Шапорин
Юрий Александрович

  • Годы работы: 1939 - 1966
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Шапорин<br /> Юрий Александрович

Композитор, педагог, общественный деятель.

Родился 27 октября 1887 года в Глухове Черниговской губернии, ныне Сумская область, Украины. Его отец — художник, выпускник Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Шапорина принадлежала к роду Туманских (имя её дяди, поэта Василия Туманского, друга A. C. Пушкина, упоминается на страницах «Евгения Онегина»), окончила Московскую консерваторию по классу Н. Г Рубинштейна и Н. С. Зверева, была одаренной пианисткой.

С 1906 года учился на историко–филологическом факультете Киевского университета. В 1908–34 годах жил в Петербурге/Петрограде/Ленинграде. В 1912 году окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1918 году — Петроградскую консерваторию у H. A. Соколова (композиция, гармония,
полифония и музыкальная форма), М. О. Штейнберга (инструментовка), H. H. Черепнина (чтение партитур), В. П. Калафати и Я.(И. И.) Витола (гармония). С особой признательностью вспоминал о занятиях с Черепниным (Автобиография. — Архив Московской консерватории. Ф. 658. Оп. 3. Ед. хр. 545а. Л. 6). Уже в этот период он проявлял интерес к музыкальному и драматическому театру. С 1919 года сотрудничал как композитор и дирижёр с Коммунальным театром–студией (1919), Большим драматическим (1919–20, 1922–30) и Малым драматическим (1919) театрами, Академическим театром драмы (1920–37), театром «Вольной комедии» (1921) и др.; в 1921–22 —с Петрозаводским драматическим театром, позже — театром им. Е. Б. Вахтангова (1935–36), Малым театром (1944–45), МХАТ им. М. Горького (1947,1953) и др. Автор музыки ко многим спектаклям: «Много шума из ничего», «Король Лир», «Комедия ошибок», «Сэр Джон Фальстаф», «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Тартюф» Мольера, «Сарданапал» Дж. Байрона, «Соломенная шляпка» Э. Лабиша, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Горе от ума» A. C. Грибоедова, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Царь Фёдор Иоаннович», «Изгнание блудного беса», «Иван Грозный» А. Н. Толстого, «Блоха» Е. И. Замятина и др. (всего свыше 70). Театральная музыка Шапорина получила высокую оценку современников (в частности, А. К. Глазунова). Особенным успехом в России и за границей пользовалась «Шутейная сюита» для оркестра «Блоха» из одноимённого спектакля (1928). Оригинальность партитуры (к обычному составу большого симфонического оркестра добавлены рояль, 16 домр, 3 баяна, флексатон, ксилофон, тамбурин, тамтам и другие ударные инструменты) позволяла критикам утверждать, что в оркестровке «Шапорин пошел дальше Стравинского» (МалковН. Жизнь искусства. 1926. № 50). Среди других значительных сочинений 1920–30 годов  — 2 сонаты для фортепиано  ( 1924, 1926), Симфония c–moll для большого симфонического оркестра с дополнительной группой духовых инструментов и смешанным хором (1932), цикля романсов в на слова Ф. И. Тютчева (1921), А. С. Пушкина (1934–37) и А. А. Блока (1939), Симфония–кантата для солистов, хора и оркестра «На поле Куликовом» (на слова Блока с изменениями и дополнениями М. Л. Лозинского, 1938). В 1930–40 годы писал также музыку к кинофильмам («Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов» и др).

 С 1939 года до конца жизни (кроме периода эвакуации в Нальчик и Тбилиси в 1942–45) жил в Москве и преподавал в Московской консерватории инструментовку и композицию (в 1948–1949 — заведующий кафедрой композиции). Был исключительно демократичным и «открытым» в творческом общении со своими учениками, поощрял их самостоятельность. У Шапорина «всё было на виду: все творческие дела, не только планы, но и конкретные проблемы, обсуждались вслух, каждая нота требовала публичности. Всё, что писалось, во всяком случае, на моей памяти, я и сейчас могу сыграть наизусть, потому что он держал в курсе своей работы буквально каждого ученика... Забывая, что студент пришёл к нему на урок, [Шапорин] начинал показывать свои наброски, задавать вопросы, стараясь, видимо, от этого контакта внутренне зажечься... Для него творчество во многом было сопряжено с общением, а не с затворничеством» (Щедрин  Р. К. Учитель и друг // Юрий Александрович Шапорин. Литературное наследие, статьи, письма. С. 324). «Для нас ... бесценным оказывалось наглядное знакомство с творческим процессом, когда сидящим рядом мастером испытывались различные варианты мелодического развития, модуляций, фактурного оформления», подтверждал и Д. Д. Благой («Незабываемое». Там же. С. 337).

Особый «ореол» личности Шапорина в глазах учеников придавало дружеское и творческое общение с крупнейшими представителями русской культуры  — А. К. Глазуновым, Д. Д. Шостаковичем, H. A. Малько, М. В. Юдиной, с режиссерами Н. П. Акимовым, В. Э. Мейерхольдом, Н. Ф. Монаховым, С. Э. Радловым, поэтами и писателями А. А. Блоком, A. M. Горьким, Лозинским, Толстым, К. А. Фединым, художниками А. Н. Бенуа, М. В. Добужинским, Б. М. Кустодиевым и др. (См.: Щедрин Р. К. Там же. С. 321). Воспитал плеяду крупнейших современных композиторов, среди которых — Э. Артемьев, Благой, Г. Жубанова, М. Марутаев, А. Муравлёв, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский, Р. Щедрин, Р. Яхин. Лауреат Сталинских премий (1941,1946,1952). Государственная премия РСФСР (1966, за оперу «Декабристы» и ораторию «Доколе коршуну кружить?»). Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

Музыкальные сочинения: см. МЭ 6.
Литературные сочинения: см. КПМ 3.

Умер 9 декабря 1966 года в Москве.

С середины 1920-х годов начал работу над оперой «Декабристы» (на основе либретто А. Н. Толстого «Полина Гебль», автор текста В. А. Рождественский), которая растянулась почти на 30 лет, главным образом, из-за разногласий с Толстым относительно переделок либретто и др. Премьера оперы «Декабристы» — самого «капитального» сочинения Шапорниа — состоялась только в июне 1953.

Живя в Ленинграде, активно участвовал в деятельности различных художественных организаций: с 1925 года — член правления Драмсоюза, с 1926 года — председатель Ленинградского отделения АСМ. С 1932 — заместитель председателя Ленинградского отделения CK СССР.

Источник: Шапорин Ю. А. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 605, 606.


Сидельников Николай


Народный артист СССР