Родился в г. Москве. С детства учился игре на фортепиано. В 1938 г. его отец был репрессирован по ложному доносу, а семья (мать и двое детей) высланы в Калугу, где в 1944 г. Усов поступил воспитанником в оркестр 31-го запасного полка 111-й стрелковой дивизии. Там начались его занятия на трубе. В 1951 г. окончил Калужское музыкальное училище (класс Ю. Ф. Жданова).

Тогда же пытался поступить в Институт военных дирижеров, однако, отлично сдав экзамены, не был зачислен как «сын врага народа», и поступил в Московскую консерваторию (класс С. Н. Ерёмина), которую окончил в 1956 г. В 1959 г. – окончил ассистентуру-стажировку при консерватории (руководитель – С. Н. Ерёмин). В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию: «История отечественного исполнительства на духовых инструментах» (Московская консерватория).

Усов явился основоположником отечественной области прикладного музыкознания – истории исполнительства на духовых инструментах. Его исследования в этой области заложили фундамент для последующих исследователей России и союзных республик (стран СНГ). Им была сформирована научная школа, которая и в наши дни развивается его учениками и последователями.

Усов впервые изучил и опубликовал сведения о формировании отечественной школы духовых инструментах, ее состоянии и развитии в разные периоды. Был инициатором (вместе с Р. Гехтом) создания Государственного училища духового искусства. Умер 25 апреля 1999 г. в Москве.

Доктор искусствоведения.сс.: «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах» (Московская консерватория, 1980).
Член Союза композиторов СССР (РФ).
Лауреат международного конкурса VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (III премия, Москва, 1957).
Награжден орденом «Знак Почета», медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.


Педагогическая деятельность:

С 1955 г. преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории, с 1959 г. – на кафедре духовых и ударных инструментов Московской консерватории, с 1981 г. – профессор.
Более 10 лет – заведующий кафедрой.

Одновременно сотрудничал с кафедрой истории и теории исполнительского искусства. С 1970 г. вел разработанный им спецкурс «История исполнительства на духовых инструментах», впоследствии введенный в качестве обязательного во все вузы и училища страны.

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводил мастер-классы (класс трубы) в России, Испании (1991), Чехословакии (1990), лекции по методике и истории исполнительства в вузах Москвы, Петербурга, Минска, Саратова, Казани и других городах.

Ученики:

Среди учеников (свыше 50) – лауреаты международных и всесоюзных конкурсов, в том числе: заслуженный артист РСФСР, профессор Московской консерватории В. Новиков, А. Бевз, заслуженный артист РФ, доцент Московской консерватории Ю. Власенко, А. Корнильев, И. Малоштанов, А. Рапопорт, А. Тергалинский, преподаватель Московской консерватории Л. Гурьев.

Под его научным руководством создан ряд диссертаций (В. Давыдова, А. Гигова (Болгария), В. Березина), написаны исторические и методические исследования, статьи, пособия.

Также оказывал помощь многим педагогам и исследователям в подготовке и защите диссертационных работ, не будучи формально их научным руководителем, в том числе докторских (профессора, заведующего кафедрой деревянных духовых инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных Р. Маслова, профессора, заведующего кафедрой духовых инструментов Белорусской академии музыки Б. Ничкова, профессора военно-дирижерского факультета В. Иванова, профессора Московской консерватории В. Березина и других).

Участие в жюри конкурсов:

Участвовал в жюри Всероссийских и Всесоюзных конкурсов.

Концертная деятельность:

В молодости вел активную концертную деятельность.

Выступал с сольными концертами в стране и за рубежом (Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Финляндия).

В репертуаре – концертные произведения для трубы зарубежных и отечественных композиторов, в том числе современных авторов, исполненных Усовым впервые.

В их числе – сочинения для трубы Ф. Е. Витачека, Г. И. Литинского, М. В. Мильмана, В. А. Флярковского и других.

Научные труды. Издания. Публикации:

Его книги и статьи по истории и теории исполнительства на духовых инструментах, энциклопедические статьи (около 70), а также многочисленные методические труды (программы для музыкальных школ, училищ, вузов, сборники переложений, хрестоматии, многочисленные очерки-портреты отечественных исполнителей и педагогов, в том числе о М. И. Табакове, В. М. Блажевиче, А. Г. Васильеве, Г. А. Орвиде, П. Н. Волкове, А. В. Володине, Н. И. Платонове и других пробудили активный интерес к этой области инструментальной культуры, подняли ее изучение на качественно новый уровень.
 
Как научный руководитель и редактор «Энциклопедического словаря юного музыканта» удостоен диплома I степени XII Всесоюзного конкурса научно-популярной литературы (М., 1985).
 
В числе основных работ:
  • Методика обучения игре на трубе. М., 1966; 2-е изд. М., 1968; 3-е изд. М., 1984
  • История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1975; 2-е изд. М., 1985
  • История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., 1978; 2-е изд. М., 1989
  • С. Н. Еремин – учитель и артист // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979
  • Школа игры на трубе. М., 1985
  • Техника современного трубача. М., 1986
  • 100 секретов трубача. М., 2005
  • Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. ДМШ, 1-2 классы. М., 1973, 1980, 1983, 1987
  • Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. ДМШ, 3-4 классы. М., 1978
  • Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. ДМШ, старшие классы. М., 1981, 1989
  • Играй, трубач! Пособие по транспонированию на трубе. М., 1990
  • Труба. М., 1966; М., 1989
  • Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1866-1916) // Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Выпуск 2. М., 1966
  • Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967) // Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Выпуск 3. М., 1971
  • Ежедневные упражнения трубача // Там же
  • Советские исполнители-духовики на международных конкурсах // Там же
  • Современная зарубежная литература для духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Выпуск 4. М., 1976
  • Мундштук и губной аппарат трубача // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981
  • К интерпретации Концерта для трубы с оркестром И. Н. Гуммеля // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. М., 1983
  • К интерпретации Концерта для трубы с оркестром Й. Гайдна // Музыкальное исполнительство. Вып. 11. М., 1983
  • Научно-теоретические проблемы постановки при игре на духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 10. М., 1991
  • «Школы для трубы» в формировании исполнительской культуры // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М., 1991
    и другие.

Дискография:

Сделал множество записей в Фонд радио. В 1977 г. записал грампластинку на фирме «Мелодия» из музыки советских композиторов.

Публикации об этом педагоге:

Об Усове написан ряд рецензий и статей, в том числе:
  • Березин В. Юрий Алексеевич Усов – педагог и ученый // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 2. М., 2002
  • Березин В. «Своей профессией он обязан старшине полкового оркестра» // Журнал «Человек. Культура. Город». 2004, № 6  
  • Ничков Б. Творческие связи профессора Московской консерватории Ю. А. Усова с белорусской исполнительской школой игры на духовых инструментах (к 140-летию Московской консерватории) // Журнал «Оркестр». М., 2006, № 4  
  • Березин В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании) // Журнал «Оркестр». М., 2006, № 4  
  • Маслов Р. Ю. А. Усов и проблемы современного отечественного духового исполнительства // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 4. М., 2007 (готовится к публикации).