Рагс
Юрий Николаевич

  • Годы работы: 1991 - 2012
  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Рагс<br /> Юрий Николаевич

Родился в г. Казани. В 1948 г. окончил Куйбышевское музыкальное училище (класс теории музыки А. В. Фере, класс фортепиано А. Ф. Лаговской), в 1953 г. – теоретико-композиторский и фортепианный факультеты Московской консерватории. Ученик В. А. Цуккермана (специальный класс), И. В. Способина (гармония), В. А. Архангельского (специального фортепиано).

В аспирантуре при консерватории занимался под руководством Н. А. Гарбузова и С. С. Скребкова (кандидатская диссертация: «О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии», Московская консерватория, Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1971). Совершенствовался на Факультете повышения квалификации в Ленинградской консерватории (1979, 1984), стажировался на кафедре компьютеризации музыкального образования в Новосибирской консерватории (1989).

В 1952 начал работать в Московской консерватории, сначала в лаборатории музыкальной акустики в должностях старшего лаборанта, инженера под руководством Н. А. Гарбузова (1952–1963), затем вел научно-исследовательскую работу под руководством С. С. Скребкова. В 1993–2002 гг. научный руководитель Вычислительного центра консерватории. Научный руководитель методологического семинара «Акустические среды». Направления научной деятельности – музыкальная акустика, анализ музыкальных произведений, гармония, психология, эстетика, методология музыковедческих исследований, музыкальная информатика.

Умер 9 марта 2012 года в Москве.

Тема докторской диссертации.: «Акустика в системе музыкального искусства» (Московская консерватория, 1998).
Действительный член (академик) Академии гуманитарных наук (1995), член-корреспондент Международной академии информатизации при ООН (1997).
Член президиума Московского музыкального общества.


Педагогическая деятельность:

С 1952 до 1992 г. преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных: в 1965–1980 гг. заведующий кафедрой гармонии и сольфеджио, в 1971–1973 гг. – проректор по научной работе и аспирантуре. Вел курсы музыкальной акустики (у музыковедов и звукорежиссеров), анализа музыкальных произведений, гармонии (у исполнителей и музыковедов), музыкальной информатики, был консультантом по педагогической практике, руководил подготовкой дипломных работ и диссертаций музыковедов.

С 1973 г. читал спецкурсы: «Зарубежные системы преподавания музыкально-теоретических дисциплин», «Введение в музыкознание». В течение 6 лет проводил экспериментальный комплексный курс у пианистов по изучению теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте, лекции и семинарские занятия по музыкальной критике, по методологии музыковедческих исследований. Совместно с П. В. Лобановым создал Автоматизированный класс музыкального обучения (АКМО).

С 1991 по 2012 гг. преподавал в Московской консерватории на кафедре теории музыки (индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов, анализ музыкальных произведений у исполнителей, занятия с аспирантами и соискателями). Будучи профессором кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов (1991/92 учебный год), начал вести первые в Московской консерватории систематические занятия по музыкальной информатике для студентов-музыковедов.

С 1997 по 2003 г. по совместительству работал в Московском музыкальном колледже им. А. Г. Шнитке. Неоднократно организовывал конференции, симпозиумы и участвовал в их работе (на межвузовском, республиканском, всесоюзном, международном уровнях). Читал лекции, проводил семинары по музыкальной акустике, музыкальной критике в Москве на базе Института повышения квалификации (Республиканском и Всесоюзном) и в Ленинградской консерватории (1979). В Кракове (Польша) читал лекции по музыкальной акустике (1971), в Пловдиве (Болгария) – по современной гармонии (1990).

Ученики:

Под руководством Рагса защищены: 81 дипломная работа, 22 кандидатских диссертаций. Среди учеников (в Московской консерватории и Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных):

  • доктора искусствоведения М. Берлянчик (Магнитогорск), Н. Бажанов (Новосибирск), Б. Деменко (Киев), Л. Казанцева (Астрахань)
  • доктор философских наук А. Счастливцев (Тамбов)
  • кандидаты искусствоведения М. Папуш (Москва), Л. Москона (Болгария), Ю. Гриценко (Москва), О. Кулапина, Н. Васильева (Саратов), Е. Комарова (Омск)
  • звукорежиссер П. Кондрашин (Москва)
  • музыковед Нгуен Тхи Минь Тяу (Вьетнам)
  • певица и киноактриса Е. Савинова
  • певица Э. Андреева
  • дирижер В. Федосеев
  • виолончелисты В. Тонха, А. Риз
  • пианисты Ю. Богданов, Н. Луганский, А. Сац
    и другие.
     

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Международного конкурса звонарей и ансамблей звонарей в Ярославле (1992), а также организуемых Министерством культуры РСФСР конкурсов студенческих работ (как член Совета Министерства культуры РСФСР по научной работе студентов).

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 160 научных работ по вопросам теории музыки, музыкальной акустики, музыкальной психологии, музыкальной критики и других; свыше 40 статей по музыкальной акустике в Музыкальной энциклопедии и Музыкальном энциклопедическом словаре, работы «Теоретическое музыкознание. Учебное пособие по курсу "Введение в специальность" для музыковедов вузов» (М., 1980).

  • Вибрато и восприятие высоты. М., 1964
  • Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964
  • Об анализе периода // Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин / Труды каф. теории музыки и композиции ГМПИ им. Гнесиных. М., 1967
  • О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А. Н. Скрябина (совм. с Е. В. Назайкинским) // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1 / Под ред. Е. В. Назайкинского. М., 1970
  • Проблемы анализа музыкального произведения и интеллектуальные системы // ЭВМ и проблемы музыкальной науки / Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 7. Новосибирск, 1988
  • О творчестве музыковеда // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации / Межвуз. сб. науч. трудов. Красноярск, 1989
  • Вычислительный центр Московской государственной консерватории: перспективы использования компьютерной техники в подготовке музыкантов-профессионалов // Проблемы информационной культуры. Вып. 2: Информационный подход и искусствознание (Problems of Informational Culture. Issue No 2: Informational Approach and Art Studies) / Междунар. академия информатизации (Ассоциированный член ООН). М.–Краснодар, 1995
  • Экспертные системы в музыковедческих исследованиях // Эмпирическая эстетика. Информационный подход / Материалы Междунар. науч. симпозиума. Таганрог, 1997
  • Перспективы и принципы информатизации музыкального образования // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып. 4. М., 1997
  • Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа (в соавторстве с О. В. Марковой, Д. В. Федоровым) // Там же.
  • Эстетика снизу и эстетика сверху: квантитативные пути сближения. Монография. М., 1999
  • Music in color (совм. с Е. В. Назайкинским) // USSR – soviet life today. Washington. 1963. № 2 (77); Computing Technologies Assisted Musical Education. Problems and Perspectives // Human – Computer Interaction / The 6th East–West International Conference EWHCI’ 96. Moscow, Russia, 1996, аugust 12–16
  • Вокальное искусство и акустика // Музыкально-теоретическое образование в свете Болонских соглашений / Материалы Международной научно-практической конференции кафедры теории и истории музыки МГУКИ. М., 2007
  • Воспоминания о Владимире Александровиче Архангельском (1895–1958) // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Выпуск 4. М., 2008
    и другие