Учителя

Член Союза композиторов СССР (РФ).


Родился в городе Москве. В 1958 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по  лассу скрипки. В 1963 году — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, а в 1966 году — аспирантуру.

Учился у С. С. Скребкова. Кандидатская диссертация «Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя» защищена в Московской консерватории в 1971 году.

В 1980-х годах — научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории Московской консерватории, в 1988–1990 годах — декан и председатель совета теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. В 1980-е годы — председатель Всесоюзного учебно-методического совета по высшему музыкальному образованию при Министерстве культуры СССР.

Читал лекции в Университете Хельсинки, в Японии (по проекту «Международная художественная деревня», вёл семинары в Софии, мастер-классы в Благоевграде. Ежегодно проводит мастер-классы на Украине (Одесса, Харьков), в городах РФ.


Педагогическая деятельность:

С 1965 года — преподаватель теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, с 1978 года — доцент, с 1980 года — профессор. В консерватории ведёт курс анализа музыки. В 1990-е годы преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории.

Ученики:

Среди учеников: Г. Лукина (Аминова), В. Грачёв, А. Миловидов, В. Шуранов, С. Бирюков, Е. Косякин, О. Галкин, О. Назайкинская.

В 2017 году — лауреат премии «Имперская культура» Союза писателей России. Имеет церковные награды — ордена святителя Макария митрополита Московского, святителя Кирилла Туровского.

Научная деятельность В. В. Медушевского отражена в Музыкальной энциклопедии, в издании: Философы современной России. Энциклопедический словарь. Издание 4-е, исправленное и дополненное. Составление, вступительная статья, приложения М. В. Бахтина. — М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум», 2016.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 200 работ по проблемам музыки и других видов искусств, истории культуры, общего музыкального воспитания. С 1980 года разрабатывает теорию «интонационной формы» музыки, рассматривая её как средство познания и общения, «сгусток» бытия-истории-культуры, ключ к обнаружению существа, механизмов и динамики исторического развития самой музыкальной формы, музыкального мышления, восприятия, слуха.

В познании красоты руководствуется идеей всеединства истины, способной слить частичные её отражения в различных науках в цельную картину. Объяснение таинственной привлекательности и богатства интонационной формы музыки находит в органичном взаимодействии двух её сторон — протоинтонационной (питающейся корнями от интонационного опыта речи, пластики, иных искусств и всей культуры) и аналитической. Выступал по данной теме на международных конгрессах по семиотике, читал лекции в университете Хельсинки (Финляндия). С 1990-х годов главной темой научных исследований Медушевского становится духовная красота музыки и культуры, религиозная природа музыкального слуха, христианская антропология музыки.

Проблемам музыкальной педагогики, психологии и антропологии музыки посвящена его книга «Внемлите ангельскому пению» (2000).  Разрабатывает концепцию школьного образования и социальной педагогики, под которой понимает всё дело воспитания в обществе, начиная от духа власти. Выступает перед детьми со вступительным словом перед концертами «Детской филармонии Социнцентра», стараясь раскрыть им духовный смысл и красоту серьёзной музыки в целом, русской и зарубежной музыки, эпохальных и индивидуальных стилей.

В 2002 году ездил с той же целью по городам страны с японским музыкантом, аспирантом Московской консерватории Садакацу Цчида. По гранту Российского фонда фундаментальных исследований выполнил работу «Христианская антропология музыки».

Медушевский — автор ряда статей по общему музыкальному воспитанию, работ по проблемам музыки, искусства, истории культуры.

В 2014 году вышла книга (учебное пособие) «Духовный анализ музыки», за которую в 2015 году автор и издательство «Композитор» получили Дипломы финалиста на Национальном конкурсе «Книга года».

