Зак
Яков Израилевич

  • Годы работы: 1935 - 1976
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Зак<br /> Яков Израилевич

Народный артист СССР (1966)


Родился 7 ноября 1913 г. в Одессе.

В 1932 г. окончил Одесскую консерваторию по классу специального фортепиано М. М. Старковой, камерным ансамблем занимался под руководством П. С. Столярского. Большое влияние на развитие пианиста оказали также занятия и творческое общение с историком музыки Б. Д. Тюнеевым. В 1930–1932 гг. учился в Одесской консерватории. В 1932–1935 гг. совершенствовался в Школе высшего художественного мастерства Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза. По признанию Я. И. Зака, многое он постиг уже после окончания школы, присутствуя на уроках педагога в качестве ассистента. В 1933–1934 гг. во время болезни Нейгауза занимался также у К. Н. Игумнова.

Концертная деятельность

В 1935 г. стал лауреатом II Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (3-я премия), в 1937 — победителем Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1-я премия, специальный приз за исполнение мазурок — посмертная маска Шопена). Победа на конкурсах принесла пианисту широкую известность. Много гастролировал в СССР, в послевоенные годы — также за рубежом.

Помимо сольных выступлений, играл в ансамбле с Квартетом Большого театра и в фортепианном дуэте с Э. Г. Гилельсом. Нейгауз считал исполнительское искусство Зака родственным искусству Э. Петри, Р. Казадезюса и И. Гофмана: «Их объединяет некий дух высшей объективности, исключительное умение воспринимать и передавать искусство "по существу", не внося в него слишком много своего личного, субъективного. Такие художники не безличны, а, скорее, сверхличны» (Г. Нейгауз). Репертуар пианиста включал сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, И. Брамса, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева. Исполнял также редко звучащие произведения (в том числе, все фортепианные концерты Н. К. Метнера). Первый исполнитель концертов для фортепиано с оркестром Е. К. Голубева, С. Н. Василенко, фортепианных сонат Д. Б. Кабалевского, В. А. Белого и др.

Педагогическая деятельность

С 1935 г. преподавал, с 1938 г. — вел самостоятельный класс фортепиано в Московской консерватории, с 1947 г. — профессор, с 1965 г. — заведущий кафедрой специального фортепиано. В фортепианной педагогике считал главным «воспитать профессионально утонченное, музыкальное ухо». Сам пианист обладал изощреннейшим слухом, что определяло его метод освоения новых сочинений: «Я никогда не учу сразу за роялем произведение, которое много раз слушал... Я имею большое пристрастие к ходьбе и обычно "обхожу" с этим произведением всю Москву». Музыку, совершенно ему незнакомую, проигрывал 1-2 раза, а затем осваивал, не прикасаясь к клавиатуре. Лишь потом приступал к работе за инструментом, занимаясь с полной эмоциональной отдачей: «Я никогда не учу отвлеченно. Я считаю, что учить надо так, как будто вы не учите, а все время исполняете». Отличаясь энциклопедической образованностью в области музыки, литературы, архитектуры, философии, точных наук, много внимания уделял воспитанию общей культуры ученика. Широко применял на уроках воздействие словом, которое аппелирует к творческой мысли ученика, к его исполнительской инициативе.

Ученики

Среди учеников: Э. Вирсаладзе, М. Межлумов, Г. Мирвис, Е. Могилевский, С. Навасардян, Н. Петров, Л. Тимофеева.

Участие в жюри конкурсов

Был членом жюри многих конкурсов, в том числе им. Шопена (1955, 1960).

Научные труды. Издания. Публикации

Автор воспоминаний о Г. Г. Нейгаузе, В. В. Софроницком, Д. Ф. Ойстрахе и др.

  • Я. И. Зак. Заметки исполнителя // Советская музыка. 1938. № 5
  • Я. И. Зак. О некоторых вопросах воспитания молодых исполнителей // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968.

Публикации об этом педагоге

  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. В 6-ти томах. М., 1974-1982. Т. 2.
  • «Кто писал о музыке». Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. В 3-х томах / Сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. М., 1974. Т. 1.
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Ред.-колл. Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М., 1996.
  • Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. Биографии А — К / Гл. ред. Г. Г. Брановер. М., 1994.
  • Нейгауз Г. Яков Зак // Советская музыка. 1959. № 4.
  • Ступакова О., Мирвис Г. Педагогические взгляды Я. И. Зака // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968.
  • Яков Зак. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1980.
  • Уроки Зака. Сб. ст. и воспоминаний. М., 2006.

Источник: С. В. Грохотов. Я. И. Зак // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 189-190.

Кандидат искусствоведения
Профессор


Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Народный артист России
Профессор

Заслуженный деятель искусств России
Профессор

Народная артистка Грузии, Народная артистка СССР
Профессор

Народный артист СССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Преподаватель