Танеев
Сергей Иванович

  • Годы работы: 1878 - 1905
  • Профессор
Танеев<br /> Сергей Иванович

Родился 13 ноября 1856 г. во Владимире, умер 6 июня 1915 г. в Дюдьково, Звенигородского уезда Московской губернии.

Композитор, пианист, педагог, музыкальный ученый, музыкально-общественный деятель.

Директор Московской консерватории (1885–89).

Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV в. Его отец – Иван Ильич Танеев – помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С 5 лет учился игре на фортепиано, сначала у M.А. Миропольской, затем у В.И. Полянской (урожденной Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). Своей сравнительно зрелой и серьезной игрой (среди произведений, сыгранных Танеевым на экзаменационном прослушивании, был ноктюрн Дж.Филда B-dur) 9-летний пианист снискал особое расположение приемной комиссии: «Дитя провинции, полненький от ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того времени, в бархатный казакинчик, в пеструю, клетчатую шелковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлек симпатии к себе профессоров» (Липаев И.В. С. 3). До 1869 занимался в младших классах у Э.Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869–75 продолжил занятия в классе фортепиано Н.Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П.И.Чайковского, контрапункта, фуги и муз. формы Н.А. Губерта. Среди сочинений консерваторских лет – Симфония e moll, отмеченная большим влиянием Чайковского. В 1875 окончил консерваторию с большой золотой медалью; имя Танеева – первое на доске отличия учеников консерватории.
В 1874 впервые выступил публично на музыкальном вечере в доме князя Голицына. После окончания консерватории много играл в концертах как пианист-солист и ансамблист. В январе 1875 в 7-м Симфоническом собрании ИРМО впервые в России исполнил Первый фортепианный концерт И. Брамса (дирижер Рубинштейн). В июне – июле 1875, в 1876–77 и 1880 осуществил поездки (первую из них с Рубинштейном) в Грецию, Италию, Францию, Швейцарию. В Париже общался с И.С. Тургеневым, Г.Флобером, Э. Золя, Ш.Гуно, К. Сен-Сансом и др. В 1876 совершил концертное турне вместе с Л.С. Ауэром по городам Центральной и Южной России (впослед¬ствии играл в ансамбле с Г.Венявским, А.В. Вержбиловичем, с Чешским квартетом, в фортепианных дуэтах с А.И.Зилоти, П.А. Пабстом и др.). Позднее, в 1908 и 1911–12, гастролировал с исполнением своих сочинений в Германии и Австро-Венгрии. Получил известность как первый исполнитель всех крупных произведений для фортепиано Чайковского (исключение – его Первый фортепианный концерт). После смерти Чайковского завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Выступал также с исполнением собственных сочинений. Был связан дружескими отношениями с композиторами петербургской школы (с сер. 1890-х гг.). Н.А. Римский-Корсаков, в частности, посвятил Танееву кантату «Свитезянка» (1897). Танеев в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову Первый струнный квинтет. А.К. Глазунов посвятил Танееву Пятую симфонию, Танеев – Глазунову – Симфонию c-moll. М.П. Беляев издал многие сочинения Танеева, способствовал их исполнению в Русских симфонических концертах, Русских квартетных вечерах и на собраниях Петербургского общества камерной музыки. Танеев общался с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне (лето 1895 и 1896) и в его московском доме.
Известно особое пристрастие Танеева к творчеству В.А. Моцарта – способность не только великолепно чувствовать, исполнять, но и исследовать его музыку (см.: Der Inhalt des Arbeitsheftes von W.A. Mozarts eingenhändig geschriebenen Übungen mit den Unterweisungen durch seinen Vater im strengen Kontrapunkt und reinen Satz… // Verfasst von S.I. Tanejew. Salzburg. 1914; рус. пер.: Содер¬жание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте // Памяти Сергея Ивановича Танеева… М.–Л., 1947).

В композиторском творчестве Танеева нашли продолжение традиции русских классиков – М.И. Глинки, Чайковского, а также западно-европейских композиторов (И.С. Бах, Л. Ван Бетховен и др.). Одновременно предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Характерным для Танеева являлось тяготение к нравственно-философской проблематике (кантаты «Иоанн Дамаскин», 1884; «По прочтении псалма», 1915; опера-трилогия «Орестея», 1894 и др.). К лучшим образцам камерно-инструментальных сочинений русской музыки относятся трио, квартеты, квинтеты Танеева. В большинстве сочинений воплощен принцип интонационного единства сонатно-симфонического цикла, во многом связанный с монотематизмом (Четвертая симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Автор свыше 40 хоров a cappella, Танеев фактически возродил этот некогда распространенный в отечественной музыке XVII–XVIII вв. жанр. Заметное явление русской музыки – романсы Танеева (55).