Список публикаций

  • Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. — М., Музгиз. 1967;
  • О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки. Вып. 2. — М., Музыка. 1967;
  • То же // Эстетические очерки. Избранное. — М., Музыка. 1980;
  • То же, в сокращении // Дирижёрское исполнительство. Теория, практика, история, эстетика. — М., Музыка. 1975;
  • Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы Тезисы доклада на VI Всесоюзной акустической конференции. Издание Акустического института АН СССР, — М. К. 1. 10. 1968;
  • Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Кандидатская диссертация (защищена в 1971);
  • О направленности музыки на восприятие. Тезисы доклада на конференции «Проблемы музыкального мышления и восприятия» (Ташкент, 1972), ротапринт. Издание Ташкентской государственной консерватории;
  • Metodologija analize muzickih djela (Методология анализа музыкальных произведений). Доклад на международной встрече музыкальных академий. In: III Medjunarodni susret muzicrih akademija. Rovinj 73 Bulletin Radio-Televizija Zagreb 1973;
  • К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций в музыке) // Советская музыка. 1973. № 8;
  • То же, на немецком языке // Kunst und Literatur. 1974. № 4;
  • То же, на чешском языке // Hudebni rozhledy, 1975/XXVIII, №№ 5, 6;
  • О художественной мотивированности пропорций // Методологические вопросы теоретического музыкознания / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXII. — М., 1975;
  • К теории коммуникативной функции // Советская музыка. 1975. № 1;
  • О музыкальной семиотике. Выступление на заседании Комиссии музыкальной критики СК СССР // Советская музыка. 1976. № 11;
  • О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., Музыка. 1976;
  • То же, на словацком языке // Opus. Bratislava, 1982;
  • Фрагмент из п. 10: О художественном моделировании эмоций в музыке // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1. Ч. 2. — М., МПГУ им. В. И. Ленина. 1991;
  • Ориентированность музыки на правое полушарие мозга и вопросы музыкального воспитания. Тезисы Пятой научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально-творческих способностей детей и юношества (Владимир, 1977). Издание НИИ художественного воспитания АПН СССР, — М., 1977;
  • Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Вып. 4. — М., Музыка. 1977;
  • То же, на словацком языке: Ako su usposobene umelecke prostriedky hudby? In: Aktualne problemy hudobnej estetiky // — Bratislava, Opus, 1980;
  • Какая наука нужна музыкальной культуре? // Советская музыка. 19. 1977. № 12;
  • То же, на нем. языке // Kunst und Literatur. 1978;
  • Теория и основные категории музыкальной формы, Сложная трёхчастная форма // Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект для историко-композиторских факультетов музыкальных вузов. Раздел 1. Издание Методического кабинета Министерства культуры. — М., 1977;
  • О музыкальных универсалиях // С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. — М., Советский композитор, 1979;
  • Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. № 3;
  • Потребности музыкальной культуры и воспитание музыковедов // Советская музыка. 1979. № 5;
  • То же, на литовском языке // Literatura ir menas. 1979. № 39;
  • То же, на болгарском языке // Българска музика. 1980. № 4;
  • Вклад в науку о музыке // Советская музыка. 1979. № 6;
  • О художественной ценности мелодического начала в современной музыке // Критика и музыкознание. Вып. 2. — Л., Музыка. 1980;
  • Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. № 9;
  • То же // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1. Ч. 2. — М., МПГУ им. В. И. Ленина. 1991;
  • Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. — М., Музыка. 1980;
  • О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. — М., Музыка. 1980;
  • Миграции терминов и системность науки // Психология процессов художественного творчества. — Л., Наука. 1980;
  • Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. 1981. № 3;
  • Проблемы становления музыкального восприятия. Тезисы VI научной конференции «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Москва, 1982) Издание НИИ художественного воспитания АПН СССР. М., 1982;
  • Художественно-семиотические сферы и проблема единства социалистической музыкальной культуры // Музыкальное искусство социалистического общества. — Киев, Наукова думка. 1982;
  • Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармоничного развития личности // Музыкальное искусство и формирование нового человека. — Киев, Музична Украiна. 1982;
  • Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. Докторская диссертация. 1981, защищена в 1984 г. 380 стр;.
