура
Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки

Научный центр народной музыки (НЦНМ) был преобразован из фольклорной секции НИМИ (Научно-исследовательского музыкального института) в ноябре 1937 года в научное подразделение при Историко-теоретическом факультете (приказ по Всесоюзному комитету по делам искусств СНК СССР № 792 от 29.11.1937) под названием «Кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР». Кабинет состоял из двух секций: секции советской музыки (рук. Н. Я. Брюсова) и секции народного творчества (рук. К. В. Квитка). 08.01.1941 года секция, возглавляемая Квиткой, была передана на кафедру музыкального фольклора и переименована в Кабинет народной музыки (заведующая — Н. Я. Брюсова, научный руководитель — К. В. Квитка; приказ МГК № 14 от 08.01.1941). После постановления 1948 года в КНМ были упразднены должности научных сотрудников. В конце 1950-х годов КНМ получил новое название — Лаборатория народной музыки, оставаясь подразделением теоретико-композиторского факультета. В 1998 году структура получила статус Учебно-научной лаборатории по русскому народному музыкальному творчеству и вошла в состав кафедры истории русской музыки. В 2005 году Лаборатории было присвоено имя К. В. Квитки (приказ МГК № 28 от 26.01.2005), возвращён самостоятельный научный статус (Лаборатория преобразована в Научный центр) и должности научных сотрудников (приказ МГК № 260 от 06.07.2005).

Основные задачи и функции КНМ (НЦНМ) были сформулированы К. В. Квиткой. Кабинет мыслился как научное подразделение консерватории, направленное на изучение фольклора, как русского, так и народов СССР. Четыре основных направления работы КНМ, заявленные Квиткой, являются основными и в настоящее время.

1. Научно-исследовательская деятельность, которая даже в самые тяжёлые с идеологической точки зрения времена не прекращалась. Сотрудники КНМ — лаборанты, а позже специалисты по должности — занимались исследовательской работой, писали научные статьи, издавали сборники народные песен.

2. Экспедиционная работа с момента открытия КНМ была центральным направлением. Без достоверных, качественных записей фольклора были невозможны как серьёзные научные исследования в области фольклористики, так и преподавание народного творчества в вузе. Плановые полевые исследования, носившие научный характер, начались с конца 1930-х годов. Сроки поездок, финансируемых комитетом по делам искусств, в довоенные годы доходили до 3 месяцев. Плановые студенческие экспедиции (фольклорно-этнографическая практика студентов) были введены в 1949 году.

3. Как научное учреждение, входящее в состав учебного заведения, НЦНМ призван осуществлять учебно-вспомогательную работу. На его базе занимаются в настоящее время студенты историко-теоретического, композиторского и дирижерского факультетов. Лекции, семинары, индивидуальные занятия по нотации и анализу народных песен основываются на полевых экспедиционных материалах. Они же ложатся в основу курсовых, дипломных и аспирантских работ.

4. Пропагандистское направление деятельности в 1960–1970 годы проявлялось в радио и телепередачах, в которых принимали участие ведущие специалисты, а также организации совместно с Союзом композиторов РСФСР музыкально-этнографических концертов. Ныне — это сфера деятельности Фольклорного ансамбля МГК (руководитель — Н. Н. Гилярова).

Руководство КНМ в первые годы было разделено на научное руководство и заведывание. К. В. Квитка в 1938–1948 годах — научный руководитель КНМ. С 1948 года, когда должность научного руководителя была исключена из штатного расписания, Квитка занимал должность заведующего. Первым заведующим КНМ был В. М. Кривоносов (1939–1941). После смерти Квитки в 1953 году КНМ заведовала А. В. Руднева. С 1959 по 1983 год она считалась научным руководителем КНМ (без официальной должности). В. И. Харьков заведовал КНМ в 1954–1959 г., К. Г. Свитова в 1961–1975, Н. Н. Гилярова — с 1975 по 1983 и с 2008 по настоящее время; О. В. Гордиенко — с 1983 по 1988 г., А. С. Кошелев — с 1988 по 1990 г., Т. А. Старостина — с 1990 по 1997 г., Е. Г. Богина — с 1997 по 2008 г.

За годы существования в НЦНМ сложился один из самых представительных в России фондов звукозаписей народной музыки на различных носителях: от фонографических валиков до современных цифровых аппаратов. Только основной его фонд представляет более 6500 единиц хранения, т. е. около 250 000 записей. В начале XXI века стал накапливаться фонд материалов, сдаваемых на хранение любителями фольклора, а также копии материалов родственных организаций. В большой мере этому способствует хорошая техническая оснащенность НЦНМ, позволяющая пользоваться современными технологиями для обработки различных видов аудио и видеозаписей. Постоянно пополняемый рукописный фонд насчитывает более 19 000 нотаций, большое число рукописей трудов этномузыкологов, чья деятельность была связана с МГК (К. В. Квитки, Е. В. Гиппиуса, А. В. Рудневой, Н. М. Бачинской, Л. В. Кулаковского и др.), фонд экспедиционных материалов на бумажных носителях. НЦНМ совместно с кафедрой истории русской музыки, на которой преподают народное творчество профессора В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова, доцент Т. А. Старостина, является организатором Международных научных конференций и фестивалей памяти проф. А. В. Рудневой (с 1983 года прошло уже пять), международной конференции памяти К. В. Квитки (2005). В программах фестивалей — музыкально-этнографические концерты, в которых выступают народные исполнители и любительские фольклорные коллективы аутентичного направления, а также концерты, посвященные теме «композитор и фольклор», и хоровой музыке, связанной с народными истоками. В ежегодных отчетно-экспедиционных сессиях участвуют фольклористы из учебных и научных организаций разных городов России.

В НЦНМ ведется большая работа по архивации и переводу звукозаписей в цифровой формат. Эти работы были поддержаны различными грантами. Новейшие научные разработки связаны с представлением музыкального материала в контексте традиции.

Записи, хранящиеся в фондах НЦНМ, востребованы музыкантами: Г. Свиридов, Р. Щедрин, С. Баласанян, Т. Хренников, Э. Денисов, А. Эшпай, Н. Корндорф, В. Агафонников, В. Калистаратов — вот далеко неполный перечень композиторов, обращавшихся за материалами в НЦНМ. Многие из них сами участвовали в фольклорных экспедициях.

Фольклористы НЦНМ работают в тесном контакте со своими коллегами из Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории, Фонограммархива Пушкинского дома ИРЛИ имени Д. С. Лихачёва РАН, Государственного российского дома народного творчества и региональными центрами фольклора и домами народного творчества, Институтом этнологии и антропологии РАН, фольклористами МГУ имени М. В. Ломоносова и др.

Все события»