Яковлева
Антонина Сергеевна

  • Годы работы: 1977 - 2016
  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Яковлева<br /> Антонина Сергеевна

Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества (2000).

Член президиума Московского музыкального общества, научного семинара-лаборатории «Опера» (Союз театральных деятелей РФ).

Награждена медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы».

Тема докторской диссертации: «Вокальная школа Московской консерватории» (Московская консерватория, 1995).


Родилась в г. Москве. В 1963 г. окончила вокальный факультет (класс Л. В. Котельниковой), в 1975 г. – аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) по специальности «история и теория вокального искусства» (научный руководитель Л. Б. Дмитриев; кандидатская диссертация: «Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века». Тбилиси, 1976).

В 1964–1966 гг. – солистка Волгоградской филармонии. Область профессиональной деятельности: история и теория вокального искусства, методика преподавания сольного пения.

Педагогическая деятельность:

С 1965 г. преподаватель сольного пения в Волгоградском музыкальном училище, затем на кафедре пения и методики его преподавания Московского педагогического института. С 1977 г. по настоящее время преподает в Московской консерватории: 1977 – преподаватель кафедры оперной подготовки; 1978 – преподаватель кафедры сольного пения; с 1981 г. – преподаватель кафедры истории и теории исполнительства (1987 – доцент; 1994 – профессор). С 1996 г. профессор кафедры сольного пения Академии хорового искусства, Государственного специализированного института искусств, с 1997 г. – Московского государственного педагогического университета.
 
Курсы в консерватории:
  • Основы вокальной методики (авторский)
  • История вокального искусства (авторский)
  • История и теория специальности для отечественных и иностранных вокалистов-аспирантов (авторский)
  • Руководство диссертационными работами, рефератами студентов и аспирантов, педагогической практикой; авторские темы на курсах повышения квалификации и стажировки по проблемам истории, теории, педагогики и методики вокального искусства

Ведет активную музыкально-общественную деятельность в стране и за рубежом. Регулярно читает циклы лекций по вокальному искусству (с 1977 г. по настоящее время) в рамках курсов повышения квалификации и методической помощи музыкальным вузам и училищам (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Екатеринбург, Красноярск, Волгоград, Новосибирск, Минск, Киев, Львов, Ташкент, Челябинск, Уфа, Воронеж и другие).

Председатель Государственных экзаменационных комиссий по специальности «Вокальное искусство» в консерваториях (Саратов, Екатеринбург, Красноярск, Уфа, Волгоград, Новосибирск и другие). Член экспертной комиссии по государственной аттестации музыкальных вузов и училищ (вокальное искусство – Саратов, Петрозаводск, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Челябинск, Чебоксары и другие).

Руководитель конференций для вокальных педагогов России (Москва, 2001; Екатеринбург, 2002; Красноярск, 2006 и другие). На протяжении 30 лет выступает на ежегодных Всероссийских вокальных научно-методических конференциях; Дмитровских чтениях (Москва); конференциях в Доме-музее Ф. И. Шаляпина, в квартире-мемориале А. В. Неждановой; межвузовских научно-практических конференциях и т. д. 

Тематика докладов – вокальное искусство, история, теория; актуальные проблемы воспитания певческих кадров; современная музыка и задачи вокального мастерства; научные исследования в области певческого голосообразования; обобщение позитивного педагогического опыта мастеров вокальной школы Московской консерватории; проблемы психологии творчества и пр. С 2000 г. – научный руководитель Всероссийского семинара вокальных педагогов в рамках ежегодных «Ярмарок певцов», возглавляемых Г. П. Вишневской, а также конференций, учредителем которых является Союз театральных деятелей России.

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводит мастер-классы для вокалистов (Екатеринбург, Петрозаводск, Новосибирск, Волгоград, Красноярск, Болгария, Италия, Испания, страны СНГ и другие).

Ученики:

Яковлевой подготовлено более 60 специалистов, работающих на педагогическом поприще, занимающихся проблемами истории, теории, педагогики вокального искусства в музыкальных вузах России и за рубежом. Под руководством Яковлевой защищены 5 кандидатских диссертаций, выполнено свыше 150 аспирантских работ по истории, теории и методике вокального искусства. Среди учеников:
  • Профессор, заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории П. И. Скусниченко
  • Старший преподаватель Московской консерватории К. И. Маргунова
  • Преподаватель Московской консерватории С. В. Гайдей
  • Преподаватель Московской консерватории Е. А. Ковалёва
  • Профессор кафедры сольного пения Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, с 2004 г. – заведующий кафедрой сольного пения института им. Шнитке, профессор кафедры сольного пения Академии хорового искусства, кандидат искусствоведения М. С. Ярешко
  • Профессор, заведующий кафедрой сольного пения Белорусской консерватории, кандидат искусствоведения Л. П. Ивашков
  • Профессор кафедры сольного пения Красноярского института искусств В. Н. Карлова
  • Профессор, заведующий кафедрой Софийской государственной консерватории Илка Попова
  • Лауреаты Международных конкурсов, солисты мировых оперных сцен Л. Казарновская, Е. Кудрявченко, А. Лошак, В Чернов
    и другие.

