Родилась в посёлке Болшево-1 Московской области в 1986 году. Окончила Историко–теоретического отделение Академического музыкального Колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2005, с отличием), Историко–теоретический факультет Московской консерватории (2010, с отличием). В 2010 – 2012 годах обучалась в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора К. В. Зенкина). В 2013 году защитила диссертацию на тему «Новое мышление рубежа XIX – XX веков во французской философии (А. Бергсон) и искусстве (К. Дебюсси, О. Редон)» (по двум специальностям: 17.00.02 — музыкальное искусство и 17.00.09 — теория и история искусства). С 2006 по 2011 — преподаватель теоретических дисциплин в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории (курс полифонии), с 2010 года — младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки МГК, с 2012 года — научный сотрудник того же НИЦ, с 2011 — преподаватель кафедры истории зарубежной музыки МГК, с 2016 — доцент той же кафедры. Сфера научных интересов: эстетика, философия искусства и науки; французская музыка, архитектура и изобразительное искусство от эпохи Средневековья до наших дней.

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации

1 октября – 24 декабря 2015 — освоение дополнительной профессиональной образовательной программы и прохождение итоговой аттестации по программе повышения квалификации «Организационно-методическое обеспечение учебного процесса» на факультете повышения квалификации МГК в объеме 72 часов;
23 октября - 4 ноября 2017 - прохождение курса повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Современная музыка Запада и Востока. Пути взаимодействия" на факультете повышения квалификации МГК в объеме 72 часов.

Сфера научных интересов: эстетика, философия искусства и науки; французская музыка, архитектура и изобразительное искусство от эпохи Средневековья до наших дней, история и теория киноискусства и его взаимосвязи с иными формами актуализации творческой деятельности.

Список публикаций

Книги

Монография: Время в философском и художественном мышлении: Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 840 с. 44,77 п. л. ISBN 978-5-89826-467-3. Тираж 500 экз.

