Туркина
Юлия Андреевна

  • Народная артистка России
  • Профессор
Туркина<br /> Юлия Андреевна

Награждена «Орденом дружбы» (2009)

Член Международного Союза музыкальных деятелей
Член Всероссийского музыкального общества
Член Международной ассоциации фортепианных дуэтов


Родилась в г. Москве. Сестра пианистки Г. А. Туркиной (1920–1999). В 1940 г. окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс профессора В. Н. Аргамакова, ассистент – И. Р. Клячко), в 1947 г. – Московскую консерваторию (у него же). Концертные выступления в составе фортепианного дуэта с сестрой начала, будучи ученицей Центральной музыкальной школы.

Успех юных ансамблисток на Всесоюзном смотре молодых исполнителей (1943) был отмечен А. В. Неждановой, Н. С. Головановым, А. Б. Гольденвейзером, В. Я. Шебалиным. При окончании консерватории Туркины единственными в стране получили квалификацию «пианисты-солисты» и «пианисты-ансамблисты» (фортепианный дуэт).

Педагогическая деятельность

Педагогическую деятельность Туркина начала в Московском музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепианного ансамбля, 1944–1954).

С 1954 г. Туркина — преподаватель кафедры общего фортепиано Московской консерватории (с 2002 г. ведет межфакультетский курс фортепиано). С 1997 г. — профессор.

Проводила мастер-классы в России и США.

Концертная деятельность. Основной репертуар

В 1937–1999 гг. Туркина вела большую концертную деятельность в составе фортепианного дуэта со своей сестрой Г. А. Туркиной, профессором Российской академии музыки им. Гнесиных. «Фортепианный дуэт сестер Туркиных может сыграть заметную роль в советской художественно-музыкальной культуре, т. к. сестры Туркины являются одаренными музыкантами с большой инициативой и трудоспособностью» — писал ректор В. Я. Шебалин в год окончания ими консерватории. Фортепианный дуэт Туркиных дал более 6000 открытых концертов, участвовал более чем в 1000 выступлений на радио и телевидении. Фирмой «Мелодия» записаны 5 дисков-гигантов, в Золотой фонд Всесоюзного радио и телевидения принято более 80 сочинений в интерпретации дуэта. Фортепианный дуэт сестер Туркиных существовал 62 года — факт творческого долголетия занесен в Книгу рекордов Гиннеса (1999).

С 1947 г. Туркина и ее сестра — солистки Московской государственной академической филармонии. Они выступали в престижных залах столицы (Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал им. Чайковского), гастролировали во многих городах бывшего СССР, в США. Фортепианный дуэт выступал с сольными программами, с камерными ансамблями и симфоническими оркестрами (под управлением К. Кондрашина, К. Иванова, В. Дударовой, Н. Рахлиным и других известных дирижеров), участвовал в международных фестивалях, творческих смотрах. Концертный репертуар Ю. А. и Г. А. Туркиных поистине огромен и просветительски целенаправлен. Наряду с русской и западноевропейской музыкой, в нем широко представлены произведения современных отечественных и зарубежных композиторов. Они явились первыми исполнителями большого количества сочинений для фортепианного дуэта, а также соединяющих дуэт с другими инструментами, певцами, оркестром.

Сестер Туркиных связывала творческая дружба с Д. Шостаковичем (личное знакомство началось с их работы над интерпретацией Концертино для 2-х фортепиано), А. Хачатуряном, А. Бабаджаняном, Р. Щедриным, А. Эшпаем, В. Власовым, В. Фере, Г. Окуневым, С. Евсеевым, Ю. Александровым, К. Сорокиным, Н. Пейко и многими другими композиторами, нередко посвящавшими им свои сочинения. Для них писали музыку зарубежные авторы — Дж. Эпплтон (США), К. Тасков (Болгария). Композиторы благодарили артисток за безукоризненное, вдохновенное раскрытие авторского замысла.

«Блестящая запись, блестящее исполнение! Очень точны темпы, стиль. Приношу свою сердечную благодарность Г. и Ю. Туркиным» (Р. Щедрин). С. Туликов называл фортепианный дуэт «целым оркестром», восхищаясь неподражаемым мастерством исполнительниц. Газета «Valley news» в статье «Четыре руки, одно ухо» писала после гастролей в США в 1994 г. фортепианного дуэта Туркиных: «Туркины играют в русском стиле XIX столетия в духе Рубинштейна и Горовица. Это традиция сильного экспрессивного исполнения, традиция, которая сейчас исчезает».

Народная артистка России (1997)


Ученики

В фортепианном классе Туркиной занималось свыше 300 студентов-вокалистов, среди них многие стали известными артистами — лауреатами международных и отечественных конкурсов, солистами Госдуарственного академического Большого театра и других оперных театров страны, солистами филармонических организаций России, педагогами (А. Лошак, Н. Сторожев, Н. Решетняк, Р. Редькин, Н. Новоселова, Д. Степанович и другие).

Учебные курсы, мастер-классы

Проводила мастер-классы в России и США.

В 2009-2010 играла на XXIV международном фестивале современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо (Брянск) и проводила мастер-класс.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри конкурса им. Гайдна (Москва).

Научные труды. Издания. Публикации

Основной круг научно-методических интересов Туркиной — вопросы фортепианного образования, музыкальное редактирование. Совместно с Г. А. Туркиной был создан репертуар современной музыки для двух фортепиано. В 1970-1990 гг. они составили, отредактировали и опубликовали в издательствах «Советский композитор» и «Музыка» многочисленные сборники фортепианных произведений, отдельные сочинения крупной формы.

Под редакцией музыкантов вышли в свет около 200 сочинений, также опубликовано свыше 20 произведений в их переложении для фортепиано в 4 руки.   Ю. А. Туркина была одним из редакторов-составителей серий сборников: «Пьесы современных зарубежных композиторов для 2-х фортепиано» (Вып. 3–5. М., 1973, 1974, 1975); «Пьесы советских композиторов для двух фортепиано» (Вып. 7–9. М., 1983, 1986, 1989). Является соавтором опубликованных Всесоюзных Программ для музыкальных вузов, нотных Хрестоматий педагогического репертуара по курсу общего фортепиано. Автор статей:

  • Уверенность в победе придавала мне силы // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны / Сост. С. С. Голубенко. М., 2005
  • Соната для двух фортепиано Ф. Пуленка (из наблюдений исполнителя) // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006

Публикации об этом педагоге

  • Живов Л. Жизнерадостное искусство // Музыкальная жизнь. 1980. № 14 
  • Цыпин Г. В полосе творческого crescendo // Музыкальная жизнь. 1993. № 13–14
  • Осипова Л. Счастливое долголетие // Музыкальная академия. 1995. № 3  
  • Тевосян А. 60 лет на двоих… роялях // Российская музыкальная газета. 1997. № 4  
  • Римский Л. Подарок Москве // Радость. 1997. № 8