Кандинский
Алексей Алексеевич

  • Годы работы: 1976 - 2016
  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Кандинский<br /> Алексей Алексеевич

Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».


Родился в г. Москве. Сын А. И. Кандинского и М. А. Рыбниковой. В 1969 г. окончил фортепианное отделение Московского музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано Б. Я. Землянского), в 1974 г. – Московскую консерваторию (класс В. К. Мержанова).

В 1978 г. окончил аспирантуру Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства, где им была написана и в 1980 г. защищена диссертация «О взаимовлиянии композиторского и исполнительского искусства С. В. Рахманинова» (научный руководитель – профессор М. А. Смирнов). В 1974 – 1976 гг. концертмейстер Музыкального училища им. Гнесиных.

Педагогическая деятельность:

С 1976 г. преподает в Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства (педагог-консультант). В 1978 – 1982 гг. читал лекции по методике обучения игре на фортепиано, с 1982 г. – по истории фортепианного искусства, с 2000 г. – профессор.

В 1976 – 1980 и 1991 – 1992 гг. одновременно преподавал специальное фортепиано и методику преподавания игры на фортепиано в Музыкальном училище г. Электросталь.

С 1992 по 2001 г. А. Кандинский читал лекции по истории клавирного и фортепианного искусства в Московском государственном институте музыки им. А. Шнитке (в колледже и вузе). С 1993 по 2001 г. читал лекции по теме «Рахманинов» в специальном курсе истории русской музыки для музыковедов в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Учебные курсы, мастер-классы:

Многократно проводил мастер-классы в Москве и в ряде городов Российской Федерации и СССР (Калининград, Ашхабад, Казань, Йошкар-Ола, Курск, Зеленодольск).

Участие в жюри конкурсов:

А. Кандинский многократно был членом жюри конкурсов юных музыкантов-исполнителей (Всероссийский конкурс им. Глинки – Москва, 1993 и 1998 гг., Фестиваль им. Я. В. Флиера – Москва, 1995, 1996, 1997 гг.; Фестиваль им. С. В. Рахманинова – Москва, 1998 и 2003 гг.).

Научные труды. Издания. Публикации:

А. Кандинский неоднократно выступал в качестве оппонента на защитах кандидатских диссертаций, читал лекции по истории фортепианного искусства в Летней школе при Московской консерватории, многократно выступал с докладами на научных конференциях, в том числе международных. Автор свыше 30 опубликованных научных трудов, посвященных вопросам фортепианного исполнительства и педагогики, творчеству И. С. Баха, Д. Скарлатти, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также А. С. Пушкина. Публикуется под псевдонимом А. Кандинский-Рыбников. Публикации

  • О взаимовлиянии исполнительского и композиторского искусства С. В. Рахманинова (дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1979, рукопись)
  • Заметки об искусстве Михаила Плетнева // Советская музыка. 1982. № 11 
  • Исполнительское интонирование и мелодика Рахманинова // Советская музыка. 1984. № 4  
  • Трагедийный автобиографический шедевр (об исполнении С. В. Рахманиновым «На тройке» П. И. Чайковского) // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М., МГК, 1985
  • Об интерпретации музыки И. С. Баха советскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе. М., 1985, 1986
  • «Времена года» и «Детский альбом» П. И. Чайковского (цикличность и проблемы исполнения) // П. И. Чайковский. К 150-летию со дня рождения. М., 1990 (вторая часть работы – в соавторстве с М. Г. Месроповой)
  • Соната КV 124 как пример риторического мышления Доменико Скарлатти // Музыкальная риторика и фортепианное искусство; МГПИ им. Гнесиных, 1990
  • Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991
  • Учение о счастье и автобиографичность в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина, изданных А. П.». М., 1993
  • Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 125-летию со дня рождения. М., МГК, 1995
  • О неопубликованной П. И. Чайковским первой редакции «Детского альбома» (в соавт. с М. Г. Месроповой) // Вопросы музыкальной педагогики. М., 1997
  • Проблема судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // Как исполнять Рахманинова. М., 2003, 2007.