  • Художественный мир музыки // Музыкальная жизнь, творчество. Методологические проблемы музыкальной науки. Тезисы научной конференции (Новосибирск, 1982). Печатный (ротапринт). Издание Сибирской организации СК РСФСР. —Новосибирск. 1984;
  • К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 75. — М., 1984;
  • Музыка в семье искусств // Музыка в школе. 1984. № 1;
  • К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. Вып. 5. — М., Советский композитор. 1984;
  • Мировоззрение, мировосприятие и культура // Культура и мировоззрение. Вып. 2. Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения — основа коммунистического воспитания». — Москва, 17–18 апреля 1984 г. — М., 1985. С. 27–30;
  • Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. № 7;
  • Энциклопедический словарь юного музыканта (составление совместно с О. О. Очаковской). — М., Педагогика, 1985. Отмечен дипломом первой степени на Всесоюзном конкурсе на лучшие произведения научно-популярной литературы общества «Знание» за 1986 г.;
  • 12 статей в «Энциклопедическом словаре юного музыканта»: Жанр музыкальный, Звук музыкальный, Интонация музыкальная, Стиль музыкальный, музыка, Музыковедение, Произведение музыкальное, Содержание и форма в музыке, Мелодия, Лейтмотив, Фактура, Этюд. — М., Педагогика. 1985;
  • Новые грани традиции и новаторства к культуре последних лет. Редакционная беседа: новые проблемы музыкальной науки // Советская музыка. 1985. № 11;
  • Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения, 1984. — Л., Наука. 1986;
  • Красота природы в музыке и её этические основания // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986. — Л., Наука. 1986;
  • Новый ракурс проблемы // Советская музыка. 1986. № 2;
  • То же, на немецком языке // Kunst und Literatur. 1986. № 5;
  • О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. — М., Музыка. 1987;
  • Музыковедение: проблема духовности // Советская музыка. 1988. № 5;
  • То же, на болгарском языке // Музикалны хоризонти. 1988. № 9;
  • Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988. № 8;
  • Сущностные силы человека и музыка // Музыка-Культура-Человек. — Свердловск, 1988;
  • Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. — Киев, Музична Украiна, 1988;
  • Музыкальное произведение и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. — Киев, Музична Украiна. 1989;
  • От средневековья к новому времени. Христианское трезвение и рационалистическое внимание // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. Материалы музыковедческого конгресса (Московская консерватория 27 сентября – 1 октября 1989 г.). — М., 1989. — С. 9–18;
  • Музыкальная педагогика: озариться ли ей солнцем смысла? Методологические проблемы музыкальной педагогики. (Материалы межреспубликанской конференции). — М., МПГУ. 1991;
  • Emotions or spiritual energies? // Art and Emotions. Proceedings of the International Symposium. September 17–21. 1991 — Perm. 1991;
  • Фантазия в культуре и музыке // Музыка-Культура-Человек. Вып. 2. — Свердловск, 1991;
  • Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. 1992. № 2;
  • О дольнем и горнем у Моцарта // Моцарт — Прокофьев. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. —Ростов-на-Дону: РМГПИ. 1992;
  • Интонационная форма музыки. — М., Композитор. 1993;
  • Музыкальное образование: взгляд веры // Актуальныя праблемы рэформы музычнай адукацыi. Тэзiсы мiжнароднай канферэнцыi «Музычная адукацыя i нацианальна-культурнае адраджэнне». — Мiнск, 4-6 кастрычнiка 1993 — Мiнск, 1993;
  • Этимология культуры // Музыкальная академия. 1993. № 3;
  • Христианизация светского образования // Путь православия. 1993. № 1;
  • Музыкальное образование, музыковедение // Спутник учителя музыки. — М., Просвещение. 1993;
  • «Музыка» в школе // Искусство в школе. 1993. последний №;
  • Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения I: О русской музыке / Редактор-составитель Ю. Н. Холопов. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 4. — М., 1993;
  • Мысли о православной психологии музыки // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии 1994. — М., 1994;
  • И ещё о методе // В. А. Цуккерман. Музыкант, учёный, человек. — М., Композитор. 1994;
  • О взаимопонимании в музыкознании // Музыкальное искусство и религия. Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 1994;
  • О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия. РАМ им. Гнесиных. — М., 1994;
  • Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. — М., РАМ им. Гнесиных. Сборник трудов. Вып. 129. 1994;
  • Музыкальное образование — дорога к храму души? // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. — М., МПГУ. 1994;
  • О духовном смысле музыкального образования // Музыкальное образование в контексте культуры. Научно-практическая конференция 17–21 ноября 1992 г. — М., РАМ им. Гнесиных. 1994;
