Президент Московского Союза музыкантов
Лауреат Международного конгресса студентов в Чехословакии (Прага, 1950, II премия)
Удостоена премии журнала «Огонек» за лучшие статьи года (1985)
Награждена «Орденом Почета» (2008)


Родилась в г. Москве. Мать — пианистка, окончила Московскую консерваторию, отец — инженер-экономист. В 1937–1947 гг. обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Е. К. Николаевой), в 1947–1952 гг. — в Московской консерватории (класс Г. Г. Нейгауза), в 1952–1955 гг. — в аспирантуре. Благодаря неослабевающей и разносторонней творческой деятельности имеет в музыкальном мире величайший авторитет:

«Вера это неповторимое сокровище, родившееся из ладони великого мастера Генриха Нейгауза. Она первоклассный исполнитель и профессор. Ее ум, гордо и невредимо сохранивший себя вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок...» (японская пианистка Хироко Накамура, предисловие к японскому изданию книги «Два часа после концерта», 2001).

Педагогическая деятельность:

Педагогическую деятельность начала в 1952 г. Преподавала в одной из Детских музыкальных школ Свердловского района Москвы (1952–1953), затем вела класс фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1954–1959).

Была ассистентом профессора А. Л. Иохелеса, который отмечал: «Широкий кругозор, умение видеть перспективу развития каждого ученика, тщательная работа над деталями, не приглушающая, однако, инициативу и индивидуальность ученика, и, главное, творческий подход в интерпретации проходимых со студентом произведений в соединении с безупречным вкусом, позволяют предполагать, что в недалеком будущем Вера Васильевна станет одним из ведущих советских педагогов» (из характеристики. Архив Московской консерватории).

С 1959 г. начала работать на кафедре специального фортепиано Московской консерватории, с 1963 г. — доцент, с 1969 г. — профессор. С 2007 г. — заведующая кафедрой специального фортепиано. Педагогическая работа Горностаевой необычайно многогранна: занятия со студентами, методические сообщения на кафедре, семинары для преподавателей музыкальных школ, училищ, вузов, открытые уроки, консультации, концерты студентов ее класса в различных городах страны.

В 1986 г. состоялся концерт в Большом зале Ленинградской филармонии «Выпускники Московской консерватории по классу профессора В. Горностаевой». Неоднократно принимала участие в международных педагогических семинарах в Болгарии, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии. Работая по контракту в Токио, провела ряд лекций, открытых уроков, методических конференций. Стремление к расширению характера педагогические деятельности побудило Горностаевой к занятию детской педагогикой.

С 1990 г. начала работать в фортепианной школе «Ямаха-мастер-класс» (Япония), с 1992 г. преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

Учебные курсы, мастер-классы:

По всему миру с триумфальным успехом (М. Л. Ростропович) проходят мастер-классы Горностаевой: в России («Летняя школа Московской консерватории», филармонические мастер-классы в зале Дома ученых и других), Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии.

В 1993 г. провела мастер-класс в Нью-Джерси (США), в 1995 г. — в Катании (Сицилия) и Палермо (Италия), в 1990-1994 гг. проводила мастер-классы в Мюнхене (многократно). Мастер-класс и участие в жюри в Глазго (Великобритания).

В 1988-1995 гг. проводила серию мастер-классов на ежегодном музыкальном фестивале в Туре (провинция Турень, Франция).
В 1988 г. в газете «Le Моnde» появилась статья, посвященная педагогическому «методу Горностаевой».

С 2002 по 2007 гг. провела мастер-классы в Японии, Франции, США, Польше, Литве, Эстонии и в городах России.

Ученики:

Среди учеников — около 50 лауреатов конкурсов, в том числе:

