Исмаилова
Холисахон Эшматовна

  • Кандидат филологических наук
  • Доцент

Образование

В 1990 с отличием окончила Таджикский педагогический институт русского языка и литературы имени А.С. Пушкина по специальности «учитель русского языка и литературы».

1993—1997 обучалась в аспирантуре по специальности 10.02.20.

В 1997 защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».

Педагогическая деятельность

С 1990 преподает русский язык как иностранный.

1990—1993 — ассистент кафедры русского языка естественных факультетов Душанбинского государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко (ДГПИ)

1998—2005 — старший преподаватель кафедры русского языка межфака Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева (ТГПУ).

2006—2007 — доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского государственного университета сервиса (МГУС).

2007—2014 — старший преподаватель кафедры русского языка №1 ФРЯ и ОД РУДН.

2014—2019 — доцент кафедры русского языка №1 ФРЯ и ОД РУДН.

С 2019 — доцент межфакультетской кафедры русского языка Московской консерватории.

В 2019 присуждено учёное звание доцента по специальности «Русский язык».

Дополнительные сведения

В 2011 находилась в загранкомандировке в Душанбе, проводя лекции, мастер-классы по РКИ, открытые уроки в Таджикском государственном институте языков имени С. Улугзода.

В 2013 была командирована в г. Бишкек, где читала лекции по РКИ преподавателям вузов и школ Киргизии (РЦНК) в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011—2015.

В 2017 читала лекции по русскому языку как неродному преподавателям вузов и школ Республики Тыва (РЦНК) и в Ереване (РЦНК) в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык» на 2016—2020 годы.

Участвовала в реализации задач организационно-методического сопровождения по развитию содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка как родного, как неродного, в образовательных организациях, выполняемых по заказу Минобрнауки России, реализуемых за счёт субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации в рамках направления Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016—2020 годы.

Разработанные материалы вошли в УМК программы повышения квалификации региональных тьюторов по вопросам обеспечения качества преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного в образовательных организациях и были использованы при проведении обучения более 400 слушателей из 35 субъектов Российской Федерации.

Автор более 100 опубликованных научных трудов, среди которых 2 монографии, учебное пособие, 3 словаря, 27 статей в журналах, рецензируемых ВАК и 10 статей в журналах, входящем Scopus, Web of Science.

Имеет благодарственные письма.

По основному профилю

  • «Методика преподавания русского языка (как иностранного/неродного), разнообразие теорий и практик», ФПК ДПО РУДН, 2018
  • «Преподавание русского языка как иностранного (РКИ). Система и методика обучения иностранцев русскому языку». Москва, АНО ДПО «МИПК», 2019
  • «Русский язык как иностранный: Специфика процесса преподавания». Москва, ООО «Столичный учебный центр», 2020
  • «Проектирование уроков русского языка и литературы на примере технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях билингвальной среды». Москва, ДПО «Образование — русское слово», 2020
  • «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования». Москва, ФГБОУ ВПО Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020
  • «Социокультурная адаптация детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ, средствами русского языка, истории и культуры», Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2021

По работе в электронно-образовательной среде ВУЗа

  • «Создание электронных курсов для поддержки очного обучения и обучения самостоятельной работы студентов. ТУИС РУДН.», Москва, 2016
  • «Методика дистанционного обучения в электронной среде, подготовка и реализация электронных курсов для дистанционного обучения», 2018
  • «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Москва, НИУ МГСУ, 2020
  • «Программы и возможности для процесса обучения онлайн/ офлайн» Москва, МГК им. П.И. Чайковского, 2021

По дополнительным квалификациям

  • «Совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся. ООО СП «Содружество», Москва, 2017
  • «Методология гуманитарных наук и эстетическая мысль: пути пересечения». Москва, МГК  им. П.И. Чайковского, 2022