Учителя
Записи

Член Союза композиторов РФ (1994)
Член Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов (1998)

Лауреат Зонального смотра профессиональной подготовки учащихся фортепианных отделений музыкальных училищ Сибири (Новосибирск, 1985, I премия)
Лауреат III Международного конкурса молодых композиторов «Надежда» (Гродно, 1994, Гран При)
Лауреат Конкурса молодых композиторов Московского международного музыкального фестиваля «Диалог» (Москва, 1996, II премия; I премия не присуждалась)
Лауреат Открытого конкурса благотворительной программы «Культура и искусство» Института Открытое Общество Фонд Содействия (Москва, 1997)


Родился в г. Барнауле Алтайского края. В 1983 г. окончил Барнаульскую детскую музыкальную школу № 2 (класс фортепиано и композиции Е. А. Казаковой, класс теории музыки Г. А. Рощевой и З. М. Збираник). В 1988 г. с отличием окончил фортепианное отделение Барнаульского государственного музыкального училища. Учился у Э. П. Россинской (фортепиано), А. Г. Россинского (камерный ансамбль), М. Г. Климановой (концертмейстерское мастерство), Л. Г. Карловой (теория музыки), В. С. Роика (композиция).

В 1993 г. с отличием окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Учился у Т. Н. Хренникова (композиция), Ю. А. Фортунатова, Е. М. Ботярова, В. Г. Кикты (инструментовка, чтение оркестровых партитур), Ю. Н. Холопова (теория музыки), В. А. Риневич (фортепиано). В 1996 г. окончил Московскую консерваторию как органист (класс Н. Н. Гуреевой); в 1995 г. — ассистентуру-стажировку Московской консерватории как композитор (руководитель — Т. Н. Хренников), в 1999 г. — как органист (руководитель — Н. Н. Гуреева).

В разное время консультировался по композиции у профессора Новосибирской консерватории А. Ф. Мурова (1985), профессоров Московской консерватории А. С. Лемана (1987–1988) и Э. В. Денисова (1994). Принимал активное участие в работе мастер-классов профессора Новосибирской консерватории М. С. Лебензон (1987, фортепиано), профессора Московской консерватории В. В. Горностаевой (1987, фортепиано), профессора Новосибирской консерватории В. И. Слонима (1988, фортепиано), профессора Уоллингфордского колледжа (США) Дж. Фримана (1991–1993, композиция), профессора Парижской консерватории О. Латри (1993, орган), профессора Парижской консерватории М. Шапюи (1995, орган), профессора Высшей школы музыки в Любеке (Австрия) М. Хазельбёка (1996, орган).

Участник музыкально-этнографических экспедиций в Пензенскую область (1989, руководитель Н. Н. Гилярова) и в Алтайский край (1997–1998, руководитель В. М. Щуров). В 1993–1994 гг. работал старшим научным сотрудником Государственного мемориального музея А. Н. Скрябина, в 1994–1999 гг. — специалистом Кабинета народной музыки Московской консерватории. В 2000, 2001 и 2003 гг. работал по приглашению в Афинах (Греция).

Стипендиат Профсоюзов СССР (1987–1988), Министерства культуры СССР (1990–1991, стипендия имени А. И. Хачатуряна; 1991–1992, стипендия имени Д. Д. Шостаковича), Президентского фонда Правительства Российской Федерации (1994–1996).

Педагогическая деятельность:

С 1994 г. преподает в Московской консерватории. Ведет индивидуальные занятия по гармонии, музыкальной форме и полифонии на кафедре сочинения, с 1997 г. – также индивидуальные занятия по инструментовке и чтению оркестровых партитур, лекционный курс инструментоведения (деревянные духовые инструменты и орган) на кафедре инструментовки.

В 1997–1999 гг. читал лекции о фольклоре в российской музыке ХХ века для студентов Московской консерватории. С 2006 г. – доцент. В 1999 и 2005 гг. провел мастер-классы композиции в Барнаульском государственном музыкальном училище. В 2000 г. вел лекционный курс танцевально-музыкальной литературы для студентов-балетмейстеров в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в должности доцента, работал концертмейстером в Московском институте современного искусства.

