Родилась в городе Москве. В 1968 году с отличием окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по специальности «теория музыки». В 1973 году с отличием окончила Московскую консерваторию по специальности «история музыки». В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пути исторического развития сонаты в XVIII веке» (научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Е. М. Царева).
С декабря 1974 по 1980 год — инструктор Отдела культуры Центрального Комитета Коммунистической партии Киргизии. В 1980-1992 годах работала в Министерстве культуры СССР в Управлении учебных заведений, с 1992 года — в Министерстве культуры России.
Завершила свою работу в Министерстве в 2003 году в должности заместителя начальника Управления науки и образования (Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2001 г. № 762 присвоен квалификационный разряд государственного советника 1 класса). В 2003–2005 годах — проректор по учебной работе Московской консерватории.
Педагогическая деятельность:
В 1973-1980 годах преподаватель кафедры теории музыки и композиции (спецкурсы истории зарубежной музыки и анализа музыкальных произведений для теоретиков, анализа также у исполнителей, руководство дипломными и курсовыми работами) Киргизского государственного института искусств.
По совместительству — преподаватель в Киргизском музыкальном училище (курс русской музыкальной литературы у исполнителей). В 1990-е годы по совместительству заведовала кафедрой музыкальных дисциплин Академии эвритмического искусства (вела курсы истории и теории музыки, сольфеджио). С сентября 2005 года доцент — кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Научный руководитель дипломной работы:
Шардакова Екатерина. «Жанр мелодрамы в творчестве Иржи Антонина Бенды». М., 2019.
Научный руководитель следующих курсовых работы по истории зарубежной музыки:
Данилова Екатерина. Магнификат Карла Филиппа Эмануэля Баха: слово и музыка. М., 2007.
Станишевский Ярослав. Клавирное творчество К. Ф. Э. Баха на примере его шести «Собраний (сонат, свободных фантазий и рондо) для профессионалов и любителей). М. 2010.
Шардакова Екатерина. Мелодрама Иржи Антонина Бенды «Медея»: к истории жанра. М., 2014.
Плетнева Луиза. «Йозеф Мартин Краус (1756-1792) — шведский Моцарт». М., 2021.
Наместникова Алёна. «Симфонии Карла Филиппп Эмануэля Баха для барона ван Свитена». М., 2022.
Научный руководитель следующих выпускных квалификационных работ по творческо-исполнительским специальностям и рефератов ассистентов-стажёров:
Гулин Александр. Становление виолончельного исполнительского искусства в творчестве Луиджи Боккерини. М., 2008
Борковская Дарья. Клавирные концерты К. Ф. Э. Баха. М., 2008.
Чабаева Альбина. Фортепианные дуэты Ф. Шуберта в контексте жанра и исполнительства. М., 2012.
Чабаева Марьяна. Клавир в камерных ансамблях И. С. Баха. М., 2012.
Макеев Дмитрий. Камерные ансамбли Франсуа Куперена. М., 2014.
Котляревская Юлия. Жанр нетактированной прелюдии во французской клавесинной школе: традиции и проблемы исполнительства. М., 2015.
Емельянова Татьяна. Барочная музыка в арфовом репертуаре. М., 2018.
Трухин Александр. «Клавирные токкаты И.С.Баха и проблемы исполнительской интерпретации». М., 2019.
Прокопов Кирилл. «Роль клавира в камерных ансамблях К.Ф.Э.Баха». М., 2020.
Бабинцев Максим. «Музыкальное время в Четвертой симфонии Авета Тертеряна». М., 2021.
Имея опыт организационно-практической работы в области образования, также читает специальный курс для аспирантов и ассистентов-стажеров «Организационные основы системы образования».
Научные труды. Издания. Публикации:
Ряд публикаций и выступлений связан с темой диссертации. Другая область интересов — вопросы художественного образования. По заданию Министерства культуры России подготовлено два аналитических обзора по образованию в сфере культуры и искусства (2002, 2003). Будучи заместителем руководителя Департамента науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры Минкультуры России была членом Федерального совета по разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Минобразования России и членом Совета по гуманитарному и социально-экономическому образованию Минобрнауки России.