  • «Музыка» в школе: возможности возвращения предмета в лоно Православия // Просветитель. Вестник духовного просвещения. 1994. № 1;
  • Законотворчество и жизнь // Международный юридический симпозиум «Сотрудничество по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности». 23–26 ноября 1993 г. — М., Социнцентр. 1994;
  • Религиозная природа музыкального слуха // Homo musicus`95. Альманах музыкальной психологии. — М., 1995;
  • Право, хозяйство, нравственность… Как им воссоединиться вновь? // Международный юридический симпозиум «Сотрудничество по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности». — М., Социнцентр. 1995;
  • Звуковой идеал христианской музыкальной культуры // Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции. — М.,  РГГУ. 1995;
  • Musical intonation — language of intuition and logic Musical Signification // Essays in the Semiotic Theory and Analysis of Music. Edited by Eero Tarasti. — Berlin-N.Y. Mouton de Gruyter. (Approaches to Semiotics 121). 1995;
  • Христианизация светского образования // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. — М., 1996. — С. 32м46;
  • Человек как предмет художественного воспитания (Философско-антропологические основания художественной педагогики) // Педагогика искусства в творческих поисках. — Москва — Самара. 1996 — С. 26–28;
  • Сила, творящая жанры и жанровые системы // Художественные жанры: История, теория, трактовка. Тезисы докладов на международной научной конференции. — Красноярск. 1996;
  • Грядущее искушение педагогики // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции. Московский педагогический государственный университет. Ч. 2. — М., 1997;
  • О предмете и смысле истории музыки // Музично-iсторичнi концепцii у минулому i сучасностi. Львiв, Сполом, 1997 (Статья была написана лет 10 назад для задуманного, но не состоявшегося сборника в честь Н. Герасимовой-Персидской. Опубликована в этом виде без моего уведомления. Работа дохристианского периода);
  • В поисках истины. О духовном постижении культуры // Православные ученые о вере, церкви и духовности. — Самара, 1997. (Популярная переработка п. 77). — Самара, Самарский Дом печати. 1997;
  • Онтологические основания национального стиля: Два образа обретения национальной специфики в русской музыке // «Национально-региональный компонент в содержании эстетического образования». Тезисы Международной конференции (Йошкар-Ола, 13-16 мая 1997 г.). — М. — Йошкар-Ола. 1997;
  • Ценность архива (об архиве С. С. Скребкова) // Музыка. Мысль. Творчество. У истоков традиций. М., Московская государственнай консерватория. 1998;
  • Духовные акценты в содержании музыкального образования // Л. В. Школяр, М. С. Красильникова. Теория и методика музыкального образования детей. — М., 1998 (2-е изд. — 1999);
  • Дух — душа — тело // Трансформацiя музычноi освiти: культура та сучаснiсть. Матерiали музыкологiчного семiнару (23–25 квiтня 1998 р.). I частина. — Одеса, 1998; Первая глава книги об антропологии музыки. Опубликована курьёзным образом (дал для личного пользования Е. Н. Марковой дискетку с моими работами, и она решила напечатать в материалах конференции)
  • Православное понятие личности: как освещает оно проблемы культуры и музыки? // Homo musicus`99. Альманах музыкальной психологии. — М., МГК. 1999;
  • «Помяните мою любовь». Воспоминания о схимонахине Антонии // Православная Пермь. 1999. № 1. С. 4–5;
  • Искушение педагогики // Православная Пермь. 1999. № 6-7. С. 11;
  • Исполнительский слух сегодня // Воспитание музыкального слуха. Вып. 4 / Составитель Л. Н. Логинова. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 26. — М., 1999. — С. 119–129;
  • Как продолжить традиции христианской педагогики в сфере музыкального образования? // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвящённой 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (Москва, 7–11 декабря 1999 г.). — М., 1999;
  • Обновление методов музыкальной педагогики // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов II международной научно-практической конференции 5–9 апреля 1999 г. — Самара. 1999. — С. 367–370;
  • Невидимый учитель. Православная традиция музыкального образования в России // История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции. 1–2 декабря 1999 г. — М., 1999;
  • Отношения церковной и светской музыки как ключ к истории музыкальной культуры. Век Палестрины // Московская регентско-певческая семинария. 1998–1999. Сборник  статей, воспоминаний, архивных документов. — М., «Святитель Киприан». 2000. — С. 246–255;
  • Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова. (По страницам трудов профессора В. В. Медушевского) / Составитель О. А. Галкин. — Минск, 2000;