Ученики:

Среди учеников — А. Буканов, М. Булгакова, И. Гайсин, Е. Домашева, Р. Дормидошин, К. Дьячков, М. Евтеева, И. Ипатов, Квон Чи Сон (Южная Корея), А. Кессельман, А. Комиссаренко, А. Комиссаров, А. Кондрушин, А. Копленкова, А. Кулигин, Е. Кулькова, Д. Курляндский, В. Маслов, М. Миллионщикова, А. Музыченко, А. Наджаров, М. Потоцкая, Е. Русанова-Лукас, Б. Рысин, О. Рязанцев, А. Сурков, А. Сюмак, Ю. Тихонова, Н. Фарниева, С. Фомина, И. Шурша, Х. Эрнандес (Мексика) и другие.

Музыкально-общественная деятельность

Участвовал в концертных программах цикла «Сельская филармония» (1984–1988), в организации и проведении концертов в Государственном мемориальном музее А. Н. Скрябина (1993–1994).

Занимается организацией концертов и творческих вечеров студентов, ассистентов-стажеров и педагогов кафедры сочинения и кафедры инструментовки Московской консерватории с 1992 г. (с 2004 г. в качестве координатора концертного сектора композиторского факультета Московской консерватории).1994 г. является председателем композиторского общества теории музыки Московской консерватории, с 1997 г. — ответственным секретарем композиторского факультета Московской консерватории.

Сочинения:

Автор около 40 сочинений (органная, камерно-инструментальная, фортепианная, вокальная, хоровая, симфоническая музыка), не считая обработок, переложений и т. п.  Сочинения исполнялись в Москве, Барнауле, Владимире, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Протвино, Рубцовске, Ставрополе, Старице (Россия); Минске, Гродно (Белоруссия); Познани (Польша); Одессе (Украина). Музыка Вариаций для фортепиано использована в документальном фильме «Они называли наш город красным» (1995, ГТРК «Алтай»). Избранные «Пьесы на бис» для фортепиано исполнялись в качестве обязательных произведений на III и IV Открытых краевых конкурсах «Юные пианисты Алтая» (2003, 2006, Барнаул). Среди исполнителей сочинений – известные музыканты: А. Корнеев (флейта), И. Штегман (дирижер), Р. Котова (контральто), Е. Шевелёва (сопрано), Е. Гутчин (фортепиано), Н. Кожухарь (скрипка), Д. Чеглаков (виолончель), К. Венёвцев (флейта) и другие.