Статьи:
1. «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка-Дебюсси // Драма и театр: Сб. науч. тр. / ред. Н. И. Ищук-Фадеева, С. О. Носов. Тверь: Тверской гос. университет, 2009. Вып. 7. С. 256-269. 0, 75 п. л. ISBN 978-5-91504-009-9. УДК 82,09-2(082). ББК Ш5(0)-336я43. Тираж 300 экз.
2. К. Дебюсси и О. Редон: новые черты художественного мышления и его загадки // Музыковедение. 2011. № 1. С. 41-47. 0,9 п. л. ISSN: 2072-9979. Тираж 550 экз.
3.  Время и пространство в живописи Э. Делакруа и О. Редона // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. № 3 (Том 17). С. 108-113. 0,6 п. л. ISSN 1998-0817. Тираж 999 экз.
4. Искусство Клода Дебюсси и Одилона Редона в контексте «философии времени» Анри Бергсона // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. С.194-209. 1,3 п. л. ISSN 2079-9438. Тираж 300 экз.
5. Интуитивный метод А. Бергсона: к проблеме методологии гуманитарных наук // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С.170-205. 3,3 п. л. ISSN 2079-9438. Тираж 300 экз.
6. Категория пропорциональности во французской музыкальной традиции: философско-эстетический и математический аспекты // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия: Сб. науч. ст. по материалам Международной конференции 13-14 ноября 2012 года / Гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2012. С.106-119. 1,55 п. л. ISBN 978-5-8087-0319-3. ББК 85.31. M 897. Тираж 100 экз.
7. К проблеме стилевого "перевода" живописного произведения: от копии до деконструкции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 1. С. 125-138. 1,25 п. л. ISSN 2221-3007. Тираж 500 экз.
8. Антично-ренессансная теория музыкальных модусов в живописной практике Никола Пуссена // Текст художественный: грани интерпретации: сборник научных статей по материалам международной конференции / [редкол.: Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько]. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 239 – 249. 0, 5 п. л. ISBN 978-5-91997-127-6. Тираж 175 экз.
9. Fractal as Debussy’s Principle of Form-building Considered through the Synthesis of Its Procedural and Architectonical Aspects // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2014: Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Conference Proceedings. Published by STEF92 Technology Ltd., 1 «Andrey Lyapchev» Blvd., 1797 Sofia, Bulgaria. 2014. P. 11–18. 0,65 pr. sh. ISBN 978-619-7105-30-08. ISSN 2367-5659. Total print: 5000.
10. Musicality of Eugène Delacroix’s Painting in View of Charles Baudelaire // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2014: Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Conference Proceedings. Published by STEF92 Technology Ltd., 1 «Andrey Lyapchev» Blvd., 1797 Sofia, Bulgaria. 2014. P. 27–41. 1,35 pr. sh. ISBN 978-619-7105-30-08. ISSN 2367-5659. Total print: 5000.
11. Анри Бергсон: «Музыка Дебюсси — это музыка “la durée”» // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. С.9-33. 2 п. л. ISSN 2079-9438. Тираж 300 экз.
12. Никола Пуссен и учение о музыкальных модусах // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 126 – 167. 3, 2 п. л. ISSN 2079-9438. Тираж 300 экз.
13. Архитектура как застывшая музыка: искусство готики глазами романтиков // Музыка в парадигме художественных связей. Сборник научных статей и материалов / ред.-сост. канд. иск., доц. О. А. Астахова; ред. канд. иск., доц. А. А. Петрова. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2014. С. 142 – 151. 0, 64 п. л. ISBN 978-5-93994-013-9. Тираж 50 экз.
14. Шарль Бодлер и Эжен Делакруа: имплицитный диалог о музыкальности живописи // Музыка в парадигме художественных связей. Сборник научных статей и материалов / ред.-сост. канд. иск., доц. О. А. Астахова; ред. канд. иск., доц. А. А. Петрова. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2014. С. 152 – 168. 1, 08 п. л. Тираж 50 экз.
15. Интерпретация философии Анри Бергсона на современном этапе развития гуманитарного знания. О применимости учения философа в сфере искусствоведения // А. Бергсон: pro et contra, антология / сост., вступ. статья, коммент. И. И. Евлампиева. СПб.: РХГА, 2015. (Серия «Русский Путь: pro et contra»). С. 788-820. 2, 25 п. л. ISBN 978-5-88812-718-6. Тираж 300 экз.
16. Symbolist Features in Vincent Van Gogh’s Art // The Third International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2016. Conference Proceedings. Book 4. Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Volume 1. Published by STEF92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd., 1712 Sofia, Bulgaria. 2016. P. 75–82. 0,65 pr. sh. ISBN 978-619-7105-53-7. ISSN 2367-5659. Total print: 5000.
17. «Музыка картины» в интерпретации Эжена Делакруа и его почитателей (Винсент Ван Гог, Одилон Редон): философско-эстетическое обоснование и средства воплощения // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 1. С. 156 – 181. 1, 5 п. л. ISSN 2079-9438. Тираж 300 экз.
18. О музыкальности пространственных искусств как онтологической категории //Философские науки. 2016 № 10. 1 п. л. ISSN 0235-1188.
19. Винсент ван Гог и Одилон Редон как последователи Эжена Делакруа. Принципы "омузыкаливания" живописи // В пространстве смыслов : текст и интертекст : сборник статей / [редкол.: Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Н. П. Хилько]. Петрозаводск : Verso, 2016. С. 447-456. 0, 5 п. л. ISBN: 978-5-91997-225-9
20. О категории компо-зиционного порядка во французском ис-кусстве и ее актуали-зации в музыке Клода Дебюсси и живописи Мориса Дени // V Болховитиновские чтения. Музыкальное искусство в контексте современной культу-ры. Материалы все-российской научно-практической конфе-ренции (25-27 октября 2012 года) / Отв. ред. Скрынникова О. А. Воронеж: ВГИИ, 2016. С. 270-293. 1,25 п. л. ISBN 978-5-9908598-1-4. Тираж 500 экз.
21. The Ontological Relationship between Spatial and Temporal Arts as the Most Important among Their Types of Interaction // The Fourth International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2017. Conference Proceedings. Book 6. Science and Arts. Volume 1. Published by STEF92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd., 1712 Sofia, Bulgaria. 2017. P. 297–305. 0, 65 pr. sh. ISBN 978-619-7105-97-1. ISSN 2367-5659. Total print: 5000.
22. Арабеска как структурный принцип в романтической музыке и живописи // Философия творчества. Творчество и жизненный мир человека. Ежегодник (Отв. ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А.). М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 312-326. 0, 9 п. л. Вып. 3. ISBN 978-5-98956-013-4 Гриф ИФ РАН

Участие в конференция

Название

Где

Когда

Тема доклада

Музыкальный фестиваль и Научная конференция памяти Эдварда Грига (1843 – 1907) и Яна Сибелиуса (1865-1957) «Григ, Сибелиус и скандинавская культура» (Исторические чтения Московской консерватории)

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

1 – 3 ноября 2007

Диалог поэта и композитора в драматическом театре. «Пер Гюнт».