  • Александр Слободяник — IV премия, конкурс им. П. И. Чайковского (Москва)
  • Семен Кручин — II премия, Лидс (Великобритания), IV премия, Брюссель (Бельгия)
  • Елена Татулян — II премия, Мюнхен
  • Евгения Захариева — I премия, София, медаль «Золотой Орфей»
  • Дина Иоффе — II премия, конкурс им. Шумана (Цвиккау), II премия, конкурс им. Шопена (Варшава)
  • Павел Егоров — I премия, конкурс им. Шумана
  • Этери Анджапаридзе — IV премия, конкурс им. П. И. Чайковского, I премия, Монреаль (Канада)
  • Юрий Лисиченко — III премия, конкурс им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже
  • Ирина Петрова-Чуковская — VI премия, конкурс им. Шопена
  • Михаил Ермолаев-Коллонтай — I премия, Всесоюзный конкурс в Ташкенте (СССР), премия за лучшее исполнение произведений Чайковского на конкурсе им. П. И. Чайковского
  • Алексей Корниенко — III премия, конкурс им. C. В. Рахманинова (СССР)
  • Александр Палей — I премия, конкурс им. И. С. Баха (Лейпциг), Гран-при, конкурс им. П. Владигерова (Болгария)
  • Иво Погорелич (Югославия) — I премия, конкурс им. Касагранда (Италия), I премия, Монреаль
  • Иван Гайан (ЧССР) — V премия, конкурс им. Шумана
  • Мариан Пивка (ЧССР) — I премия, Братислава
  • Наталия Панкова — I премия, конкурс им. Бетховена (Вена)
  • Алексей Ботвинов — III премия, конкурс им. Баха
  • Сергей Бабаян — I премия, конкурс им. Казадезюса (Кливленд, США), I премия, Глазго (Великобритания), I премия в Хамаматцу (Япония)
  • Пятрас Генюшас — II премия, Сарагоса (Испания), I премия, Палм-бич (США)
  • Маргарита Шевченко — I премия, Геттинген (ФРГ), IV премия, конкурс им. Шопена
  • Максим Филиппов — I премия, Португалия, II премия и приз на конкурсах им. С. В. Рахманинова (Москва) и в Лидсе (Великобритания), II премия (Техас)
  • Дарья Петрова — III премия, конкурс им. Шопена, Геттинген (ФРГ)
  • Аяко Уехара, 11 лет (Япония) — I премия, Этлинген (ФРГ), II премия (Сидней), II премия (Хамамацу), I премия на XII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (2002)
  • Юрие Миура, 13 лет (Япония) — I премия, Геттинген (ФРГ)
  • Мисаки Баба, 13 лет (Япония) — III премия, Геттинген (ФРГ)
  • Аиуко Оба, 13 лет (Япония) — III премия, Миссури (США)
  • Юлия Смольская — I премия (Бухарест), I премия (Солерно), I премия (Болонья), II премия на Международном конкурсе пианистов в Италии (2005)
  • Максим Масюков — I премия (Рига)
  • Юрино Изуми — I премия (Порто)
  • Вадим Агеев — I премия на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США, 2004), I премия на Международном конкурсе пианистов в Неаполе (Италия, 2005)
  • Андрей Ярошинский — диплом на Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве (Польша, 2004), III премия на Международном конкурсе пианистов в Валенсии (Испания, 2006)
  • Станислав Христенко — III премия на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США, 2004), I премия на Международном конкурсе пианистов в Неаполе (Италия, 2006), III премия на Международном конкурсе пианистов в Хамамацу (Япония, 2006)
  • Ольга Козлова — II премия (Рим), I премия и Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Веймаре (Германия, 2006), диплом на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (2007)
  • Вадим Холоденко – III премия на Международном конкурсе пианистов в Солт-Лейк-Сити (США, 2006)
  • Лукас Генюшас – II премия на Международном конкурсе пианистов (Глазго, 2007)

Многие выпускники класса В. В. Горностаевой занимаются концертной деятельностью, преподают в вузах, училищах и музыкальных школах.

Заведующая кафедрой специального фортепиано
Народная артистка РСФСР (1988)


Участие в жюри конкурсов:

Горностаева — непременный участник работы различных конкурсов в России и за рубежом (Глазго, Кливленд, Лидс, Афины, Хамамацу в Японии и другие). Председатель жюри на конкурсе детских музыкальных школ Москвы и Московской области (с 1987 г. — трижды). Председатель жюри Международного юношеского конкурса им. С. Рахманинова (1994).

Председатель жюри детского телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва, 2002, 2003, 2004). Председатель жюри Международного конкурса им. Г. Г. Нейгауза (2003), председатель жюри юношеского конкурса им. Н. Г. Рубинштейна (2004). Член жюри Международных конкурсов им. М. Каллас в Греции (2004), имени Ф. Шопена в Варшаве (2005), в Кливленде (2005). Председатель жюри Фестивали имени С. И. Танеева (Москва, 2007).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Одно из первых публичных выступлений Горностаевой состоялось в 1953 г. в Большом зале консерватории. В 1956 г. получила II премию и звание лауреата на Международном конкурсе в Праге. С 1955 г. — солистка Москонцерта, с 1957 г. — солистка Всесоюзного государственного концертного объединения, с 1988 г. — солистка Московской государственной академической филармонии.