Основные музыкальные произведения

  • Вариации для фортепиано. Первое исполнение, 1987. Гран при Международного конкурса композиторов «Надзея–94» (1994, Белоруссия, Гродно). Публикация аудиозаписи: Голубков С. Вариации для фортепиано (запись 24.07.1993 в телевизионной студии ГТРК «Алтай», С. В. Голубков) // Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Cб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокасссета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B
  • Вариации для фортепиано. Версия одноименного сочинения для фортепиано. Первое исполнение, 1994
  • Дивертисмент и фуга для флейты, гобоя, кларнета и фагота. Первое исполнение, 1990
  • Забытая увертюра №... для струнного оркестра. Первое исполнение, 1987
  • Импровизация для флейты и фортепиано
  • Киномузыка для камерного ансамбля. Первое исполнение, 1993. II премия Всероссийского конкурса композиторов I Московского Международного музыкального фестиваля «Диалог» (1996, Москва; I премия не присуждалась). Публикация аудиозаписи избранных частей: Голубков С. Киномузыка для камерного ансамбля, части I, II (запись 28.11.1993 с концерта в Большом зале Московского дома композиторов, дирижер С. Вольский) // Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Cб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокассета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B. Интернет-публикация аудиозаписи избранной части: Голубков С. Киномузыка для камерного ансамбля, часть II (запись 18.05.1996 с концерта в Рахманиновском зале Московской консерватории, дирижер А. Д. Хасаншин) // Издательский дом «Композитор» Cоюза композиторов России. Февраль 2004
  • Киномузыка для двух роялей и клавеса. Версия одноименного сочинения для камерного ансамбля. Первое исполнение, 1992
  • Con eleganza (Посвящение Прокофьеву) для флейты и арфы. Первое исполнение, 1989. Публикация фрагмента аудиозаписи: Голубков С. Con eleganza (Посвящение Прокофьеву) для флейты и арфы, фрагмент (запись 23.10.1989 с концерта в Малом зале Московской консерватории, А. Корнеев и Е. Машковцева) // Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Сб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокассета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B
  • Con eleganza (Посвящение Прокофьеву) для флейты и фортепиано. Версия одноименного сочинения для флейты и арфы. Первое исполнение, 1989
  • Концерт для органа и оркестра. Включен в Homo Ludens, симфонию-концерт для органа, фортепиано и оркестра (части I, III)
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром. Включена в Homo Ludens, симфонию-концерт для органа, фортепиано и оркестра (часть II)
  • Микровариации для кларнета соло. Первое исполнение, 1989
  • Микровариации для флейты соло. Версия одноименного сочинения для кларнета соло. Первое исполнение, 1993. Интернет-публикация аудиозаписи: Golubkov S. Microvariations for Solo Flute (recorded 10.12.2003, in concert at the Jurgenson Musical Salon, by K. Yu. Venyovtsev) // The Classical Music Archives, March 2005
  • Микрорапсодия для виолончели и фортепиано. Первое исполнение, 2006
  • Мрачный круг для контральто и фортепиано, слова Даниила Хармса. Первое исполнение избранных частей, 1990. Публикация аудиозаписи избранных частей: Голубков С. Мрачный круг для контральто и фортепиано, слова Даниила Хармса, части I–IV (запись 18.11.1993 с концерта в Большом зале Московского дома композиторов, Р. В. Котова и С. В. Голубков) // Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Сб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокассета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B
  • Органная прелюдия и фуга на имя BACH. Первое исполнение, 1990
  • Органная фуга и постлюдия. Первое исполнение, 1995
  • Поздравительная для голоса и фортепиано (гитары), слова Александры Гиляровой. Первое исполнение, 2000. Версия для духового оркестра и хора создана Г. И. Сальниковым
  • Preludes для сопрано и органа, слова Томаса С. Элиота. Первое исполнение, 1992. II премия Конкурса композиторов – студентов и ассистентов-стажеров Московской консерватории (1994, Москва; I премия не присуждалась)
  • Пьесы на бис для фортепиано. Первое исполнение избранных частей, 2003. Издание избранных частей: Голубков С. Сборник пьес для фортепиано: Нотное издание. Барнаул, 2002. 16 с.
  • Пять хоров a cappella, слова русских поэтов. Первое исполнение избранных частей, 1994
  • Соната для виолончели и фортепиано. Первое исполнение, 1991. Гран при Международного конкурса композиторов «Надзея–94» (1994, Белоруссия, Гродно)
  • Фантазия и токката для фортепиано. Первое исполнение, 1995
  • Homo Ludens, симфония-концерт для органа, фортепиано и оркестра. Первое исполнение, 1993. Гран при Международного конкурса композиторов «Надзея–94» (1994, Белоруссия, Гродно). Публикация фрагментов аудиозаписи: Голубков С. Homo Ludens, симфония-концерт для органа, фортепиано и оркестра, фрагменты (запись 25.06.1993 с концерта в Большом зале Московской консерватории, дирижер И. П. Штегман) // Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Сб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокассета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B. Хранение копии партитуры и партий: Московская консерватория, Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева, Отдел хранения
  • Circulus disjunctus, органная пассакалия. Первое исполнение, 1992. Издание сканированной авторской рукописи: Голубков С. Метод композиции на основе всеинтервального ряда: синтез серийности и модальности. Приложение: Circulus disjunctus, органная пассакалия (1991) // Музыкальное искусство ХХ века: Сб. статей, вып. 2 (сост. Т. Дубравская). М., 1995. С. 159–171
  • Элегическая мелодия для скрипки и фортепиано. Первое исполнение, 1985

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор более 50 текстов. Выступает с докладами, в том числе — об оригинальном методе композиции на основе всеинтервальных рядов (разработка метода начата в 1990 г.), примененном в ряде сочинений (Вальсе-воспоминании из Пьес на бис для фортепиано, Концерте для органа и оркестра, Микрорапсодии для виолончели и фортепиано, Органной фуге и постлюдии, Preludes для сопрано и органа, симфонии-концерте для органа, фортепиано и оркестра Homo Ludens, органной пассакалии Circulus disjunctus); объяснение метода содержится в опубликованных авторских статьях. Работает над кандидатской диссертацией (научным руководителем был Ю. Н. Холопов), тема исследования: «К проблеме интервальных структур в серийной музыке».