Участие в жюри конкурсов:

Неоднократно участвовала и председательствовала в республиканских вокальных конкурсах и конкурсах вокалистов – студентов и учащихся музыкальных вузов и училищ.

Научные труды. Издания. Публикации:

Главное направление научной деятельности Яковлевой – проблемы истории, теории, педагогики и методики вокального искусства, анализ и обобщение позитивного исполнительского и педагогического опыта.
 
Автор свыше 160 научных трудов, а также учебных программ по истории вокального искусства и основам вокальной методики, методических пособий «История и теория вокального искусства», «Исторический очерк развития русской школы пения». Редактор-составитель и автор вступительной статьи в книге Л. Б. Дмитриева «Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве» (М., 2000, 2-е изд. 2002, 3-е изд. 2004). Участвовала в переработке и переиздании учебных пособий Л. Б. Дмитриева: «Основы вокальной методики» (М., 1996, 1999, 2002, 2004) и атласа «Голосовой аппарат певца» (М., 2004).
 
Список основных публикаций и исследований:
  • Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976
  • В. М. Зарудная-Иванова – педагог // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1976
  • Актуальные проблемы советского вокального исполнительского искусства и вокальной педагогики // Информационный центр по проблемам культуры. Сер. 4. Вып. 18. М., 1976
  • К вопросу достижения ровности голоса меццо-сопрано (из опыта педагогов вокального факультета Московской консерватории) // Проблемы музыкальной педагогики / Сб. трудов МГК. М., 1981
  • О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., 1982
  • Методическая разработка курса «История и теория специальности». М., 1982
  • В классе профессора М. М. Мирзоевой // Там же. Вып. 7. М., 1984
  • Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов (из практики педагогов вокального факультета Московской консерватории) // Там же. Вып. 7. М., 1984
  • На третьем международном семинаре по вокальной технике и интерпретационному мастерству в Болгарии // Перспектива развития вокального образования. М., 1984
  • Некоторые вопросы повышения эффективности методики подготовки педагога-вокалиста // О дальнейшем совершенствовании педагогической практики на исполнительских факультетах музыкальных вузов. М., 1984
  • Вопросы развития вокального мастерства в педагогике Г. И. Тица // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М., 1984
  • Развитие техники кантилены в вокальных классах Московской консерватории // Перспективы развития вокального образования. М., 1985
  • Вокальный словарь (в соавт. с И. Кочневой). Л., 1986, 2-е изд. 1988
  • Международные связи Московской консерватории с зарубежными музыкальными вузами // Перспективы развития вокального образования. М., 1988
  • Художественные воззрения и вокально-исполнительские принципы М. П. Мусоргского // Современные проблемы интерпретации / М. П. Мусоргский. Сб. статей. М., 1990
  • К 125-летию кафедры сольного пения Московской консерватории // Вопросы музыкального образования. М., 1991
  • Из истории создания и первых постановок оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» // Музыка П. И. Чайковского. Вопросы интерпретации. М., 1991
  • Профессор вокального факультета Московской консерватории А. Д. Александрова-Кочетова // Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991
  • Из истории классификации певческих голосов // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М., 1991
  • Педагоги вокального факультета Московской консерватории о технике пения // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. М., 1993
  • Исполнитель и проблемы интерпретации // Вопросы вокального образования. М., 1994
  • Церковное пение как один из истоков русской певческой культуры // Там же. М., 1995
  • Великие о великом // Художественное образование. Вып. 2–4. М., 1995
  • Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие (1866–1916). М., 1999
  • Русская вокальная школа. М., 1999; 2-е изд. 2003
  • О педагогической деятельности и выдающихся учениках профессора вокального факультета Московской консерватории Д. Гальвани // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. М., 2002
  • Авторская программа курса «Основы вокальной методики». М., 2002
  • Авторская программа курса «История вокального искусства». М., 2002
  • Вокальная музыка второй половины ХХ века. Некоторые особенности музыкальной драматургии и проблемы исполнительства // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание. М., 2004
  • Современная вокальная музыка и проблемы исполнительского мастерства // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
  • Искусство пения. М., 2007