  • Святая традиция Руси // Традиции русской художественной культуры. Межвузовский сборник научных работ. Вып. 3. — М. — Волгоград, 2000;
  • «Во всём ищите великого смысла». Предисловие к статье А. Русаковой // Музыкальная академия. 2000. № 1;
  • Музыкальная педагогика: возможности преображения // Музичне мистецтво i культура. Науковий вiсник. Випуск 1. — Одесса 2000. — С. 12–15;
  • То же // Виховання i культура. № 1 (1). — С. 18–20;
  • Музыка вживания // Musiqi dunyasi. 2001. № 1–2/7;
  • Не только о музыке (Интервью) // Musiqi dunyasi. 2001. № 1–2/7;
  • Святая традиция Руси // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000» (Самара, 16-18 мая 2000 г.). — Самара. 2001. — С. 308-331;
  • Русский XIX век // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000» (Самара, 16–18 мая 2000 г.). — Самара. 2001. — С 331–338;
  • О сущности, многообразии и критериях оценки церковного пения // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000» (Самара, 16–18 мая 2000 г.). — Самара. 2001. — С. 418–428;
  • Суть музыки — устремленность к высшему смыслу жизни // Искусство в школе. 2001. № 6. — С. 29м38. (Коллаж редакции журнала из 2 работ: «Задачи современной педагогики искусства (православный взгляд)» и «Как продолжить традиции христианской педагогики»;
  • Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства. — Минск. 2001;
  • То же // Москва, МГК. 2001;
  • То же (в сокращении) // Музичне мистецтво i культура. Науковий вiсник. Випуск 2. — Одеса, Одеська державна консерваторiя, 2001. — С. 14–20;
  • То же (в сокращении и с изменением названия: «Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства») опубликовал журнал «Преподаватель». 2001. № 6. С. 12–20;
  • Концепция 2. Духовно-нравственные основы воспитания и образования в школе. — М., 2001. (Полный вариант);
  • Концепция 2. Духовно-нравственные основы воспитания и образования в школе. — Минск. 2001. (ранний вариант, без раздела «Оздоровительные дисциплины»);
  • То же // Угрешские вести (г. Дзержинский). 2001. №№ 41–45. (чуть более ранний вариант, без раздела «Оздоровительные дисциплины»);
  • То же // Духовный собеседник. — Самара. 2001. № 3 (27). — С. 158–206;
  • Объединённый редакцией вариант, соединяющий две концепции // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2000–2001. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. — М., 2002. — С. 383–428;
  • Слово о Е. В. Назайкинском // Двенадцать этюдов о музыке. — М., МГК. 2001;
  • Церковная и светская культуры (лекция в Минске и ответы на вопросы слушателей) // Православие и современность. Духовные беседы. — Минск, издательства Православного Братства во имя Архистратига Михаила. 2001. — С. 147–181;
  • Церковная и светская культуры. Головокружительная история светской культуры (переиздание) // Слово современнику. — Минск. 2002. — С. 147–220;
  • Головокружительная история светской культуры (лекция в Минске и ответы на вопросы слушателей) // Православие и современность. Духовные беседы. — Минск. Издательства Православного Братства во имя Архистратига Михаила. 2001. — С. 182–220;
  • Духовная радость православной культуры // Вопросы музыкознания. Сборник научных трудов Тбилисской консерватории. — Тбилиси. 2001. — С. 176–181;
  • Отсветы молитвенного пения в светской музыке на примере псалмодии // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2000–2001. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. — М., 2002. — С. 48–56. (Написано в регентский сборник в июне 2001);
  • Исторический параллелизм в развитии вербального и музыкального языков // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции / Редколегия: Е. И. Чигарёва, Е. М. Царёва, Д. Р. Петров. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 36. — М., 2002. — С. 51–71;
  • Век Палестрины. Отношения церковной и светской музыки как ключ к истории музыкальной культуры // Русская книга о Палестрине. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 33. — М., 2002. — С. 189–203;
  • О происхождении и сущности серьезной музыки // Музыка в школе. 2002. № 4. — С. 3–10;
  • Великий жизнеутверждающий смысл смерти: Шестая симфония Чайковского. Музыка в школе. 2002. № 5. — С. 3–9;
  • Представление о сущности серьёзной музыки — ориентир в образовании // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте». — Калининград. 2003. — С. 6–13;
  • Бетховен и жизнеощущение классицизма. Тайна прекрасной формы // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте». — Калининград. 2003. — С. 110–125;
  • Сравнительный анализ: романсы «Островок» Рахманинова и Танеева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте». — Калининград. 2003. — С. 126–142;