  • Открытое письмо в редакцию газеты «Российский музыкант» // Российский музыкант. Март 1994. С. 4  
  • Что завершено, что в работе, что задумано? Сергей Голубков (Москва) // Музыкальная академия. 1994. № 1. С. 74 
  • Синтез додекафонии и модальности в структуре всеинтервального тон-полутонового ряда // Музыкальная академия. 1994. № 5. С. 126–132
  • Метод композиции на основе всеинтервального ряда: синтез серийности и модальности // Музыкальное искусство ХХ века: Сб. статей, вып. 2 (сост. Т. Дубравская). М., 1995. С. 140–171. Вариант статьи «Синтез додекафонии и модальности в структуре всеинтервального тон-полутонового ряда»
  • Композиторское творчество в академической музыке в 1995 г. // Российский музыкальный ежегодник: Итоги 95/96. М., 1996. С. 35–36
  • Фольклор: «экзотика» или традиционная культура? (Совместно с Н. Меньших) // Российский музыкальный ежегодник: Итоги 95/96. М., 1996. С. 41–42
  • Общество теории композиции: возрождение пути // Российский музыкант. Январь 1997. С. 1  
  • Проблема музыкального единства в теоретической концепции Рудольфа Рети // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 213–217
  • Spectrum Ensemble: «a Triumphant Start» in Moscow // The New Music Connoisseur. Vol. 7. № 1 (Spring 1999). P. 23–24
  • К вопросу о «синагогальном ладе» (Памяти Альфреда Шнитке) // Музыкальная академия. 1999. № 2. С. 81–84
  • Перечень экспедиционных и стационарных аудиозаписей основного фонда Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории (cоставление; редактор Н. Гилярова). М., 1999. 83 с., таб.
  • Исполнительские проблемы современной музыки. «Драма» В. Сильвестрова, «Прикосновение» Ю. Воронцова (Композиторы анализируют) // Музыкальная академия. 2003. № 4. С. 119–128
  • Эльвире Петровне Россинской – Юбилейный акростих // Щедрое искусство педагога: Юбилейное издание (сост. Т. Овсянникова). Барнаул, 2004. С. 59–60
  • Фольклор в российской музыке ХХ века: от Рахманинова до наших дней (Обзорные материалы) // Музыкант-классик. 2004. № 1. С. 18–23 / № 2. С. 18–19
  • «Новая фольклорная волна» в музыке российских композиторов XX века (Обзорные материалы) // Музыкант-классик. 2004. № 2. С. 19–21 / № 3. С. 28–31
  • Современный композитор и фольклор: истоки «русского авангарда» и «пост-авангарда» (Обзорные материалы) // Музыкант-классик. 2004. № 11–12. С. 28–31
  • «Новая фольклорная волна» в музыке российских композиторов XX века (Обзорные материалы) // Музыкант-классик. 2004. № 2. С. 19–21 / № 3. С. 28–31. Интернет-публикация: Музыкант. 24.01.2005. Повторная Интернет-публикация: Русский культурный центр. Август 2005
  • Современный композитор и фольклор: истоки «русского авангарда» и «пост-авангарда» (Обзорные материалы) //  Музыкант-классик. 2004. № 11–12. С. 28–31. Интернет-публикация: Музыкант. 09.03.2005. Повторная Интернет-публикация: Русский культурный центр. Август 2005
  • Так встречаются люди в Москве // Созвучие. Июнь 2005. С. 3–5 / Октябрь 2005. С. 3–4 / Ноябрь 2005. С. 5–6. Повторная публикация: Тулинова О. Щедрость души и таланта. Т. Н. Хренников — педагог. Рязань, 2005. С. 152–165

 

Публикации об этом педагоге:

