Гилельс
Эмиль Григорьевич

  • Годы работы: 1938 - 1976
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Гилельс<br /> Эмиль Григорьевич

Пианист, педагог.

Родился 6 октября 1916 года в Одессе. Музыкальную одарённость проявил очень рано: в возрасте 4–5 лет пробовал воспроизвести на рояле всё услышанное. Систематические занятия музыкой начал в 1922 году на Одесских музыкальных курсах. В 8 лет, выступая в концертах, поражал лёгкостью игры и уверенностью, чёткостью ритма. Необыкновенный талант юного пианиста отмечали А. Т. Гречанинов и К. Ф. Данькевич. С 13 лет продолжил обучение в Одесской консерватории у Б. М. Рейнгбальд (1930–35). Впоследствии считал её своим основным педагогом, называл «Учителем с Большой буквы». В 1932 году впервые играл в Московской консерватории. В 1933 году одержал победу на 1-м Всесоюзнном конкурсе музыкантов–исполнителей и выдвинулся в ряды ведущих пианистов страны. Его игру высоко оценили Д. Б. Кабалевский, Я. В. Флиер (считал Гилельса пианистом мирового класса), М. И. Гринберг. В 1935–38 годах совершенствовался в Школе высшего художественного мастерства при Московской консерватории, у Г. Г. Нейгауза. Несмотря на значительные различия в характере дарований и взглядах на искусство, Нейгауз оказал заметное влияние на Гилельса.

Успешно выступив на международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938,1-я премия), начал активно гастролировать за рубежом (ранее концертировал в СССР). Игра Гилельса поражала слушателей мужественной цельностью, захватывающей виртуозностью, красотой фортепианного звучания, особой энергетической силой. С годами искусство пианиста, сохраняя эти черты, постепенно развивалось. Его обширный репертуар включал музыку от эпохи барокко до современности (за исключением произведений И. С. Баха, которые сравнительно редко были представлены в концертных программах Гилельса). Любил играть циклы сочинений, в том числе, «Развитие фортепианной сонаты» Л. ван Бетховена, записал все Концерты для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Его трактовка фортепианных сонат и концертов В. А. Моцарта, фортепианных концертов Л ван Бетховена, И. Брамса и П. И. Чайковского стали классикой мирового исполнительского искусства. Многие произведения записывались на грампластинки неоднократно — в разные периоды творчества (запись всех фортепианных сонат и вариационных циклов Бетховена не была закончена из-за смерти Гилельса). Первый исполнитель сочинений С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, М. С. Вайнберга. Выступал в дуэтах с Я. И. Заком, Е. Э. Гилелъс, Елиз. Г. Гилельс и Л. Б. Коганом, в трио с Коганом и М. Л. Ростраповичем или С. Н. Кнушевицким, с Квартетом им. Бетховена и Амадеус–квартетом. В последнее десятилетие жизни в его манере появились новые черты — трагизм, философичность, созерцательная лирика. Много играл И. Брамса и Р. Шумана.

К педагогической деятельности относился своеобразно: «Когда я преподаю, то преподаю как музыкант–исполнитель: сопереживаю с учеником. Если в его игре меня что-то не удовлетворяет, я нервничаю, сгораю. Настоящий педагог — педагог по профессии — мудрее меня: ему не нужно думать о концертном репертуаре, не нужно иметь его всегда наготове. Он занят только учениками, может часами возиться с ними, доделывая сочинения технически и эмоционально. Если учитель хороший, он этим довольствуется» (Цит. по: Баренбойм Л. А. С. 148). Вместе с тем в фортепианной педагогике достиг многого. В 1938–76 годах преподавал в Московской консерватории, воспитав таких пианистов, как В. Афанасьев, И. Жуков, О. Иванов, М. Мдивани. От учеников требовал точности, чистоты, продуманности исполнения. Любил сравнивать пианиста с хирургом, который на эстраде «отвечает за жизнь художественного произведения» (Смирнов М. А. С. 171). Существенное внимание уделял работе над гаммами и арпеджио, считая её «тем хлебом, который нужно есть каждый день» (Там же. С. 163). Для развития техники часто использовал упражнения Брамса. Широко прибегая на уроках к методу показа, демонстрировал студентам, главным образом, не те произведения, которые они играли, а контрастные или сходные с ними по характеру. При разучивании новых сочинений использовал медленный, «рабочий», темп, позволяющий контролировать слухом каждую ноту и каждую музыкальную линию. Влияние Гилельса на учеников было огромным. Гилельс — автор статей и воспоминаний.

Был председателем жюри Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского (1958,1962,1966,1970), член жюри международных конкурсов им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель) и им. М. Лонг—Ж. Тибо (Париж). Почётный член Лондонской Королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии им. Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта–Чечилия» (Рим, 1980). Награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1946) премии. Герой Социалистического Труда (1976).

Его сестра — Елиз. Г. Гилельс, дочь — Е. Э. Гилельс.

Умер 14 октября 1985 года в Москве.

Источник: Гилельс Э. Г. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007.— С. 115, 116.