Педагогическая деятельность

В 1878–1905 деятельность Танеева неразрывно связана с Московской консерваторией. Сначала преподавал в ней гармонию и инструментовку, в 1881–88 вел класс фортепиано. В 1883, вследствие ухода из консерватории Губерта, Танееву пришлось взять класс свободного сочинения (до 1888). Со временем он оставил ceбе лишь специальный класс контрапункта и фуги (с 1888) и музыкальной формы (с 1897). Тогда же (1883) был избран в состав Комитета профессоров по управлению Московской консерваторией. В 1885–89, благодаря усилиям Чайковского, назначен директором Московской консерватории. За эти годы смог значительно поправить состояние финансовых дел консерватории, обновить преподавательский состав, повысить уровень учебной дисциплины и требований на приемных экзаменах, усовершенствовать учебные планы. Существенно повысил значение хорового и оркестрового классов, что позволило восстановить и продолжить прервавшуюся после смерти Рубинштейна практику постановки силами учеников консерватории оперных спектаклей. Среди особенно известных – постановка оперы «Волшебная флейта» Моцарта (1884), подготовка к которой дополнялась интереснейшими лекциями общетеоретического и эстетического порядка.
Наибольшее значение имело создание Танеевым в Московской консерватории стройной системы музыкально-теоретического образования. Разработал программы курсов гармонии, инструментовки, контрапункта и фуги, формы, свободные сочинения (отличные от программ Петербургской консерватории). В 1902 создал проект учебного плана по общей и специальной теории музыки: 1-й год – контрапункт и инструментовка обязательные (для теоретиков – специальные); 2-й год – фуга, инструментовка специальные; 3-й год – формы; 4-й и 5-й годы – свободное сочинение. Существенно обогатил методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Внес в их преподавание единство учебно-практических и собственно научных компонентов (особенно в курс контрапункта и фуги). Добивался связи теоретического образования с композиторским и исполнительским творчеством. Стимулировал развитие теории исполнительского искусств, в частности создание «Энциклопедии фортепианной техники Я.В. Вейнберга». Автор капитального труда «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909; посв. Г.А. Ларошу; 2-е изд. под ред. С.С.Богатырева. М., 1959), задуманного с учебно-практическими целями. С конца 1990-х гг. работал над книгой «Учение о каноне» (не завершена; издана В.М. Беляевым; М., 1929). В результате, по воспоминаниям А. С.Аренского, уровень даже общих курсов музыкально-теоретических дисциплин был в Московской консерватории настолько высоким, что «любой из плохих учеников [Московской консерватории] мог за пояс заткнуть такого, который считался в ряду успевающих [в Петербургской консерватории]» (Корабельникова Л.З. С. 86). Как педагог был известен чутким и тактичным отношением к индивидуальности учащегося и потому имел огромное количество учеников. В их числе прославленные композиторы, музыковеды, дирижеры, педагоги: А. Александров, В. Булычев, С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Жиляев, Г. Конюс, Н. Ладухин, С. Ляпунов, Н. Метнер, З. Палиашвили, С. Рахманинов, К. Сараджев, И. Сац, А. Скрябин, Ю.Энгель, Б. Яворский и многие другие. Сам прекрасный пианист, в области фортепианной педагогики продолжал традиции Рубинштейна. Среди учеников – Ел. Гнесина, К. Игумнов, А. Корещенко, Н. Мазурина, М. Унтилова.

В 1905, в знак протеста против авторитарных методов руководства консерваторией, Танеев покинул ее и больше туда не возвращался, несмотря на многочисленные просьбы профессоров и учеников. Один из основателей и педагогов Московской Народной консерватории (1906). Продолжал давать уроки частным образом (всегда безвозмездно), оставаясь видной фигурой в музыкальной жизни Москвы. Круг общения Танеева составляли К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Я.П. Полонский, В.Е. Маковский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, В.Я. Брюсов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.В. Цветаев и мн. др.

Крупный общественный деятель. Работал в составе Этнографического отдела и Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1901). Большое значение придавал изучению народной музыки. В 1880-е гг. записал от А.А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, гармонизовал также целый ряд украинских песен из собрания Н.А. Янчука. Результатом путешествия по Сванетии (1885), во время которого Танееву удалось записать от князя И. Урусбиева песни и инструментальные наигрыши, ста¬ло первое в России историко-теоретическое исследование музыкального фольклора народов Северного Кавказа ([«О музыке горских татар»] // Вестник Европы. Кн. 1. 1886. С. 94–98).

В 1889 был выбран членом Наблюдательного совета при Московском Синодальном хоре и Синодальном училище церковного пения (совместно с Чайковским и другими). Участвовал также в работе совета Общества любителей церковного пения в Москве. Был известен как автор ряда духовных сочинений, в т. ч. цикла песнопений Всенощного бдения (1879–90). Один из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908). Участвовал в работе московских Пречистенских курсов для рабочих. Постоянный консультант Московской симфонической капеллы, Кружка любителей русской музыки А.М. и М.С. Керзиных, «Музыкальных выставок» и др. Почетный чл. ИРМО. Почетный член Русского музыкального общества в США (Нью-Йорк, 1904). Ряд произведений Танеева отмечен Глинкинскими премиями, учрежденными М.П. Беляевым (1905, 1906, 1907, 1908, 1910, 1912). Имя Танеева присвоено Научной музыкальной библиотеке Московской консерватории, в фонды которой вошла его личная библиотека (1956). В Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском пер., 2/18, стр. 3, в единственном сохранившемся доме композитора создается Мемориальный музей С.И. Танеева как филиал ГЦММК им. М.И. Глинки.

Публикации

  • Московская консерватория и ее управление // Русские ведомости. 1905. 4 марта;
  • Назревшие вопросы наших консерваторий // РМГ. 1905. № 11;
  • По поводу постановления дирекции Императорского русского музыкального общества от 19 марта 1905 [об увольнении Н.А. Римского-Корсакова из Петербургской консерватории] // Русь. 1905. 11 апреля; [Заявление о выходе из состава профессоров Моск. конс.] // Русские ведомости. 1905. 4 сентября;
  • [Ответ на письмо профессоров и преподавателей Моск. конс.] // Там же. 1905. 8 октября;
  • [Ответ на адрес учащихся Моск. конс.] // Там же. 1905. 12 октября;
  • Из консерваторских лекций // СМ. 1953. № 1; С.И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. М., 1967;
  • Учебные программы музыкально-теоретических курсов // Там же; Дневники. Кн. 1–3. М., 1981, 1982, 1985 и др.

Источник: Д.В. Смирнов, Н.А. Миронова С. И. Танеев. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 530-531.


Профессор


Профессор


Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист РСФСР

Народный артист Узбекской ССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Народный артист Армянской ССР
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор


Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор


Доцент