  • Музыкальные жанры и жанровый анализ // Musiqi dunyasi. 2003. № 3–4/17. — С. 48–55; 2004. № 1–2/19. — С. 67–75; 2005. № 1–2/23. — С. 75–91;
  • Христианская педагогика и глобализм // Светоч. 2004. № 3. — С. 29–36;
  • Христианская антропология музыки // Всерусскiй собор. 2004. № 3;
  • О происхождении и сущности серьезной музыки (переиздание) // Всерусскiй собор. 2004. № 1 (7);
  • Памяти М. Ю. Медведева // Светоч. 2004. № 3. — С. 8-10;
  • Помяните мою любовь. О старице схимонахине Антонии. — М., 2004;
  • То же // Афонское издание на болгарском языке. За старицата схимонахиня Антония. Поменете моята любов. Света Гора, Атон. 2005;
  • Куликовская битва // Газета «Благовест». — Кострома. 2004. № 4 (94). — С. 7;
  • Глинка как основоположник русской светской музыки // Радио «Радонеж» [15.07.2004];
  • Музыка Рахманинова: традиция духовного реализма // С. Рахманинов: На переломе столетий. — Харьков. 2004. Изд. 2. — С. 14–21;
  • Новое сакральное пространство или вечная юность традиции? Минимализм в его отношении к традиции // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: материалы научной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 47. — М., 2004;
  • Чайковский как композитор объективного склада // «Спадшина П. I. Чайковського на шляху у XXI столiття». Харькiвський державний унiверситет мистецтв. Труды Вып. 14. 2004, — С. 6–14;
  • Творчество Рахманинова: подвиг несения традиции // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып. 2. — Харьков, 2005. — С. 15–21;
  • Христианская социальная педагогика в эпоху глобализма. — Минск. 2005;
  • Небесная любовь. Истоки победного духа народа. (К 100-летию схимонахини Антонии) // Русь Державная. 2005. № 1 (127). — С. 7;
  • Любомудрие учителя // Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант, учёный, педагог, мыслитель. — М., 2005. — С. 67–73;
  • Музыка Скрябина в традиции христианского искусства // Фортепиано. 2005. № 2;
  • Христианские основания сонатной формы // Музыкальная академия. 2005. № 4;
  • Язык чего музыка? // Эмоциональный компонент содержания эстетического образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 11–13 апреля 2006 г., г. Тула. — Тула, 2006. — С. 13–21;
  • Слава и гордость русской музыки. О творчестве Рахманинова //—  Виноград. 2006. № 2 (14). — С. 95–99;
  • Энтелехия романтической музыки. Всерусскiй соборъ. 2007, № 1, — С. 302–308;
  • О музыковедении, достойном гениальной музыки, как актуальной задаче нашего времени (вместо предисловия). В кн.: Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. — Москва — Уфа, 2007. — С.3–14;
  • О сущности музыки и задаче музыковедения. В кн.: Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. — Москва — Уфа, 2007. — С. 15–50;
  • Энтелехия русской музыки. В кн.: С. Рахманiнов: на зламi столiтть" (С.Рахманинов: на переломе столетий), (мат. мiжнар. симпозiума ). 4-й выпуск   / Пiд ред. кандидата  мистецтвознавства, професора НЮАУ iменi Ярослава Мудрого, Засл. дiяча мистецтв України Трубнкової Лариси Миколаївни.  — Харкiв, 2007. —  С. 13–26;
  • Православная культура Руси: дар вечного обновления. III Всероссийская научно-практическая конференция «Свиридовские чтения» «Г.В.Свиридов и современная отечественная и мировая культура. Курск, 14–15 ноября 2007 г. Сборник докладов. —Курск. 2007. — С. 149;
  • Музыкальная терапия: взгляд из глубины музыки. Православная гимназия. 2007, №1,  — С. 97–106;
  • О сердцевине христианской социальной педагогики. — Экономические стратегии, 2008, № 5–6, — С. 156–158;
  • Представление об онто-семиотическом треугольнике  — инструмент анализа слова, музыки, жизни. В кн.: Лингвофилософский портрет современной языковой личности. Сборник материалов Международной научной конференции 27–29 ноября 2008. — Владимир, ВГГУ, 2008;
  • «Через полвека после И. Ильина: социальная педагогика сегодня». Научно-практическая конференция «Учение И. А. Ильина о праве, власти и социальной культуре России», — Москва, издание Совета Федерации, 2008, — С. 40–43;
  • Небесные истоки нравственной силы музыки.  В кн.: Музыка и этика. Сборник материалов научно-практической конференции.  — М., 2008. — С. 13–22;
  • Христианские основы музыки и ответственность музыкантов. В кн.: Христианские образы в искусстве. Выпуск второй. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных 171. — М., 2008, — С. 5–11;
  • Эссе о триадичности в музыке: в память Е.В.Назайкинского. Musiqi dunyasi, 2008, № 3–4/37, — С. 25–31;
  • Онтологические основоположения музыкальной формы. В кн. С. Рахманiнов: на зламi столiтть (С.Рахманинов: на переломе столетий), (мат. мiжнар. симпозiума ). 5-й Харкiв, 2008. —  С. 7–32;
  • Онтологическая теория  коммуникации как объяснительный принцип  в музыкознании.  — Музыкальная академия, 2010, №3. — С.55–68;