Научная конференция «Музыка и синтез искусств»

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (Кафедра истории зарубежной музыки)

27 – 29 марта 2008

«Пеллеас и Мелизанда». Работа К. Дебюсси над текстом М. Метерлинка

Международная научная конференция «Драма и театр»

Тверской государственный университет (Кафедра теории литературы)

18 – 21 сентября 2008

«Пеллеас и Мелизанда». Драма Метерлинка и опера Дебюсси

Первая научная конференция секции молодых музыковедов союза композиторов России «Музыка XXL. Неизвестный формат»

Музей С. С. Прокофьева (организаторы: Союз композиторов РФ, Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Музей С. С. Прокофьева, Молодежное отделение Союза композиторов РФ)

28 октября 2009

Дебюсси и Редон: новое ощущение художественного материала и загадки пространства-времени

Международная научно-практическая конференция «Романтизм: Истоки и горизонты» (памяти Алемдара Караманова)

Российская академия музыки имени Гнесиных

24 – 26 февраля 2011

Романтическое чувство времени в живописи

XLI Международная филологическая конференция

Санкт-Петербургский государственный университет (Филологический факультет)

26 – 31 марта 2012

К проблеме стилевого «перевода» живописного произведения: шедевры мэтров глазами учеников, последователей и «оппонентов» (Д. Веласкес, Э. Делакруа, Э. Мане, П. Сезанн, В. Ван Гог, О. Редон, П. Пикассо)

Межвузовская научная конференция «Музыка в парадигме художественных связей»

Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова

18 октября 2012

Шарль Бодлер о музыкальности живописи (на примере творчества Эжена Делакруа)

Международная научная конференция (в рамках фестиваля: «Дебюсси и его время (к 150-летию со дня рождения Клода Дебюсси)», 17 – 30 октября 2012)

Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского

22 – 23 октября 2012

А. Бергсон: «… музыка Дебюсси и его школы ― это музыка “la durée”…»

Всероссийская научно-практическая конференция «Болховитиновские чтения – 2012: Музыкальное искусство в контексте современной культуры»

Воронежская государственная академия искусств

25 -  27 октября 2012

Новое понимание категории композиционного порядка в музыке Клода Дебюсси и живописи Мориса Дени

Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие»

Астраханская государственная консерватория (академия)

13 – 14 ноября 2012

Категория пропорциональности во французской музыкальной традиции: философско-эстетический и математический аспекты

Научная конференция «Музыка в кругу гуманитарных наук (к 60-летию со дня рождения Т. В. Чередниченко)»

Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского

18 – 19 февраля 2013

О категории композиционного порядка во французском искусстве

XLII Международная филологическая конференция

Санкт-Петербургский государственный университет (Филологический факультет)

11 – 16 марта 2013

Теория объективной и субъективной «деформаций» Мориса Дени: тайны символистского «перевода» реальности на язык живописи

Международная научная конференция «Музыка – философия – культура» (К юбилейным датам профессоров Московской консерватории: 120 лет со дня рождения А. Ф. Лосева, 75 лет со дня рождения А. В. Михайлова)

Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского

15 – 16 апреля 2013

«Наблюдатель» и «посторонний»: Ван Гог, Пикассо и Морелле в творческом диалоге с Делакруа

Международная научная конференция «Текст художественный: грани интерпретации»

Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

25 – 28 апреля 2013

Антично-ренессансная традиция музыкальных модусов в живописной практике Никола Пуссена

Вторая межвузовская научная конференция «Музыка в парадигме художественных связей»

Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова

18 октября 2013

Архитектура как застывшая музыка: искусство готики глазами немецких классиков и романтиков

Всероссийская научно-практическая конференция «Болховитиновские чтения – 2013: Искусство в контексте современной культуры»

