Корндорф
Николай Сергеевич

  • Годы работы: 1972 - 1991
Корндорф<br /> Николай Сергеевич

Родился 23 января 1947 г. в Москве, умер 30 мая 2001 г. в Ванкувере, Канада.

Композитор, педагог.

Первые музыкальные навыки получил от бабушки, затем в ДМШ Краснопресненского района у М.А. Вайсборда (ученика А.Б. Гольденвейзера; с 1954). В 1957 г. поступил в музыкальную школу Музыкального училища при Московской консерватории в классе Г.С. Фрида. Игрой на фортепиано продолжал заниматься с Вайсбордом, перешедшим в училище. В 1961–65 гг. обучался в Музыкальном училище при Московской консерватории. В связи с уходом Фрида был переведен в кл. С.С. Григорьева. Среди педагогов – Д.А. Блюм (сольфеджио), Ю.Н. Холопов (муз. формы), В.П. Фраёнов (полифония), Е.М. Царева (зарубежная музыкальная литература).

В 1965 г. поступил в Московскую консерваторию в класс композиции С.А. Баласаняна. Инструментовкой занимался у Ю.А. Фортунатова, дирижированием – у Л.М. Гинзбурга (в 1967–70 учился у него факультативно). В 1975–79 гг. вторично поступил в консерваторию на отделение оперно-симфонического дирижирования. Гинзбург оказал огромное воздействие на формирование музыкального мировоззрения Корндорфа, его понимание музыкальной формы. Большое влияние оказал на Корндорфа и Ю.М. Буцко. По свидетельству Корндорфа, ситуация в Московской консерватории в этот период была непростой: попытки Э.В. Денисова, А.Г. Шнитке, Фортунатова, Холопова внести в преподавание свежую струю вызывали резкое неприятие руководства. А. Рабиновича, который едва ли не первым из студентов создал додекафонное сочинение, собирались исключить из консерватории; В. Биткину за написание додекафонного сочинения с текстом на идише поставили «неудовлетворительно» на дипломном экзамене. Знакомство с современной западно-европейской музыкой было сильно затруднено из-за отсутствия партитур и пластинок. В результате развитие Корндорфа как композитора, по его мнению, сильно замедлилось, большинство его сочинений было написано в академическом стиле. В 1970–73 гг. прошел ассистентуру-стажировку в класс Баласаняна. Занимался освоением современной экспрессионистической манеры письма. Тогда же написал одноактную оперу «Пир во время чумы» по А.С. Пушкину.

В 1975 г. завершил Первую симфонию, с которой вел отсчет своих сочинений. В 1979 г. появилось первое «репертуарное» произведение Корндорфа — «Confessiones», где впервые использована магнитофонная запись и элементы инструментального театра. Сочинение было написано по просьбе только что сформировавшегося Ансамбля солистов оркестра Большого театра, с которым в дальнейшем сложилось плодотворное сотрудничество («Amoroso», опера «Марина и Райнер» и др.), выступал с ним в качестве дирижера, выпустил несколько компакт-дисков. После Второй симфонии (1980, «последнее атональное, экспрессионистическое сочинение») с 1981 г. начал писать тональную, диатоническую музыку, используя некоторые черты минимализма: «Ярило», пьеса «Движения» для Ансамбля ударных инструментов Большого театра, «Примитивная музыка» (все – 1981). В 1982 г. появилось сочинение «Да!», полностью написанное в жанре инструментального театра. В 1988 вместе с С.А. Губайдулиной, Г. Канчели, Шнитке, Р.К. Щедриным и др. совершил поездку в Бостон на фестиваль «Making Music Together», где выступал также в качестве дирижера Ансамбля солистов Большого театра. В 1989 появилось «самое значительное сочинение» Корндорфа — Третья симфония. Из камерных сочинений выделял «Continuum», написанное в новом, «синтетическом», стиле (1990–91), Квартет (1992), «Приветствуем вас!» (1995). Наиболее яркое событие творческой жизни Корндорфа — исполнение оркестром Большого театра под управлением А. Лазарева его Третьей симфонии на фестивале во Франкфурте-на-Майне (1992).