В репертуаре — произведения Л. ван Бетховена, Й. Брамса, К. Дебюсси, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Шумана, А. Лядова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Скрябина, П. Чайковского, а также А. Бабаджаняна, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича. Играла до 90 концертов в год, концертировала по стране вместе со своими учениками.

С 1960 по 1995 гг. подготовлено и исполнено 15 сольных концертных программ в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а также в других городах СССР; монографии: В. А. Моцарт, Р. Шуман, Й. Брамс, Ф. Шопен, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт; смешанные программы: П. Чайковский — М. Мусоргский, С. Рахманинов — А. Скрябин, С. Прокофьев — Д. Шостакович; симфонические: Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, С. Рахманинов, Ф. Шопен.

Долгие годы творческой дружбы связывают пианистку с выдающимися дирижерами современности В. Федосеевым и С. Сондецкисом, в ансамбле с которыми исполнены концерты для фортепиано с оркестром В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, С. Рахманинова, Г. Галынина, А. Баланчивадзе.

Научные труды. Издания. Публикации: 

В 1985 г. Горностаевой присуждена премия журнала «Огонек» за лучшие статьи года. В 1991 г. вышла в свет книга «Два часа после концерта» (М.: Советский композитор) 280 стр., тираж 1000 экз. В 1995 г. книга издана в Японии. В 2004 г. вышло 4-е издание книги. Радио- и телепередачи (всего – 80): Генрих Нейгауз, Мазурки Шопена. 67 TV передач из «Останкино», Москва: «Беседы у рояля» (4), Шуман, Шопен, Мусоргский.  Цикл «Музыкальный абонемент» (11): Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист. Цикл «Представляем молодых» (10): Ю. Башмет, А. Аблабердыева, И. Медведева, М. Петухов, Д. Иоффе, М. Ермолаев, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, А. Таврилов, Н. Панкова.   Цикл «Музыканты о музыке» (8): беседы с Д. Алексеевым, Н. Гутман, Е. Нестеренко, Р. Щедриным, А. Бабаджаняном, Л. Чижиком, В. Спиваковым.     VIII конкурс им. П. И. Чайковского (4). Цикл «Из сокровищницы музыкального искусства» (7): Э. Гилельс, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, С. Рихтер, Я. Флиер. Цикл «Открытый рояль» (23). В 1994 г. — запись цикла «Шедевры фортепианной музыки» — 13 передач в форме мастер-класса с юными японскими пианистами для японского TV NHK. Фирма «Ямаха» выпустила этот цикл в шести видеокассетах (1995).

Аннотации к пластинкам

  • Ф. Шуберт — Экспромты, Музыкальные моменты, Лендлеры
  • Ф. Шопен — Мазурки
  • Ф. Шопен — Четыре баллады
  • Л. ван Бетховен — Сонаты ор. 57, 111

Музыкальная публицистика: 

    Статьи в газетах «Советская культура», «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Советский музыкант», «Московские новости»:
  • Человек окончил консерваторию
  • Станешь ли ты артистом?
  • Святослав Рихтер
  • Любит ли музыку директор филармонии?
  • Уроки Нейгауза
  • Мастер и фортепиано
  • Испытание успехом
  • Сольный концерт
  • Звучит музыка Моцарта
  • Если ты артист
  • Учить и учиться
  • Мазурки Шопена
  • Времена года
  • Музыкант или пианист
  • Конкурсы и лауреаты
  • Слово о рояле
  • Школа большой музыки
  • Его беспредельность (о Бахе)
  • Вселенная великого композитора
  • Майя
  • Главное не для себя
  • Искусство при свете совести
  • Планета по имени Музыка
  • Споры вокруг имени (Михаил Плетнев)
  • Почему хохочет Моцарт?
  • Башмет-88
  • Мастер Генрих
  • Кому принадлежит искусство?
  • Пианистка Мария Гринберг
  • Жил ли Рахманинов в Свердловске?
  • Чем измерить потери!
  • Музыканты просят слова
  • Освященный именем Рахманинова
  • Чем вы лучше других?
    Статьи в журналах «Советская музыка», «Клуб и художественная самодеятельность», «Огонек», «Музыкальная жизнь»:
  • Два гастролера
  • О моем учителе (памяти Нейгауза)
  • Спустя четыре года (о концерте Ж. Б. Помье)
  • О III Международном конкурсе им. Чайковского
  • Мысли о Ф. Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973
  • Интерпретируя романтиков
  • Соната b-moll Шопена (стенограмма урока). Литературная обработка стенограммы Н. Егоровой // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4. М., 1976
  • О Заке
  • О Флиере
  • Просветительство — это призвание
  • Шопен
  • Вселенная Баха
  • Монолог о фортепиано
  • Тончайшие оттенки чувств
  • Он родился, чтобы писать для рояля (о Шопене)
  • Фортепиано и XX век
  • Шопен — облик, характер, начало пути
  • Три возраста жизни
  • Этюд об одной прожитой жизни (М. В. Юдина)
  • Легенда о бриллианте «голубой воды» и многое другое // Грум-Гржимайло Т. Н. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997
  • Нужен ли конкурс имени Н. Рубинштейна?
  • Высокая болезнь (к 100-летию В. В. Софроницкого) // Вспоминая Софроницкого / Сост. А. Скрябин, И. Никонович. М., 2008
  • Из выступления на гражданской панихиде по А. Д. Артоболевской 5 мая 1988 года // Вспоминая Юдину / Сост. А. М. Кузнецов. М., 2008