Воронежская государственная академия искусств

5-7 ноября 2013

Пабло Пикассо с яблоком Жака Превера в руке: игры с культурой прошлого («Подражания» Пабло Пикассо: к вопросу о подлинном и мнимом бытии культуры)

XLIII Международная филологическая конференция

Санкт-Петербургский государственный университет (Филологический факультет)

11 – 16 марта 2014

Шарль Бодлер и Эжен Делакруа: живописное в переводе на музыкальные категории

Вторая международная научная конференция «Музыка – Философия  - Культура» (К 100-летию выхода книги о. П. А. Флоренского «Столп и утверждение Истины» и книги Г. Г. Шпета «Явление как смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы»)

Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского

14 – 16 апреля 2014

Шарль Бодлер и Эжен Делакруа: имплицитный диалог о музыкальности живописи

International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM-2014: Arts, Performing Arts, Architecture and Design.

Albena, Bulgaria

01 – 10 September 2014

Fractal as Debussy’s Principle of Form-building Considered through the Synthesis of Its Procedural and Architectonical Aspects

International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM-2014: Arts, Performing Arts, Architecture and Design

Albena Co., Bulgaria

01 – 10 September 2014

Musicality of Eugène Delacroix’s Painting in View of Charles Baudelaire

Научная конференция «Современные методы анализа музыки разных эпох: теория и практика»

Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова

9 октября 2014

О применении принципов музыкального мышления при анализе произведений живописи

Всероссийская научная конференция «VII Болховитиновские чтения: Искусство в современном мире: Текст. Контекст. Гипертекст»

Воронежская государственная академия искусств

5 – 7 ноября 2014

Ван Гог – копиист: сотворение интертекстуальных духовных смыслов

Третья международная научная конференция «Музыка – Философия  - Культура» («Художественный смысл как проблема искусствознания и философии искусства. К 240-летию Ф. В. Й. Шеллинга»)

Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского

9 – 11 апреля 2015 года

Экзистенциальная трагедия Ван Гога в зеркале его копий

Международная научная конференция «В пространстве смыслов: текст и интертекст»

Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

29 октября-1 ноября 2015

«Музыка картины» в интерпретации Эжена Делакруа и его почитателей (Винсент Ван Гог и Одилон Редон): философско-эстетическое обоснование и средства воплощения

3th International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM-Vienna-2016: Arts, Performing Arts, Architecture and Design.

Vienna, Hofburg, Hofburg Congress Centre

6-9 April

2016

Symbolist Features in Vincent Van Gogh’s Art

Международная научная конференция «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. К 150-летнему юбилею вуза»

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

20-24 сентября 2016

Доклад-презентация издания «Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон. М.: Прогресс-традиция, 2016» 

Заседание семинара сектора современной западной философии «Философия Франции в России»

Институт философии РАН

27 сентября 2016

Презентация-обсуждение издания «Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон. М.: Прогресс-традиция, 2016» 

Третья межвузовская научная конференция «Музыка в парадигме художественных связей»

Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова

27-28 октября 2016

Арабеска как композиционный принцип музыки и живописи французского символизма

XLVI Международная филологическая конференция

Санкт-Петербургский государственный университет (Филологический факультет)

13 – 22 марта 2017

Смысловые границы категории «музыкальность» применительно к изобразительному искусству

4th International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM-Vienna-2017: Social Sciences and Arts.

Vienna, Hofburg, Hofburg Congress Centre

28-31 March

2017

The Types of Interaction between Spatial and Temporal Arts

Пятая международная научная конференция «Музыка – Философия  - Культура» (Музыка и другие виды искусства в философском и культурологическом осмыслении. Искусство и его судьба: прошлое и современность. Проблемы художественного смысла. Отечественная философская мысль: вопросы культуры и истории /К 135-летию рождения и 80-летию гибели П. А. Флоренского; к 135-летию рождения и 100-летию кончины В. Ф. Эрна/).