Список научных публикаций:
«Великий Бах»: Статья // «Музыковедение». 2011. № 9. С. 10-15.
Й. Гайдн — размышления к юбилею [научная статья] // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2011. № 2. С. 151-164.
Зингшпиль Иржи Антонина Бенды — первая опера на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира: [научная статья] // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2014. № 2. С. 135–146.
К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка [научная статья] // «Старинная музыка». 2014 № 2 (64). С. 1–5.
Послания из XVIII века: Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем. [научная статья] // Буклет к музыкальному фестивалю к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха «Для знатоков и любителей». 18–21 марта 2014 года. МГК. С. 11–13.
Для знатоков и любителей. Приношение Карлу Филиппу Эмануэлю Баху [научная статья] // «Российский музыкант». 2014. № 4 (1315). С. 1.
Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и вознесение Иисуса»[научная статья] // «Музыковедение». 2015. № 1. С. 32–41.
Иржи Антонин Бенда и немецкий музыкальный театр последней трети XVIII века [научная статья] // «Музыкальная академия». 2015. № 3. С. 108–112.
«Медея» Бенды в Рахманиновском [рецензия] // Российский музыкант. № 7 (1336), октябрь 2016.
Новый проект Московской консерватории: Возрождение русской оперной классики XVIII века [рецензия] // Российский музыкант. № 8 (1337), ноябрь 2016.
Музыка Моцарта – театр: Статья // Музыка – Театр: Сборник статей. М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016. 190 с. С. 33–44.
Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем [научная статья] // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 13–20.
Вокально-инструментальное творчество К. Ф. Э. Баха [научная статья] // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.- сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 156–192.
Загадка библиотеки Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха [научная статья] // С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и ученик : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории / Ред. кол.: И. А. Скворцова, Н. Д. Свиридовская, Е. В. Потяркина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. 288 с. С. 195–204.
Камерная инструментальная музыка Карла Филиппа Эмануэля Баха [научная статья] // Журнал «Старинная музыка». 2022. № 1 (95). С. 13–22.
Клавир в творчестве Карла Филиппа Эмануэля Баха [научная статья] // Фортепианное искусство: теория, история, методика: Сборник трудов. Новосибирск, 2022. С. 150–161.
Арфа в музыке К. Ф. Э. Баха: факты и размышления [научная статья] // Журнал «Старинная музыка». 2023. № 3 (101). С. 22–29.
О развитии русской оперы во второй половине XVIII века. «Альцеста» Сумарокова — Раупаха и Виланда — Швейцера [научная статья] // Пути развития русской оперы: сборник статей по материалам международной научной конференции / ред.-сост. И. А. Скворцова, Д. Р. Петров. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2023. С. 9–20.
Слово о К. Ф. Э.Бахе [научная статья] // И. С. Бах и его сыновья. К 310-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха (1714-1788) /Буклет к конференции / ред.-сост. С.Г. Мураталиева. М.; Московская консерватория, 2024. С. 6–7.
Новая музыка в пространстве культуры [рецензия] // «Российский музыкант». Газета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. № 8/1409/Ноябрь 2024. С. 4-5.
Мураталиева С.Г. Сочинения зарубежных композиторов в коллекции «Музыкальные дары русским императорам» // Музыкальная академия. 2025. № 3. С. 176–185. DOI: 10.34690/486.
Список учебно-методических изданий:
Музыкальное воспитание. Практический курс музыкальной грамоты. Программа. М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2011. 11 с.
История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа для направления подготовки (специальности) 073200 «Искусство концертного исполнительства» (к третьему поколению Федеральных государственных образовательных стандартов). Утверждено УМО по музыкальному образованию МГК им. П. И. Чайковского 24.10.2011. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 32 с.
Практический курс музыкальной грамоты. Ч. 1: Учебное пособие для студентов театральных вузов. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2012. 29 с.
