Веприк
Александр Моисеевич

  • Годы работы: 1923 - 1942
  • Профессор
Веприк<br /> Александр Моисеевич

Композитор, музыкальный ученый, педагог.

Родился 11 июня 1899 года в Балте Подольской губернии, ныне Одесская область. Первоначальное музыкальное образование получил в Варшаве (куда переехала семья вскоре после его рождения) у студентов Варшавской консерватории. В 1908 году семья переехала в Лейпциг. В 1914 году окончил (при меценатской поддержке) Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано К. Вендлинга. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию. В 1914–17 годах учился на фортепианном отделении Петроградской консерватории, с 1918 года (по другим данным с 1917) по 1920 занимался на творческом (композиторском) отделении у А. М. Житомирского и М. О. Штейнберга. Работал тапёром в кинотеатре (1915–18). Общался с Б. В. Асафьевым, который привлёк его к сотрудничеству в журнале «Мелос» (член редколлегии) и в МУЗО Наркомпроса РСФСР. Дипломная работа Веприка — симфоническая поэма «Червь–победитель», по Э. По, была отрицательно оценена А. К. Глазуновым (Веприк уничтожил рукопись). Переехав в Москву, в 1921–23 обучался в Московской консерватории (касс Н. Я. Мясковского); в 1922 году посещал занятия в дирижёрском классе Н. А. Малъко.

С 1923 года (с перерывом) преподавал в консерватории, в 1938–42 годах — заведующий кафедрой инструментовки. Вёл курсы инструментовки, инструментоведения и анализа форм. Входил во фракцию «Красной профессуры» (1924), с 1925 — член ПРОКОЛЛ. В середине 1920-х годов — председатель межфакультетской теоретической предметной комиссии (Методический кабинет по преподаванию теоретических дисциплин для исполнителей). С 1925 года сотрудничал в журнале «Музыкальное образование» (в 1926–27 — член редколлегии), издававшемся Московской консерватории. В 1925–29 — научный сотрудник Гчавпрофобра, участвовал в реформировании системы высшего музыкального образования. В 1927 году был направлен в Германию, Австрию и Францию с целью изучения современных методов преподавания инструментовки. Общался с П. Хиндемитом, А. Шёнбергом, М. Равелем, А. Онеггером, Д. Мийо (впечатления от этих встреч отражены в публикациях: «Арнольд Шёнберг» («Музыка и революция». 1928. № 4), «Пауль Хиндемит» (Там же. 1928. № 5-6), «Музыка на Западе (Педагогика, творчество)» («Музыкальное образование». 1928.№ 1) и др. В Берлине и Вене выступил с докладами о реформе высшего музыкального образования в Советской России. С 1929 года — научный сотрудник ГАИС. В 1930–32 годах — действительный член ГАХН и ГАИС.

Веприк — один из видных представителей еврейской музыкальной культуры. Первое крупное сочинение, принесшее ему мировую известность — «Пляски и песни гетто» для симфонического оркестра (1927) — было исполнено под руководством Г. Шерхена (Лейпциг, 1927), И. А. Добровейна (Филадельфия, 1933), А. Тосканини (Нью–Йорк, 1933). В 1931 вышла книга Веприка «О методах преподавания инструментовки. К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма», которая в июне 1932 года обсуждалась на дискуссии, организованной в Московской консерватории. В защиту книги выступили Д. Б. Кабалевский, Н. Я. Брюсова, В. Э. Ферман, И. Я. Рыжкин, В. А. Цуккерман.

Музыкальные сочинения: оперы — «Токтогул» (Фрунзе, 1940; 2-я опера того же названия совместно с A. M. Малдыбаевым, 1949); для хора и оркестра — «Проклятие фашизму» (1944), «Народ–герой» (1955); для оркестра — 2 симфонии (1931, 1938), «Пляски и песни гетто» (1927), «Траурная песня» (1932, 2-я редакция 1959), «Песня ликования» (1935, 2-я редакция 1959), «Три пьесы на киргизские темы» (1941), сюита из оперы «Токтогул» (1952, 2-я редакция 1958); для инструментального ансамбля — «Песни об умерших» для альта с фортепиано (1923), Сюита для скрипки и фортепиано (1925), Рапсодия для альта и фортепиано (1926), «Строгий напев для кларнета и фортепиано» (1926), 2 пьесы для виолончели и фортепиано (1934); для хора a cappella — «Песня о Котовском» (1935), «Киргизская песня» (1950); для голоса и фортепиано — «Кадиш», вокализ (1925), 2 еврейские песни (ор. 8, 1926), 2 еврейские народные песни (ор. 10, 1926), «Чангрийская песня» (1937), 2 украинских песни (1943); для фортепиано — 3 сонаты (1922, 1924, 1928), «Пляска» (1927), «Три народные пляски» (1928), «Детский альбом» (1930) идр.

Умер 13 октября 1958 года в Москве.
 

В 1930-х — начале 1940-х годов создал Первую и Вторую симфонии (1931,1938), оперу «Токтогул» (1938–40, по заказу Фрунзенского оперного театра) и др. В связи с сочинением оперы изучал киргизский фольклор, увлечение которым отразилось в создании ряда произведений 1940-х гг. В 1942 году преподавал в Свердловской и Саратовской консерватории. Вернувшись в Москву (1943), работал в ССК, занимался композиторской и научной деятельностью, результатом которой стала книга «Трактовка инструментов оркестра» (М.–Л., 1948, 2-е издание М., 1961). В 1950 году был арестован как еврейский националист. Находясь в лагере (до 1954), организовал хор и оркестр, сочинял кантату «Народ–герой», задуманную незадолго до ареста. Приступил к работе над исследованием «Очерки по вопросам оркестровых стилей» (в набросках завершил его 2-й раздел — «Оркестровая фактура произведений Чайковского»). В апреле 1954 года был реабилитирован. В последние годы жизни работал над завершением кантаты «Народ–герой» и других произведений. Закончил исследование «Очерки по вопросам оркестровых стилей» (изданы посмертно — М., 1961, 2-е издание 1978). По решению Секретариата СК СССР после смерти Веприка была образована комиссия для разбора и пропаганды его наследия, возглавленная Д. Д. Шостаковичем (при её содействии были изданы некоторые сочинения Веприка).

Источник: Веприк А. М. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. —С. 84, 85.