Гладилина
Елена Вильгельмовна

  • Годы работы: 1966 - 2003
  • Заслуженная артистка РФ
  • Профессор
Гладилина<br /> Елена Вильгельмовна

Елена Вильгельмовна Гладилина (урожденная Якобсон, с 1948 года Петрова, с 1962 года в замужестве Гладилина) родилась 20 ноября 1937 г. в Москве. Ее отец, Вильгельм Германович Якобсон, был преподавателем ан-глийского языка в Московском институте международных отношений (МГИМО), мать, Клавдия Николаевна Петрова, филолог по образованию, работала старшим лаборантом на кафедре немецкого языка в этом же институте. Музыкой Е.В. Гладилина начала заниматься с 1942 г. Ее первым преподавателем фортепиано стала Мария Николаевна Петрова (тетя по линии матери). С 1945 по 1950 г.г. училась в средней школе № 57 и Сокольнической музыкальной школе (ныне ДМШ им. Юргенсона) в классе фортепиано М.Н. Петровой. В 1950 году поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, которую окончила в 1956 году по классу форте-пиано Г.Г. Нейгауза. В том же году поступила в Московскую консерваторию в класс Г.Г. Нейгауза, которую окончила с отличием в 1962 г. В 1966 г. окончила ассистентуру-стажировку Московской консерватории, где также училась у Г. Г. Нейгауза, а после его смерти в 1964 г. – у С. Г. Нейгауза.
В 1965-1966 г.г. работала преподавателем фортепиано в Московском заочном педагогическом институте (МГЗПИ, ныне Московский государственный открытый педагогический университет им. Шолохова). С 1966 по 2003 г. преподавала на кафедре общего фортепиано (с 2002 г. межфакультетская кафедра фортепиано) Московской консерватории (с 1966 г. – преподаватель, с 1977 г. – старший преподаватель, с 1988 г. – доцент, с 2000 г. – профессор), сочетая преподавательскую работу с исполнительской и музыкально-просветительской деятельностью.
В 1968 г. был организован фортепианный дуэт Елена Гладилина – Наталья Юрыгина (Гноенская). В 1990 г. дуэт стал членом Всесоюзной Ассоциации фортепианных дуэтов. С 1990 г. Е. Гладилина и Н. Юрыгина также выступали в составе фортепианного квартета вместе с Евгенией Карпинской и Еленой Соколовой. В 1994 г. Е. В. Гладилиной было присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации.
Скончалась 28 января 2003 г.


Специально для сайта Московской консерватории,
преподаватель ЦМШ
Сердечная Екатерина Владимировна
 

Педагогическая деятельность

С 1966 по 2003 г.г. в классе фортепиано Е.В. Гладилиной занимались более 150 студентов теоретико-композиторского, дирижерско-хорового и оркестрового факультетов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссии, Украины, Молдавии, Литвы, Латвии, Казахстана, Польши, Югославии, Кубы, Колумбии, Вьетнама). В учебный репертуар входили не только произведения классической музыки, но и новые или редко исполняемые сочинения современных композиторов, как зарубежных, так и отечественных. Целый ряд произведений впервые прозвучал в исполнении студентов класса Е.В. Гладилиной (Соната для альта и фортепиано Т. Мансуряна, Сюита для двух фортепиано «Либертадора» Д. Мийо, Фуга В. Соколова и др.). В 1990-х г.г. Е.В. Гладилина и студенты ее класса провели ряд концертов цикла «Учитель и ученики» в музеях Москвы (дом-музей М.И. Цветаевой, дом-музей М.Н. Ермоловой, музей-квартира А.Н. Толстого) с разнообразной тематикой – «XX век – связь поколений», «Лики 20-х годов», «Символизм в музыке». Многие ученики Е.В. Гладилиной стали преподавателями средних и высших учебных заведений, артистами оркестров, работают на телевидении и радио в нашей стране и за рубежом.