Составитель рабочих учебных программ по дисциплинам:
«История зарубежной музыки», «Вокальное искусство романтизма», «Современная музыка» для специальности 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство» Специализация 01 — Искусство оперного пения:
«Организацонные основы системы образования» для направления подготовки: 50.06.01 Искусствоведение; специальностей 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам), 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (по видам), 53.09.03 Искусство композиции, 53.09.04 Мастерство музыкальной звукорежиссуры, 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам).
Выступления на конференциях:
2009 год: Научная конференция к 200-летию смерти Й. Гайдна и 200-летию рождения Ф. Мендельсона (2009) – тема выступления «Клавирная соната в творчестве Йозефа Гайдна».
2012 год: Международная конференция «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика» (11 13 декабря 2012 года) тема выступления «Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и Вознесение Иисуса» (Wq.240)» (12 декабря)
2013 год: Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность» (27–30 ноября 2013 года) тема выступления «Ромео и Джульетта» Иржи Антонина Бенды — первая опера на сюжет шекспировской трагедии (29 ноября).
2014 год: Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» (19 21 марта 2014 года) – выступления на темы «Карл Филипп Эмануэль Бах в России» (19 марта) и «К. Ф. Э. Бах и его духовные оды» (20 марта).
2015 год: Научно-практическая конференция «Исполнительское искусство Бориса Тевлина в контексте развития отечественной хоровой культуры 2-й половины ХХ – начала XXI вв.» (8 апреля 2015 года) – тема выступления «Хоровая музыка К. Ф. Э. Баха».
Международная научно-практическая конференция «Навстречу 150-летию Московской консерватории. С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик» (25–27 ноября 2015года) тема выступления «Загадка библиотеки С. И. Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха» (26 ноября).
2016 год: Научная конференция «Моцарт и его время» (10–11 ноября 2016 года) тема выступления «”Серьезный” зингшпиль как явление в истории немецкой оперы. “Альцеста” А. Швейцера и “Ромео и Джульетта” И. А. Бенды» (11 ноября 2016).
2019 год: Научная конференция «Пути развития русской оперы»: к 180-летию М.П. Мусоргского и 175-летию Н.А. Римского-Корсакова (28-29.11.2019), тема выступления «Немецкая и русская опера в последней трети XVIII века: параллели и пересечения».
2021 год: Третья научно-практическая конференция «Искусство игры на арфе. История и современность» (24-26 ноября 2021), тема выступления «Загадки арфовой сонаты Карла Филиппа Эмануэля Баха».
2022 год: Всероссийская научно-практическая конференция «Фортепианное искусство: теория, история, методика», посвященная 150-летию со дня рождения (7-8 апреля 2022, Новосибирская консерватория), тема выступления «Клавир в творчестве Карла Филиппа Эмануэля Баха».
2023 год: XXIII Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» (22 марта), тема выступления «Сочинения зарубежных композиторов в коллекции «Музыкальные дары русским императорам».
2024 год: Всероссийская научная конференция «Методология исторического музыкознания» (1-2 октября 2024 года) тема выступления «Кафедра истории зарубежной музыки в XXI веке» (1 октября).
Международная научно-практическая конференция «И. С. Бах и его сыновья: контекст, влияния, перспективы» (27 марта 2024 года) тема выступления «Последние симфонии Карла Филиппа Эмануэля Баха в контексте истории жанра и стиля композитора».
Международная научная конференция «Средневековье — Ренессанс — Барокко: история, теория, практика» (17–20 декабря 2024 года) тема выступления «Basso continuo в камерных и оркестровых сочинениях К. Ф. Э. Баха» (17 декабря).
2025 год: Международная научная конференция «Термин и номен: музыкальный текст поверх барьеров»(13–14 марта 2025 года) тема выступления «К вопросу о названиях камерных сочинений Карла Филиппа Эмануэля Баха» (13 марта).
Контактный e-mail: Sufiya@yandex.ru
Пути развития русской оперы
Москва, 2023Моцарт в пространстве и времени
Москва, 2019С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик
Москва, 2018Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рождения
Москва, 2017История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа дисциплины
Москва, 2012