  • О музыкальном просвещении. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Международная  научно-практическая конференция. Курск, 13–15 мая 2010 года. — Курск, Курский гос. Университет, 2010;
  • Проект прохождения программы по музыке. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Международная  научно-практическая конференция. Курск, 13–15 мая 2010 года. — Курск, Курский государственный Университет, 2010;
  • О тайнах слабых метрических долей и прочих слабостях в музыке. // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 9–10 апреля 2009 года. — М., РАМ им. Гнесиных, 2010;
  • Как воспитать искусство понимания? // Проблемы художественной интерпретации. Материалы Всероссийской научной конференции 27–28 ноября 2007 года. — М., РАМ им. Гнесиных, 2010;
  • К теории исполнительства: о божественных тайнах общения. // Проблеми взаэмодії мистецтва, педагогiки та теорії і практики освіти. Когнітивне музикознавство.: Збірник наукових статей (на честь 55-річчя Л.В.Шаповалової) / ХДУМ ім. І.П. Котляревського. — Харків, 2010. — Вип. 29.
  • О музыкальном просвещении. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Международная  научно-практическая конференция. Курск, 13–15 мая 2010 года. — Курск, Курский государственный Университет, 2010. http://www.kursksu.ru/documents/science_conferences/The-Church-and-the-Arts.pdf;  
  • Проект прохождения программы по музыке. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности. Международная  научно-практическая конференция. Курск, 13–15 мая 2010 года. — Курск, Курский государственный Университет, 2010     http://www.kursksu.ru/documents/science_conferences/The-Church-and-the-Arts.pdf ;
  • О проявлении онтологического опыта в музыке. // Памяти Евгения Владимировича Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания. Научные труды МГК имени П.И.Чайковского. Сборник 70.  — М., «Московская консерватория», 2011. — С. 329–338;
  • Коммуникативные лица красоты — способы проявления славы Божией в музыке. — Христианские образы в искусстве. Выпуск третий. Сборник трудов 181. Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 2011;
  • Онтологические основы исполнительства (о миссии исполнителя в современном мире). — «Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество,управление карьерой». — Ростов-на-Дону, 2011 (по результатам одноименной конференции Ростов, 2011);
  • Чувство миссии — критерий адекватности исполнения шедевра. — Виконавська iнтерпретацiята  сучасний навчальний процес. Матерiали IV Всеукраинской науково-практичноi конференцii. 15–16 березня 2012 р. — Луганськ, 2012. — С.12–15;
  • Наследие будущего в Российской цивилизации. — Десятый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога. Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Челябинск 2012, — С. 9–13;
  • Духовные основы национальной культуры. — Веснiк Iтстытута культуры Беларусi. — Минск, 2012, — С. 148–152;
  • Представление о миссии музыки как фундамент образования. — Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси. Междисциплинарный подход. Материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. — Великий Новгород — Пермь,  2012. — С. 232–235; 
  • Чувство миссии — критерий адекватности исполнения шедевра. — Четвърта национална конференция с международно участие. Музикалнообразователни стратегии и практика в предучишна, училищна и извънучилищна среда. — София, 2013;
  • Русская музыка как явление и задание православной цивилизации. — Четвърта национална конференция с международно участие. Музикалнообразователни стратегии и практика в предучишна, училищна и извънучилищна среда. — София, 2013;
  • Теория общения как метод анализа музыки и ключ к её исполнению. В кн.: С.Рахманинов: на переломе столетий. Выпуск 7, Часть 1. — Харькiв, 2010, — С.22м30; (по выступлению на конференции «Рахманинов на переломе столетий» в Харькове 22 апреля 2010 г.);
  • Духовно-целостный анализ музыки.  // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9–13 апреля 2013 года / Под общей научной редакцией Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р. Консона; редактор-составитель Я.И. Сушкова-Ирина и Г.Р. Консон. — М.: ГКА им. Маймонида; Нобель-пресс, 2013. — С. 314-319;
  • Музыкальная форма как откровение. // Таврiйскi студii. Мистетствознавство № 3. — Сiмферополь: РВНЗ «Кримський универсiтет культури, мистецтв I туризму», 2013, — С. 5–12. Также на болгарском языке в журнале «Музикални хоризонти», 2014, № 4.      То же на английском языке: Vyacheslav Medushevsky Musical form as a revelation// Българско музикознание, XXXVIII/2914/№ 3, p. 55–64;
  • Синергийная логика музыки как ключ к её красоте. В кн.: С.Рахманинов: на зламi столiть. Выпуск 10. Харькiв, 2013, — С.13–55;