  • Россинский А. Творчество композиторов Алтая // Алтайская правда. 13.09.1987. С. 3  
  • Свечкова Т. Вопросы после концерта // Российский музыкант. Май 1993. С. 3  
  • Грум-Гржимайло Т. Раскол во благо?.. // Вечерний клуб. 16.12.1993. С. 7  
  • Насонов Р. Как я не стал «нашим», или Беседы о проблемах композиторского образования // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 62–63
  • Калашникова Н. Четыре «звездных» дня // Алтайская правда. 22.02.1994. С. 3  
  • Щербаков А. Хренников Т. С коронации Наполеона началось его падение (Наше интервью) // Российская газета. 10.08.1995. С. 8  
  • Курбатская С. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики. М., 1996. С. 25, 212–213
  • Северина И. Русский авангард как синкретическое явление в контексте общей эволюции техники и музыкального языка ХХ века // Русский авангард и Брянщина: Сб. статей (сост. М. Белодубровский). Брянск, 1998. С. 83, 88 
  • Rovner A. Alternativa Music // 20th Century Music. January 1999. P. 21 
  • Голубков учился сочинять музыку у Хренникова // Купи-продай. 26.02.1999. С. 41 
  • Зальцман О. Счастливая сцена Сергея Голубкова // Аргументы и факты (АиФ «Алтай»). 03.03.1999. С. 8  
  • Россинский А. Какая музыка – такие и нравы // Алтайская правда. 12.03.1999. С. 4. Повторная публикация: Россия — Интеллигенция — Правда («Блеск» и «нищета» российской провинциальной интеллигенции на пороге XXI века): Сб. статей (сост. С. Григорьев). Барнаул, 1999. С. 24–29
  • Иванова И. Музыкальные вести с соседнего континента // Российская музыкальная газета. Март 2000. С. 2  
  • Шарова М. Индивидуальный синтаксис как феномен композиторской практики. Дипл. работа. М., 2001. С. 30–31
  • Северина И. Модально-серийные системы в отечественной музыке ХХ века: синкретизм и синтез принципов организации. Канд. дисс. М., 2001. С. 182–199, 448–480
  • Воинова М. Органная музыка молодых московских композиторов // К столетию органа Большого зала Московской консерватории: Сб. статей (сост. М. Воинова). М., 2002. С. 81–82
  • Прозорова Я. Голубков С. «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее никогда» (Наши в столице) // Алтайская правда. 05.02.2002. С. 4. Интернет-публикация: Алтайская правда. 11.02.2002
  • Сергей Голубков // Голубков С. Сборник пьес для фортепиано: Нотное издание. Барнаул, 2002. С. 2  
  • Юные пианисты Алтая // Созвучие. Апрель 2003
  • Голубков Сергей Валерьевич // Щедрое искусство педагога: Юбилейное издание (сост. Т. Овсянникова). Барнаул, 2004. С. 59 
  • А началось все с Чайковского... // Созвучие. Июнь 2005. С. 2  
  • Сергей Голубков // Созвучие. Июнь 2005. С. 2  
  • Голубков Сергей Валерьевич // Издательский дом «Композитор». Декабрь 2005
  • Ващина А. Контрасты без конфликтов // Трибуна молодого журналиста. Май 2006. С. 1
    Эфир телевизионных и радиопередач
  • Лозовой П. Радиосюжет. ГТРК «Алтай», 10.07.1984
  • Телевизионный сюжет. ГТРК «Алтай», Март 1988
  • Логинова И. Вариации для фортепиано, или Ничто не проходит бесследно (О музыке молодого композитора Сергея Голубкова). Радиопередача. ГТРК «Алтай», 16.09.1990
  • Логинова И. Радиосюжет. ГТРК «Алтай», 09.03.1991
  • Говорщенко О. Радиосюжет. ГТРК «Алтай», 08.02.1993
  • Стюхин М. Радиосюжет. ГТРК «Алтай», 14.08.1993
  • Борисова В. Телевизионный сюжет. ГТРК «Алтай», 02.09.1993
  • Агамиров А. Радиосюжет. Радио «Эхо Москвы», 14.01.1994
  • Стюхин М. Радиопередача. ГТРК «Алтай», 22.01.1995
  • Боброва О. Радиосюжет. Радио России, 25.05.1996
  • Радиосюжет. Радио «Маяк», 31.05.1996
  • Стюхин М. Радиосюжет. ГТРК «Алтай», 11.12.1997
  • Стюхин М. Музыканты Алтая. Радиопередача. ГТРК «Алтай», Сентябрь 1998
  • Осипова Л. Радиосюжет. Радио «Орфей», 13.11.1998
  • Десятов В. Алтаниада с Владимиром Десятовым представляет: Композитор Сергей Голубков. Творческий вечер на родине. Телевизионная передача. ГТРК «Алтай», 08.03.1999
  • Стюхин М. Музыканты Алтая. Радиопередача. ГТРК «Алтай», Сентябрь 1998. Повторный эфир: ГТРК «Алтай», Июль 2000
  • Климанова В. Телевизионный сюжет. ГТРК «Алтай», 27.05.2005. Повторный эфир: ГТРК «Алтай», 28.05.2005, 30.05.2005
    Звукозапись
  • Стюхин М. «Homo Ludens». Радиорассказ о молодом композиторе Сергее Голубкове // Архивные записи. Радиосюжеты о В. Шукшине, Л. Двоеглазове, С. Голубкове: Cб. радиорассказов, вып. 1 (аудиокассета МК–90). Барнаул, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 1995. Сторона B

Контактный e-mail: golubkov@mosconsv.ru sgolubk@mail.ru