В 2002-2007 гг. были опубликованы следующие статьи В. В. Горностаевой: 

  • Клятва Гиппократа (из воспоминаний о Б. Я. Землянском) // Профессора исполнительских классов. Вып. 2. М., МГК, 2002
  • Портрет в пространстве музыки (автопортрет). Интервью с В. В. Горностаевой // «Музыкальная жизнь», 2004
  • Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба (вступительное слово на авторском концерте) // «Классика XX века» М., 2005
  • Признание в любви» (памяти Л. Н. Наумова) // «Российский музыкант», октябрь 2005
  • Памяти Юрия Лисиченко // «Российский музыкант», февраль 2005
  • Тайна Моцарта // «Музыкальная жизнь», 2006, № 3  
  • Насмешливый бес Мстислава Ростроповича (Великому виолончелисту 80 лет) // «Независимая газета», март 2007
  • Найти собственный голос. Исполнитель на все времена (к 60-летию Гидона Кремера) // «Музыкальная жизнь», февраль 2007
  • Итоги конкурса имени П. И. Чайковского (интервью) // «New Times», июль 2007, № 22 
  • Само имя его символично. Святослав Рихтер (к 10-летию со дня смерти) // «Музыкальная жизнь», 2007, № 12 
  • Генрих Нейгауз — 2008 (Слово перед концертом в Большом зале консерватории, посвященном 120-летию Генриха Нейгауза) // Журнал «Фортепиано», июнь 2008

Дискография:

Записи в фонд радио

  • Сонаты Л. ван Бетховена №№ 7, 9, 14, 23, 26, 32 
  • С. Рахманинов — Две прелюдии, Музыкальный момент
  • С. Прокофьев — Сюита «Ромео и Джульетта»
  • П. Чайковский — Детский альбом
  • Ф. Шопен — Три сонаты
  • К. Дебюсси — Шесть прелюдий
  • Г. Свиридов — Трио

Пластинки

  • Д. Шостакович — Двадцать четыре прелюдии; С. Прокофьев — Сарказмы
  • Р. Шуман — Детские сцены, Карнавал
  • Й. Брамс — Вариации на тему Генделя, Хорал ор. 122, 3 интермеццо ор. 117
  • Ф. Шуберт — 4 экспромта ор. 42, 17 вальсов
  • Ф. Шуберт — 2 экспромта ор. 142, 4 музыкальных момента ор. 94, 12 лендлеров
  • Ф. Шопен — 4 баллады
  • Ф. Шопен — 2 сонаты
  • Ф. Шопен — 14 мазурок
  • Л. ван Бетховен — Сонаты ор. 57, 111

