Квитка
Климент Васильевич

  • Годы работы: 1936 - 1953
  • Профессор
Квитка<br /> Климент Васильевич

Родился 23 января (4 февраля по н.с.) 1880 г. в с. Хмелев Сумской области (Украина).

Большую часть жизни провел в Киеве, где окончил гимназию, Музыкальное училище Императорского русского музыкального общества (класс фортепиано Г. К. Ходоровского, стипендиат Императорского русского музыкального общества), в 1902 г. – юридический факультет университета (прослушал также полный курс филологического факультета).

С 1900-х гг. занялся изучением и собиранием народных песен, выезжал во многие экспедиции, записывал песни, в том числе с голоса Леси Украинки (Л. П. Косач-Квитка, жена Квитки) и И. Франко. В 1902 г. издал первый сборник народных песен. Тогда же появились его научные опыты («Материалы для изучения мелодического склада украинских песен, расположенные по системе П. Сокальского»). В 1920–1933 гг. работал в Академии наук Украинской ССР, где организовал Кабинет музыкальной этнографии (1922). Одновременно – преподаватель Киевского высшего музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко.

За 8 лет опубликовал около 40 научных статей, исследований, обстоятельных рецензий, множество сборников народных песен.В 1933 г. Квитка был на полтора месяца арестован в Киеве и, опасаясь нового ареста, переехал в Москву, приступив к работе в Московской консерватории, где в тот год читал курс музыки народов СССР (c 1933 г. – профессор).8 февраля 1934 г. вновь арестован по делу Российской национальной партии (т. н. «Дело славистов»). По приговору суда провел 3 года в исправительном трудовом лагере. Досрочно освобожден 13 февраля 1936 г. и сразу же вновь был принят на работу в Московскую консерваторию. До 12 мая 1941 г. (дата снятия судимости по ходатайству А. Б. Гольденвейзера) жил в Александрове. Потом переехал в Москву.

С 1936 г. руководитель фольклорной секции Научного-исследовательского института при Московской консерватории, с 1937 г. до 1945 г. и с 1949 г. до конца жизни – научный руководитель основанного им Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР (ныне – Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки).

Занимался изучением русской инструментальной культуры (флейта Пана, двойная свирель, скрипка, колесная лира). За 17 лет при непосредственном участии Квитки в консерватории был создан многонациональный фольклорный фонд из 6.000 записей. Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве, сохраняя фонды Кабинета, а с 1942 г. читал лекции, стационарно записывал народных исполнителей, занимался научно-исследовательской работой.

После войны подготовил работу «Напевы календарных песен как источник изучения истории музыкальной культуры восточных славян» (1947).Большинство научных исследований последних лет не опубликовано, многие из них не закончены.

Умер 19 сентября 1953 г. в г. Москве.

Профессор.
Руководитель фольклорной секции Научно-исследовательского музыкального института (НИМИ) при Московской консерватории.
Научный руководитель Кабинета (Центра) народной музыки (1949-1953).
Награжден двумя орденами, а также медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» и другими.


Педагогическая деятельность:

В 1933–1934г.г. и  1936–1953г. г. читал курс музыки народов СССР в Московской консерватории.

Как педагог стремился обеспечивать курс музыкальным материалом, оставил в Кабинете народной музыки рукописи с отлично разработанными этюдами по типу учебного пособия и «Хрестоматию нотных образцов украинского фольклора» с комментариями.

Ученики:

Квитка – один из основоположников советской музыкальной этнографии, создатель московской фольклористической школы, включавшей Н. М. и Л. А. Бачинского, Н. М. Владыкину-Бачинскую, И. К. Здановича, П. Н. Зимина, В. М. Кривоносова, Л. В. Кулаковского, А. В. Рудневу (задачи школы изложил в специально разработанной программе).

Научные труды. Издания. Публикации

Автор многих теоретических работ, посвященных славянскому музыкальному фольклору. Ему принадлежат также труды по изучению народных музыкальных инструментов, учебные и методические пособия.

Большую часть наследия Квитки составляют новаторские теоретические разработки по методологии исследования календарных песен и народной инструментальной традиции. Разработал новую методику полевой работы, теоретические основы этномузыкальной социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков и других).

Сделал ряд важнейших открытий в области происхождения и распространения первобытных звукорядов, хроматизмов, ритмических архетипов. Большое значение придавал критическому анализу источников. Важнейший труд Квитки – музыкально-этнографическое и морфологическое описание системы обрядовых жанров восточных славян – остался незавершенным.

Публикации
 

  • Избранные труды в двух томах. Т. 1. М., 1971. Т. 2. М., 1973
     
  • Флейта пана в Коми АССР. Подготовка к публикации и комментарии Н. И. Жулановой // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова. Научные труды Московской государственной консерватори имени П. И. Чайковского. Сб. 61. М., МГК, 2007

Публикации об этом педагоге:

 

  • Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. «Дело славистов»: 30-е годы. М.: Наследие, 1994
  • Бачинский Л. К. В. Квитка (Некролог) // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2: 1953–1954. М., 1955
  • Битерякова Е. В. Московские архивы К. В. Квитки. Перспективы изучения // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии: Материалы науч. конф. / Ред.-сост. Е. В. Битерякова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009 (в печати)
  • Гилярова Н. Н. Деятельность К. В. Квитки в Московской консерватории // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии: Материалы науч. конф. / Ред.-сост. Е. В. Битерякова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009 (в печати)
  • Гилярова Н. Н. К. В. Квитка // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 230–231
  • Гилярова Н. Н. От составителя // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории. Науч. тр. Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 61. М., 2007. С. 3–11
  • Из писем К. В. Квитки ученым Петрограда-Ленинграда (по неопубликованным материалам 1920-х годов). Вступительная заметка, подготовка текста и примечания М. А. Лобанова // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств: Сообщения. Публикации. Санкт-Петербург, 2007. С. 53–85
  • Квитка К. В. Избранные труды. В 2 т. / Сост. В. Гошовский. М., 1971, 1973
  • Квитка К. В. Флейта Пана в Коми АССР // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории. Науч. тр. Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. Сб. 61. М., 2007. С. 36–57
  • Памяти К. В. Квитки / Сб. статей. М., 1983
  • Руднева А. В. К. В. Квитка // Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966. С. 494–499
  • Руднева А. В. Климент Васильевич Квитка // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966. С. 156–166, 206–208
  • Етномузика. Число 1: Збiрка статей та матерiалiв на честь 125-лiття Климента Квiтки / Упор. Б. Луканюк. Львiв, 2006
  • Квiтка К. В. Вибрани статтi. Ч. 1, 2. Київ, 1985, 1986
  • Климент Квiтка (1880–1953): Друкованi працi та листування (станом на кiнець 2006 року) / Уклав Богдан Луканюк. Львiв, 2006
  • Сторожук Л. Климент Квiтка. Людина – педагог – вчений. Київ, 1998