Учителя

Родилась в городе Москве. В 1967 году окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу 11-летку им. Гнесиных по специальности теория музыки у педагогов Н. С. Гуляницкой (сольфеджио) и А. А. Степанова (гармония). В 1967–1972 годах училась на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории. Педагоги по специальности — А. П. Агажанов (сольфеджио), С. С. Григорьев (гармония), В. В. Протопопов (полифония), Е. В. Назайкинский (анализ музыкальных произведений), Ю. Н. Холопов (музыкально-теоретические системы) и другие.

Тема дипломной работы — «О свойствах созвучия в гармонии Бородина» (научный руководитель — С. С. Григорьев). В 1970–1972 годах факультативно занималась композицией (класс Т. Н. Хренникова, ассистент — Т. А. Чудова). С 1973 по 1977 годы училась в аспирантуре Московской консерватории. В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «О стиле и музыкальном языке Тихона Хренникова» (научный руководитель — С. С. Григорьев).

Учёный секретарь кафедры Теории музыки. Принимает участие в различных научных конференциях по проблемам музыкальной педагогики. Занимается композицией, выступает с исполнением своих песен. Неоднократно выезжала с концертными программами и творческими лекциями-семинарами в разные города, в  том числе за рубеж (страны Балтии, Германия, Мальта).

Педагогическая деятельность:

В 1972–1978 годах работала в должности преподавателя сольфеджио, гармонии и теории музыки в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 1977 года преподаёт те же дисциплины на вокальном факультете Московской консерватории, являясь преподавателем, а с 1992 года — доцентом кафедры теории музыки. В 1993 году получила учёное звание доцента. Имеет большой опыт работы в сфере школьного музыкального образования (сольфеджио и сочинение в Детской музыкальной школе им. А. Н. Александрова, 1967–1972; 1992–2008). Один из уроков стал сюжетом в цикле познавательных программ «Чёрные дыры. Белые пятна» на телеканале «Культура (2010). Ученики неоднократно отмечались грамотами и дипломами за участие в различных региональных и международных конкурсах.

Автор методики вокально-певческой импровизации, позволяющей объединить в учебном процессе задачи слухового воспитания и развития с вопросами понимания и интерпретации музыки. Проводит мастер-классы в России и за рубежом (КНР).

В 2003 году награждена Почётной грамотой Министерства культуры и Российского профсоюза работников культуры. Активно и плодотворно работает в сфере школьного музыкального образования.

Публикации:

Книги и нотные издания
1.  Воронцова И. В. О стиле и музыкальном языке Т. Н. Хренникова. — М.: Сов. Композитор, 1983. — 128 с.
2.  Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926–2012). Сборник научных статей / Редактор–составитель И. В. Воронцова. М.: СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 300 с.
3.  Воронцова И.В. Поклонение романсу. Песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). — М.: Московская консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. — 76 с.

Статьи

Всего опубликовано около 50 статей по вопросам музыкального восприятия и воспитания музыкального слуха. Среди них:

1.  М. И. Глинка: к истокам певческого строя русской музыки // Новоспасский сборник. Вып. 1. — М. И. Глинка: Личность, музыка, история. Материалы всероссийской конференции 31 мая – 2 июня 2005 — Смоленск: СГТ, 2005. — С. 63–71;
2.  Вокально-певческая импровизация: к проблеме обучения сольфеджио // Педагогика вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов 8-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». — М: АСМ, 2006. — С. 45–54;
3.  О специфике информационных процессов музыкальной коммуникации // Информационная культура общества имличности в XXI веке. Материалы международной научной конференции. Краснодар, 20–23 сентября 2006 — Краснодар: КГУКИ, 2006. — С. 384–386;
4.  Метод вокально-певческой импровизации в детском музыкальном воспитании // Эмоциональный компонент содержания эстетического образования. Материалы Международной научно-практической конференции (Тула, 11–13 апреля 2006). — Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2006. — С. 290–294;
5.  Вопросы анализа и интерпретации музыкального произведения в курсе сольфеджио // Интерпретация художественного текста и анализ музыки. Сборник научных трудов. — М.: ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, 2007. — С. 132–138;
6.  Инновационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин // Музыкально-теоретическое образование в свете Болонских соглашений: Материалы Международной научно-практической конференции кафедры теории и истории музыки МГУКИ Москва, 20 марта 2007): Сборник статей. — М.: МГУКИ, 2007. — С. 3–42;
7.  Музыкальный слух как инструмент познавательной деятельности // Музыка изменяющейся России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 16–18 октября 2007 — Курск: КГУ, 2007. — С. 61–66;
8.  Импровизация как стратегия музыкального обучения в XXI веке // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Вторая межвузовская научно-практическая конференция 21 апреля 2009 / МГИМ им. А. Шнитке. — М., 2009. — С. 10–13;
9.  Проблемы теории и практики сольфеджио: метод вокально-певческой  импровизации // Мастер русской гармонии. К 80-летию А. Н. Мясоедова. Сборник статей и материалов / составитель Т. А. Старостина. — М., ПСТГУ, 2009. — С. 306–320;
10.  Когнитивные аспекты музыкальной коммуникации // Коммуникации в искусстве и науке. — М., 2010. С. 42–47;
11.  Развитие слуха музыканта в условиях новой образовательной парадигмы // Методология в искусстве и науке. Сборник материалов 12-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». — М., Изд-во Московского гуманитарного университета, 2010. — С. 157–162;
12.  История сольфеджио: от научения к учению // Музыкальная академия, 2011, № 3. — С. 171–172;
13.  Сольфеджио в диалоге Запада и Востока // Современное музыкальное образование — 2011 / Под общей редакцией И. Б. Горбуновой. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. — С. 78–81;
14.  Сольфеджио нового века: от звука к смыслу // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. V. МГИМ им. А. Г. Шнитке. — М., издательство Московского Гуманитарного университета, 2012. — С. 140–144;
15.  Интонация и интонирование: к теории музыкального слуха // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI научной конференции 29–31 октября 2012, Москва, РАМ им. Гнесиных, 2013. — С. 24–30;
16.  О коммуникативном пространстве музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. Сборник материалов Международной научной конференции 14–19 апреля 2014, — М., Edinburg, 2014. — С. 132–136;
17.  Ментальные карты музыкально-слухового восприятия // Современное музыкальное образование — 2015. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — С. 191–193.