Лавровская
Елизавета Андреевна

  • Годы работы: 1888 - 1919
  • Профессор
Лавровская<br /> Елизавета Андреевна

Оперная и камерная певица (меццо–сопрано, контральто), педагог.

Родилась 1 октября 1845 года в г. Кашин Тверской губернии в семье мелкого чиновника, с 1957 года жила в Москве. По рекомендации князя С. М. Голицина была определена на казённый счёт в Екатерининский институт, где обучалась инструментальной музыке и пению (1861–1864). В 1865 году поступила в Петербургскую консерваторию в класс Г. Ниссен–Саломан, прошла весь курс обучения за 2,5 года и окончила консерваторию с большой серебряной медалью. Впервые выступила в партии Орфея в ученическом спектакле под управлением А. Г. Рубинштейна на сцене Михайловского дворца (1867), после чего была отправлена за границу на средства Великой княгини Елены Павловны. Посетила Лондон, Париж (здесь её слушал Дж. Россини). В Бадене брала уроки у П. Виардо. Актёрскому мастерству обучалась у В. Самойлова. В 1868 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Вани («Жизнь за царя» М. И. Глинки). Пела там до 1872 года, затем в сезонах 1875/1876, 1879/1880, 1886/1887 годов. В 1870 и 1874 годах гастролировала в Одессе (открытие оперного театра), Киеве, Харькове, в 1888 году — в Казани. В 1890/1891 годах — солистка Большого театра. Партии: Ратмир, Рогнеда, Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Амнерис, Зибель, Азучена и пр. Первая исполнительница ряда партий в русских и зарубежных операх.

После незаслуженного отчисления из Мариинского театра (1872) совершенствовалась в Париже у П. Виардо. Через год с триумфом гастролировала в странах Европы. Большой успех имела в Италии (награждена почётными грамотами в Неаполе и Флоренции), Германии (в Дрезденской галерее хранится портрет Лавровской) и Лондоне. В честь певицы была выпущена медаль. Вернувшись в Россию, гастролировала В Москве, Петербурге, Саратове. Первая исполнительница посвящённых ей романсов Рубинштейна, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова («В моей душе», «Она как полдень хороша»), С. И. Танеева («Люди спят»), П. И. Чайковского (6 романсов ор.27, 1875; вокальный квартет «Ночь» для Лавровской и учеников её класса, 1893), сольной партии в кантате П.И. Чайковского «Москва» (15 мая 1883). Выступала в ансамбле с С. А. Малозёмовой, А. И. Зилоти, С. И. Танеевым, У. А. Мазетти. Была связана дружескими отношениями с Н. Г. Рубинштейном, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречаниновым, И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским. П. И. Чайковскому подсказала идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина».

В 1888 году по рекомендации П. И. Чайковского стала профессором сольного пения в Московской консерватории, где работала до 1919 года. Последовательница методических принципов Г. Ниссен–Саломан и П. Виардо. Считала основной задачей развитие природных данных ученика, уделяла особое внимание формированию правильного певческого дыхания. Предпочитала отбирать в свой класс не только вокально, но и всесторонне музыкально одарённых людей. В обучении соблюдала строгую последовательность: 1 год или несколько месяцев посвящались пению вокализов и упражнений, затем исполнялись произведения западно–европейской классики, лишь на 4-ом курсе — сочинения русских композиторов (сначала ансамбли, затем романсы), на 5-м — арии из опер. Как правило, дважды в месяц устраивала у себя дома музыкальные вечера, посвящённые творчеству какого–либо композитора (в один из приездов Аренского в Москву организовала исполнение его оперы «Рафаэль», где выступила в главной партии; Мазетти исполнял партию певца за сценой. Среди учеников: Б. Абрамова, С. Августинович, Н. Веков, М. Дулова, Е. Збруева, О. Китаева, Е. Обокевич, А. Пасхалова, В. Цветков, Е. Цветкова, М. Чупрынников.

Умерла 4 февраля 1919 года в Москве.

Концерты Лавровской критики называли настоящими праздниками русской музыки. А. Н.Серов отмеячал восхитительный голос Лавровской с бархатным тембром (Серов А. Н. С.270), П. И.Чайковский — естественность и «строгую целомудренную художественность» (Чайковский П. И. С. 58–59, 254–255).

Источник: Лавровская Е. А. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 286.