Компакт-диски

  • «Запрещенные сокровища империи. Вера Горностаева». Шопен. 3 сонаты, 12 мазурок. Выпущены фирмами «Феникс», США, «Филипс», Япония
  • «Выдающиеся пианисты» (выпущен Музыкальным фондом Ямахи, Япония): Р. Шуман, Ф. Лист, К. Дебюсси, А. Скрябин, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев
  • Ф. Шопен. 3 сонаты. Фирма «Классика-рекордс»
  • Ф. Шопен. 16 мазурок. 4 баллады. Фирма «Виста-Вера»
  • П. Чайковский, «Детский альбом». Д. Шостакович, «Танец кукол». С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта». Выпущено Московской консерваторией
  • Ф. Шуберт. Лендлеры, вальсы, экспромты, музыкальные моменты. Фирма «Классика-рекордз»
  • Й. Брамс, Г. Гендель, Брамс-Бузони. Вариации и фуга на темы Генделя. Чакона. Два хорала. Фирма «Виста-Вера»
  • Ф. Шопен. 12 мазурок. 3 сонаты. Фирма «Феникс»
  • 9. «Запрещенные сокровища империи. Вера Горностаева». Ф. Шопен. 12 мазурок. Соната № 1. Фирма «Феникс»
  • Ф. Шопен. 3 сонаты. Фирма «Классик ФМ» Англия
  • Л. ван Бетховен. 6 сонат (на двух дисках)

Публикации об этом педагоге:

  • Буклет Вера Горностаева. Пианист. Педагог. Публицист М., 1995.
  • Буклет Музыкальное приношение Вере Горностаевой

Отзывы прессы

«Горностаева всегда иного не видел ставит на карту таланта, ума, своеобразия, культуры, новизны, независимости на карту подлинности. Никогда на моей памяти не ставила на удобное, фальшивое, карьерное; у нее прекрасное чутье на цену вещей, и она, я бы сказал, очень бережет свой престиж, «держит марку», выбирая для себя только подлинные ценности, только духовно дорогое».

Профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения Леонид Гаккель (Послесловие к книге «Два часа после концерта» М., «Советский композитор», 1991)

«У Горностаевой-пианистки ... нетрудно "расслышать" ее ум. Он везде, на всем его отблеск. Ему, бесспорно, обязана она лучшим в своем исполнительстве. Тем, прежде всего, что великолепно чувствует законы музыкальной выразительности: досконально знает рояль, знает, чего можно добиться на нем и как это сделать. А как умело использует она свои пианистические данные! Мало ли у нее коллег лишь частично, в той или иной мере реализующих то, что отпущено им природой? Горностаева полностью раскрывает свои исполнительские возможности примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных»

Профессор Г. М. Цыпин «Портреты советских пианистов» (М., «Советский композитор», 1991)

«По общеобразовательной программе Центрального телевидения ведет музыкальный цикл профессор Московской консерватории Вера Горностаева. Этот цикл я бы оценил как драгоценное сокровище телевизионного искусства. Баллады Шопена, сонаты Бетховена, фантазии Моцарта предстают в контексте жизни их создателей. Идейное и эмоциональное содержание музыки, весь ее образный мир благодаря исполнительскому таланту Веры Горностаевой, ее познаниям в истории художественного творчества, в поэзии, в живописи, становятся доступными необычайно широкому кругу слушателей-зрителей; и стар, и млад, и новички, и искушенные знатоки музыки открывают для себя в этом цикле множество впечатлений, обогащающих душу».

Юрий Ороховацкий, кандидат филологических наук (Ленинград, «ЭС» № 33, 16 августа 1990)

«С огромным интересом и радостью слушали и смотрели телевизионную передачу "Открытый рояль". Спасибо прекрасному музыканту и педагогу Вере Васильевне Горностаевой за ее рассказ. Это была не агитация, не навязывание своих вкусов и пристрастий ... а просто приоткрытое великих тайн и возможностей инструмента, которые сокрыты от слушателя».

(«Советская культура», декабрь 1988)

«Во всем, что бы она ни играла, присутствует гармония подлинного артистизма и музыкального вкуса. Пианистка очень проникновенна и эмоциональна, но ее эмоциональность совершенно лишена слезливой чувствительности, рыхлости. Горностаева играет крупно, по-мужски. По-мужски логичен охват формы, волевая лепка фразы».

(Журнал «Советская музыка» 1967, № 3) 

«Быть может, слово солирущего пианиста впервые звучало в этом зале... И надо сказать, что этот необычный синтетический жанр оказался на редкость органичным. Как, впрочем, и программа, включающая все три сонаты Шопена. Особенно чутким к музыке и верным по тону был первый «монолог» Горностаевой. Именно благодаря слову, бывшему вначале, слушатель включился в атмосферу шопеновского искусства еще до прикосновения исполнителя к инструменту».
(Журнал «Музыкальная жизнь» 1986)