Родился в г. Москве. До 1943 г. учился в Детской музыкальной школе им. Гнесиных, в 1948–1951 гг. – на теоретическом отделении Музыкального училища им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс В. А. Таранущенко).

 

В 1956 г. с отличием окончил историко-теоретико-композиторский факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (класс теории музыки В. А. Таранущенко), в 1960 г. – аспирантуру Московской консерватории (руководитель – В. А. Цуккерман). В 1956-1958 гг. параллельно с учебой в аспирантуре работал музыкальным редактором Московской государственной академической филармонии по залу Дома ученых.

Родился в непрофессиональной, но очень музыкальной семье. Родители – любители-музыканты высокого класса (для отца, например, этюды Шопена не представляли технических сложностей!). С самого раннего детства был окружен музыкой. Кроме него в семье росли брат и четыре сестры. Из шестерых – четверо стали профессиональными музыкантами (виолончелистка, музыковед, дирижер-хоровик и пианистка). Самая старшая и самая младшая сестры – математики, но старшая хорошо пела, а младшая играла на скрипке, примерно на уровне училищных старшекурсников. Брата Николая, дирижера-хоровика, знало пол-Москвы, так как он всю жизнь проработал музыкальным редактором в Доме звукозаписи на Малой Никитской.

В сегодняшней его семье музыкальные традиции не оставлены. Жена, музыковед-теоретик, окончила Московскую консерваторию у В. А. Цуккермана. Оба сына тоже окончили Московскую консерваторию как дирижеры-хоровики у К. М. Лебедева. Старший (Николай) потом стал певцом, окончив также и вокальный факультет у А. А. Большакова, а младший – дирижером, окончив и симфоническое отделение у Д. Г. Китаенко. Старший более десяти лет поет в Германии практически весь баритоновый оперный репертуар. Младший поехал к нему, так как его баховский оркестр, с которым он при переполненном Большом зале консерватории успел сыграть ряд концертов, в том числе баховские си-минорную Мессу, «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию», (почти все практически бесплатно) так и не смог найти необходимых теперь спонсоров и ... уехал.

 

Профессор.
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Традиции Чайковского в преподавании гармонии» (Московская консерватория, 1976).

 


Педагогическая деятельность:

 

В 1958-1960 гг. работал преподавателем музыкально-теоретических предметов Музыкального училища им. Октябрьской революции.

С 1960 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (с перерывом на 1989/90 и 1990/91 учебные годы), с 1972 г. – доцент, с 1993 г. – профессор.

За годы работы Мясоедов вел теоретические предметы практически на всех факультетах, в том числе спецкурсы: методики преподавания гармонии (1965-1989) у музыковедов, сольфеджио у музыковедов и дирижеров-хоровиков (с 1991 г. по настоящее время) и гармонии у дирижеров-хоровиков (с 1996  г. по настоящее время).

В период с 1980 по 1989 гг. принимал участие в спецкурсе гармонии для музыковедов в качестве ассистента профессора Ю. Н. Холопова.

Параллельно в 1960-1974 гг. Мясоедов работал в Музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, где вел курс специальной гармонии и заведовал теоретическим отделом.

Основной круг интересов – гармония русской музыки. Наряду с ведением «обычных» консерваторских музыкально-теоретических курсов, Мясоедов (в период с 1995 по 2001 гг.) вел спецкурс «гармония русской музыки» у музыковедов в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова, а также (с 1994 г.) – специально разработанный для регентов курс гармонии на факультете церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (бывший Православный Свято-Тихоновский Богословский институт).

Ученики:

 

Музыковеды, окончившие между 1968 и 1992 гг.:

  • Н. Милешина (Сергованцева) – старший научный сотрудник Музея им. М. И. Глинки
  • Мерседес Аростеги – профессор Гаванской консерватории (Куба)
  • И. Кучинская (Минская консерватория)
    и другие

Целый ряд музыкантов-исполнителей прошел через общие курсы гармонии, сольфеджио, полифонии, методики преподавания гармонии и анализа форм в разные годы. Среди них:

  • композиторы: К. Волков, А. Рыбников, Т. Чудова, Л. Кожевникова, Г. Банщиков, Ш. Чалаев, В. Кикта, В. Тарнопольский
  • дирижеры-симфонисты и дирижеры-хоровики: А. Левин, И. Головчин, П. Сорокин, В. Полянский, Г. Струве, А. Варламов, А. Лазарев и другие
  • пианисты: А. Слободяник, А. Писарев, М. Ермолаев (Коллонтай), С. Иголинский
  • струнники: Н. Гутман, А. Князев, К. Родин, А. Мельников, А. Готсдинер, С. Пищугин
  • вокалисты: М. Шутова, Л. Мкртчян

Научные труды. Издания. Публикации

 

Основные публикации

  • Задачи по гармонии (для теоретических отделений музыкальных училищ). М.: Музыка, 1967, 1974 (переработанное и дополненное), 1982, 1994 (дополненное), 2004
  • Учебник гармонии (для теоретических отделений музыкальных училищ). Изд. 1–3. М.: Музыка, 1980, 1983, 2000
  • [То же в переводе на испанский язык]. «Pueblo у Educacion», Куба, 1991
  • Традиции Чайковского в преподавании гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1972
  • О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). Исследование. М.: Прест, 1998
  • Гармония (учебник для регентов), ч. 1. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999
  • Гармония (учебник для регентов) [То же, дополненное 2-ой частью]. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002
  • Многоголосные диктанты (для музыковедов и хоровиков музыкальных вузов и училищ). М.: Музыка, 2006
  • Ряд статей, брошюр, учебных пособий, в том числе: совместно с Б. К. Алексеевым учебник «Элементарная теория музыки» (М.: Музыка, 1986), совместно с Н. С. Мясоедовой «Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии (М.: Музыка, 1986)

Публикации об этом педагоге:

 

  • Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / Сост. Т. А. Старостина. М., 2009