Концертная деятельность

Е.В. Гладилина выступала как солистка и концертмейстер, играла в составе камерных ансамблей в нашей стране и за рубежом. Наибольшую известность она получила как участница фортепианного дуэта Е. Гладилина – Н. Юрыгина, внесшего большой вклад в развитие отечественного ансамблевого исполнительства. Творческая деятельность дуэта, пропагандировавшего лучшие произведения этого жанра, охватывает период с 1968 по 2003 г.г. В репертуаре дуэта около 70 произведений зарубежной, русской и современной отечественной музыки.
В течение многих лет дуэт выступал с разнообразнейшими программами в рамках цикла «Исторические концерты Московской консерватории», проводившегося в Малом зале: «Жанр сюиты для 2-х фортепиано в русской музыке», «Жанр концерта для 2-х фортепиано в XVIII и XX веках», «Композиторы – классики XX века», «Произведения для 2-х фортепиано – аналоги симфонической музыки», «Музыка Венгрии», «Произведения французских композиторов для 2-х фортепиано». Е. Гладилина и Н. Юрыгина постоянно принимали участие в концертах кафедры общего фортепиано в Малом и Рахманиновском залах консерватории в циклах «Музыка XX века», «К 200-летию А.С. Пушкина», «В кругу друзей», «К 100-летию Д. Мийо».
Дуэт часто исполнял новые произведения современных авторов, являясь постоянным участником фестивалей «Московская осень», «Наследие», «Московская композиторская школа» (фестиваль фортепианных дуэтов, 1992 г.), Международного фестиваля фортепианных дуэтов 1991 и 1993 г.г.). Е. Гладилина и Н. Юрыгина регулярно выступали с показом новых сочинений на заседаниях Московского молодежного музыкального клуба, Клуба камерной музыки и в авторских вечерах композиторов Б. Майзеля, С. Разоренова, М. Мильмана, Т. Чудовой, Ж. Кузнецовой, Д. Кривицкого и др. во Всесоюзном Доме композиторов (с февраля 2000 г. – Московский Дом композиторов). Целый ряд произведений современных композиторов записан для фонотеки Дома композиторов.
Гастроли дуэта проходили в разных городах России и ближнего зарубежья (Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Хабаровске, Риге, Таллине).
Творческая деятельность дуэта и квартета освещалась в прессе: газетах «Российский музыкант», «Музыкальное обозрение», «Российская музыкальная газета», журнале «Советская музыка».

Научно-методическая деятельность

Ансамблевая концертная и преподавательская деятельность Е.В. Гладилиной определили  основные направления ее научно-методической работы.
Е.В. Гладилина курировала слушателей факультета повышения квалификации и проводила открытые уроки для них, входила в комиссию по составлению программ по общему фортепиано для студентов консерваторий.
Е.В. Гладилиной сделан целый ряд переложений для одного и двух фортепиано в 4 руки:

  • Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты (совместно с Е.Карпинской)
  • Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла (совместно с О.Холодной)
  • А. Головков. Квартет № 2 (совместно с Н.Юрыгиной)
  • З. Кодаи. Танцы из Галанты (совместно с Н.Юрыгиной)
  • С. Прокофьев. Симфония № 4 (совместно с Н.Юрыгиной)
  • С. Рахманинов. Кантата «Весна» (совместно с Е.Карпинской)
  • Т. Хренников. Симфония № 2 (совместно с О.Холодной и Е.Карпинской)
  • Т. Хренников. Симфония № 3 (совместно с Е.Карпинской).

Публикации

  1. Гладилина Е. Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. В кн.: Генрих Нейгауз. Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. Статьи. М., Классика – XXI, 2002.
  2. Хренников Т. Симфония № 2 (переложение Е. Гладилиной, Е. Карпинской, О. Холодной). М.: Музыка, 1977.
  3. Хренников Т. Симфония № 3 (переложение Е. Гладилиной, Е. Карпинской). М.: Советский композитор, 1979.
  4. Кодаи З. Танцы из Галанты (переложение Е. Гладилиной, Н. Юрыгиной). М.: Музыка, 1984.
  5. Гладилина Е, Гноенская Н. Проблемы ансамблевого исполнительства (на примере «Вариаций на тему Бетховена» Сен-Санса). В сб.: Труды кафедры общего фортепиано по методике, истории и теории исполнительства. М.: Московская консерватория, 1991.
  6. Соколов М. Б. Барток. Соната для двух фортепиано и ударных (исполнительский комментарий Е. Гладилиной и Н. Гноенской). В сб.: Труды кафедры общего фортепиано по методике, истории и теории исполнительства. М.: Московская консерватория, 1991.
  7. Программа по фортепиано для студентов теоретико-композиторских факультетов, оперно-симфонических и дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов (с коллективом авторов). Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет, 1984.
  8. Всесоюзная утвержденная типовая программа по фортепиано для студентов теоретико-композиторских факультетов и отделений оперно-симфонического дирижирования музыкальных вузов (с коллективом авторов). Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет, 1991.
  9. Всесоюзная утвержденная типовая программа по фортепиано для студентов дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов (с коллективом авторов). Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет, 1991.

Литература

  1. Евсеева Т.И. Жизнь в педагогике, в исполнительстве. «Российский музыкант», 2003, апрель, № 3.
  2. Моисеев Г. Воплощение артистизма. «Российский музыкант», 2007, декабрь, № 9.
  3. Сердечная Е. Звучит французская музыка. «Советский музыкант», 1987, июнь, № 11.