  • Гармония как сторона синергийной организации музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14–19 апреля 2014 года / редактор-составитель Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. — М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. — С. 376–382; 
  • Исполнительский анализ — желанная перспектива музыкального образования. // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы). Материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по пргблемам истории музыкального образования. — Курск — Пермь. 2014. — С. 242–249;
  • Имманентній субьект музыки. С Рахманінов: на зламі століть.(С.Рахманинов: на переломе столетий) Вип.11. Наукові статті учасників Х1 Міжнародного  науково-теоретичного симпозіуму «Т.Г.Шевченко в контексті світової культури» (до 200-річчя від дня народження Т.Г.Шевченка) / Під ред. кандидата мистецтвознавства,професора Національного юридичного університета ім.Ярослава Мудрого Л.М.Трубнікової. — Харків: ФОП Носань В.А., 2014. — С. 52–59;
  • Имманентный субъект музыки. //Художественное образование и наука. 2014/1 (Российская государствекнная специализхированная академия искусств), — С. 49–52;
  • Почему в мироздании существует аккомпанемент. // С Рахманінов: на зламі століть.(С.Рахманинов:на переломе столетий) Вип.11. Наукові статті  учасників Х1 Міжнародного  науково-теоретичного симпозіуму «Т.Г.Шевченко в контексті світової культури» (до 200-річчя від дня народження Т.Г.Шевченка) / Під ред. кандидата мистецтвознавства, професора Національного юридичного університета ім. Ярослава Мудрого Л.М.Трубнікової. — Харків: ФОП Носань В.А., 2014. — С.40–47;       Опубликована также в журнале ПианоФорум, 2014, № 2 под названием «Мистерия аккомпанемента». Так же: // Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyasi» / Сост. А.А.Амрахова. — М., Издательство «Композитор, 2015, — С. 92–98;
  • Духовный анализ музыки. В двух частях. — М. Композитор, 2014. — С. 630;
  • Обратная перспектива в жизни, культуре, музыке. // Художественное образование и наука. 2015/1 (2);
  • Цивилизационные различия России и Запада. // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13–18 апреля 2015 года. — М., 2015;
  • Духовно-голографический анализ красоты как основание музыкальной педагогики. // Художественное образование и наука. 2015/3 (4); 
  • Ю.Н.Рагс, каким я его помню. //Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926–2012). Сборник научных статей / Редактор-составитель И.В.Воронцова. — М.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А Герцена, 2015, — С. 20–22;
  • Предисловие к мастер-классу на сайте http://www.musnotes.com/master-classes/Medushevsky;
  • Наши задачи. Выступление на научно-практической федерально-региональной конференции «Творческое наследие выдающихся мыслителей и деятелей России и социально-культурное, государственно-правовое и эколого-экономическое развитие страны: И.Ильин, В.Зеньковский, Л.Карсавин, С.Франк, Е.Трубецкой и др.(в рамках проекта «Единители поколений»).  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 28–29 сентября 2015 года. Опубликовано в кн.: Единители поколений. Социально-культурное творчество России: наследие и современность. — М., Социнцентр, 2015. Опубликовано также:  Таврические студии. Искусствоведение № 6 (2015). — Симферополь, 2015, — С. 4–9; 
  • The Immanent Subject of Music.// Proceedings of the 2015 Internationak Conference on Arts. Design and Contemporary Education (ICADCE 2015)/ Advances in Social Science? Education and Humanities Research, Volume 23, Moscow. Russia 22–23 April 2015. Atlantis Press;
  • Почему полифония? Тайна пророческого служения Танеева. // Памяти Сергея Ивановича Танеева 1915–2015. Сборник статей к 100-летию со дня смерти. — М., Издательство «Научная библиотека», 2015. — С. 201–210;   
  • Время и вечность, или о том, как воскрешать музыку в исполнении. // С.Рахманiнов та культура Украiни (С.Рахманiнов: на зламi столiт). Выпуск 13. Книга 1. — Харкiв, «Майдан», 2016. http://www.musnotes.com/articles/Medushevsky;
  • Сборник 15 работ В.В.Медушевского: С.Рахманiнов та культура Украiни (С.Рахманiнов: на зламi столiт). Выпуск 13. Книга 1. — Харкiв, «Майдан», 2016; 
  • К концепции фундаментальной педагогики. //Традиции и новаторство: где искать человека? Материалы регионального этапа XXIV международных рождественских чтений: «Традиция и новация: культуру, общество, личность». // Волгоград — Урюпинск — Михайловка. 5–6 ноября 2015 г. / — Волгоград, 2016. — С. 37–56; http://files.mail.ru/1FC59F2F763A4877B39B2C3F14F786BE;
  • Евангелие как сущность божественной красоты музыки.   http://www.musnotes.com/articles/Medushevsky3/

Публикации об этом педагоге:

Деятельность Медушевского отражена в статьях Музыкальной энциклопедии и Музыкального энциклопедического словаря.