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1969 в Музыкально-педагогическом училище имени Ок-тябрьской революции (до января 1970) и одновременно в Музыкальном училище при Московской консерватории (1969–75). В 1972–91 гг. работал в Московской консерватории, сначала на кафедре теории музыки (общие курсы гармонии и анализа музыкальных произведений). Был ассистентом Холопова, который вел курс анализа форм у композиторов. В сентябре 1973 перешел на кафедру инструментовки и чтения партитур. Вел индивидуальные занятия у музыковедов, композиторов и дирижеров, читал лекции по инструментоведению у композиторов. Среди учеников индивидуального класса (около 70): композиторы – С. Дмитриев, С. Жуков, С. Загний, В. Рябов, К. Уманский, Е. Чемберджи; музыковеды – Н. Ксенофонтова, Е. Николаева, Т. Старостина; дирижеры – В. Блинов, И. Головчин, П. Коган, В. Кожин, В. Понькин.

В 1991 г. переехал в Канаду. В Россию приезжал в 1997 (на исполнение Четвертой симфонии) и в 1999 (на фестиваль «Музыка русского зарубежья»).

Оперы 

«Марина и Райнер» (на основе переписки М. Цветаевой и Р.М. Рильке, 1989);

Для оркестра

  • Симфония № 1 (1975),
  • Симфония № 2 (1980),
  • Симфония № 3 для большого симфонического оркестра, хора мальчиков, мужского хора, фортепиано и чтеца (1989),
  • Симфония № 4,
  • «Музыка андеграунда» (1996),
  • «Пролог» (1992),
  • «Эпилог» (1993),
  • «Victor» (1995),
  • «Musica Nominis Expers» (1998),
  • «In D.» (1998) для большого симфонического оркестра,
  • Гимн I «Sempre tutti» (1987),
  • Гимн II (1987),
  • Гимн III «В честь Густава Малера» для большого симфонического оркестра и сопрано (1990),
  • «Улыбка Мод Льюис» для малого симфонического оркестра (1998);

Для ансамблей различных составов

  • «Confessiones» для 14 исполнителей и магнитофонной записи (1979),
  • «Движение» для ансамбля ударных (1981),
  • «Примитивная музыка» для 12 саксофонов (1981),
  • «Ярило» для фортепиано и магнитофонной ленты (1981),
  • «Да!» (Ритуал) для 3 певцов, камерного ансамбля и магнитофонной ленты (1982),
  • «Жалобные песни» для камерного хора и ударных (1983),
  • «Con sordino» для 16 струнных инструментов и клавесина (1984),
  • Квинтет для 2 труб, валторны, тромбона и тубы (1985),
  • «Concerto capriccioso» для влч., струн. орк. и ударных (1986),
  • «Amoroso» для 11 исполнителей (1986),
  • «Волшебный дар сеньора Луиджи» (совм. с В. Екимовским, В. Тарнопольским, А. Раскатовым, В. Шутем, А. Вустиным, В. Мартыновым, С. Губайдулиной) для ансамбля ударных (1991),
  • «Continuum» для органа и магнитофонной ленты (колокола, гонги и там-тамы; 1991),
  • Квартет для 2 скрипок, альта и виолончели (1992),
  • «Приветствуем вас! (Welcome! )» для женского хора и инструментов (инструментальные партии исполняются певицами, 1995),
  • то же для 6 женских голосов и инструментов (1995),
  • «Готов ли ты, брат мой? (Are You Ready, Brother?)» для фортепиано, скрипки и виолиончели (1996),
  • «Триптих» для виолончели и фортепиано (1998–99),
  • «Веселая музыка для очень милых людей» (Merry Music for Very Nice People)» для скрипки, виолончели, кларнета, фортепиано и ударных (2000) и др.

Источник: Н.А. Миронова Н. С. Корндорф. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 260-261.

Доктор искусствоведения
Профессор

История


Концерты


29
СЕН
2017

Третий конгресс Общества теории музыки. Музыка Николая Корндорфа

27
СЕН
2017

Третий конгресс Общества теории музыки. День Николая Корндорфа (1947–2001)

27
МАЯ
2016

«Классика и современность». Цикл концертов. Вечер III

1
ИЮН
2011

Международный музыкальный фестиваль «Неделя памяти Н. С. Корндорфа»...

30
МАЯ
2011

Международный музыкальный фестиваль «Неделя памяти Н. С. Корндорфа...

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Сергей Баласанян

Народный артист РСФСР, Народный артист Таджикской ССР

Записи