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

3 – 5 апреля 2017 года

Арабеска в живописи и музыке как феномен смыслообразования и композиционный принцип

9th European Music Analysis Confer-ence / IXe Congrès européen d’Analyse musicale. EU-ROMAC9

Université de Strasbourg

28 June – 1 July 2017

Features of Form Building in Debussy’s Music in the light of Bergson’s Conception of “la du-rée” // 9 th EUROPEAN MUSI-CANALYSIS CONFERENCE — EUROMAC9, тезисы: http://euromac2017.unistra.fr/wp-content/uploads/2017/05/Ext.-Rovenko-Elena.pdf

 

Третий конгресс (международный) Общества теории музыки «Революции в истории музыкальной культуры (к столетию революции 1917 года)»

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

25 – 29 сентября 2017

Феномен революции в интерпретации Жана Ренуара

14th International Music Theory and Analysis Confer-ence of GATM (Gruppo Analisi e Teoria Musicale)

Istituto Superiore di Studi Musicali “G. Lettimi”, Rimini, Italy

28 September-1 October 2017

Доклад и тезисы. On Wagner’s Leitmotif Method in Vincent d’Indy’s Program Single-Movement Symphonic Oeuvres // XIV Convegno Inter-nazionale di Analisi e Teoria Musicale. 28 settembre – 1 ottobre 2017. Istituto Superiore di Studi Musicali “G. Lettimi”, Rimini, Italy / a cura di Catello Gallotti, Marina Mezzina, Massimiliano Locanto e Giuseppe Sellari. Roma: UniversItalia, 2017. P. 55 – 57. ISBN 978-88-3293-047-4

Всероссийская научная конференция X Болховитиновские чтения. Композитор и его эпоха: тексты и контексты куль-туры

Воронежский государственный институт искусств

10 – 12 октября 2017

Лекция-презентация «Время в философском и художествен-ном мышлении: Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон»

Третья научно-методическая конфе-ренция «Современные методы анализа музы-ки разных эпох»

ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова

31 октября 2017

К вопросу о семантическом анализе классической музыки в кино: “Носферату” Вернера Херцога

 Список учеников (индивидуальный класс). Историко-теоретический факультет:

  • Зонова Ольга Александровна (курсовая работа по истории зарубежной музыки «“Quatro pezzi sacri” Джузеппе Верди в контексте позднего стиля», 2013)
  • Коротина Анастасия Владимировна (курсовая работа по истории зарубежной музыки «Образный мир “Пера Гюнта” Г. Ибсена — Э. Грига», 2014)
  • Маркевич Александра Михайловна (курсовая работа по истории зарубежной музыки «Мир детства в музыке Клода Дебюсси (на примере фортепианного цикла “Детский уголок” и балета “Ящик с игрушками”), 2013»; дипломная работа «Одночастные программные симфонические произведения Венсана д'Энди романтической традиции», 2016);
  • Станишевский Ярослав Игоревич (выпуская квалификационная работа аспиранта на тему «Теории звуковысотного родства в России», 2016)
  • Рыжкова Наталья Павловна (курсовая работа по истории зарубежной музыки «“Пеллеас и Мелизанда” М. Метерлинка в интерпретации Габриеля Форе», 2016)
  • Касимова Анастасия Раифовна (курсовая работа по истории зарубежной музыки «“Пейзажные” симфонические произведения Венсана д'Энди», 2017)
  • Фомина Анастасия (курсовая работа по истории зарубежной музыки «"Манон Леско" Пуччини: специфика лейтмотивной системы и оперной драматургии", 2017).

Темы дипломных и выпускных квалификационных работ (на текущий момент)

  • Кучина Наталья Станиславовна (ассистентура-стажировка по специальности 53.09.02 Искусство вокального исполнительства, Академическое пение) реферат на тему «Поэзия А. Блока в творчестве советских композиторов (Д. Д. Шостакович, В. И. Рубин): особенности композиторского прочтения и исполнительские трактовки» (выпуск 2016/2017 учебного года)
  • Сучков Константин Петрович (ассистентура-стажировка по специальности 53.09.02 Искусство вокального исполнительства, Академическое пение) реферат на тему «Проблемы соотношения вокальной партии и оркестрового сопровождения в творчестве Г. Малера на примере цикла “Песни странствующего подмастерья”» (выпуск 2016/2017 учебного года)
  • Садыкова Кадрия Ралифовна (историко-теоретический факультет, Специальность 53. 05. 05. Музыковедение, дипломная работа на тему «Диалог с классическим музыкальным наследием прошлого в игровых фильмах Вернера Херцога») (выпуск 2017/2018 учебного года).