Учителя

Лауреат II Московского Международного конкурса трубачей (1997)
Дипломант Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах в Markneukirchen, Германия (1998)


Родился в г. Москве. Начальное музыкальное образование получил в Детской музыкальной школе им. Дунаевского (специальность — «фортепиано») и Детской музыкальной школе № 25 г. Москвы (класс трубы В. А. Голубова). В 1988 г. поступил в Московское музыкальное училище им. Октябрьской революции (класс трубы В. Б. Кричевского). В 1992 г. окончил училище, переименованное в Колледж им. Шнитке (класс трубы А. М. Паутова).В 1997 г. окончил Московскую консерваторию (класс Ю. А. Усова).

В 1998–1999 гг. проходил стажировку в Люксембургской консерватории по классам principale-trompet (prof. L. Lauer), камерной музыки (prof. Ch. Consbruk), джазовой импровизации (prof. G. Walzing), technik-cuivre (prof. R. Zaremba) и оркестровому классу (prof. G. Milier). Имеет диплом superior консерватории Люксембурга по классу камерной музыки prof. Ch. Consbruk (1999).  В 2000 г. окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории (классы Ю. А. Усова и Ю. Е. Власенко).

С 2001 г. обучался игре на барочной трубе в Германии у профессора Э. Тарра, в Австрии — у профессора А. Лакнера. В настоящее время является соискателем на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, пишет в классе профессора М. А. Сапонова диссертационную работу на тему «Натуральная труба в музыке трех столетий: проблемы истории и исполнительства».

Область научных интересов — барочная и раннеклассическая музыка, натуральная и барочная труба, проблемы истории и исполнительства на натуральной трубе, первые музыкальные трактаты о трубе, история возникновения и развития духовых инструментов, вопросы методики и музыкальной педагогики. Автор переводов на русский язык первых музыкальных трактатов о барочной трубе Дж. Фантини и Ч. Бендинелли. Выступает с докладами на Международных научных конференциях.

В числе последних выступлений: международная научно-практическая конференция кафедры истории и теории исполнительства Московской консерватории «История и теория исполнительства на духовых инструментах: проблемы и перспективы (к 75-летию Заслуженного деятеля РСФСР, доктора искусствоведения, профессора Ю. А. Усова)». 15–16 декабря 2005 г., Москва. Доклад на тему: «Натуральная труба: актуальные проблемы обучения и концертной практики».

Педагогическая деятельность:

С 2000 г. преподает студентам оркестрового факультета «Методику обучения игре на медных духовых инструментах» на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории.

С 2001 г. является преподавателем кафедры струнных, духовых и ударных инструментов на факультете исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории. Ведет класс барочной трубы.

В 1999-2001 гг. преподавал «Методику обучения игре на духовых инструментах» в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. С 2003 г. преподает «Методику обучения игре на духовых инструментах» и «Историю исполнительства на духовых инструментах» в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (ЦМШ).

С 2006 г. ведет класс специальной трубы в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). Л. Гурьев является автором-составителем ряда учебных программ, по которым он ведет авторские курсы:

  • «Методика обучения игре на медных духовых инструментах» для оркестрового факультета Московской консерватории
  • «Барочная труба» для ФИСИИ Московской консерватории
  • «Методика обучения игре на духовых инструментах» для духовиков в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории
  • «Методика обучения игре на духовых инструментах» для ЦМШ
  • «История исполнительства на духовых инструментах» для ЦМШ
  • «Инструментоведение» для ЦМШ
  • «Инструментовка» для ЦМШ

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Л. Гурьев работал солистом в Государственном симфоническом оркестре п/у В. Дударовой, Государственном Академическом симфоническом оркестре п/у П. Когана, Государственном симфоническом оркестре «Молодая Россия» п/у М. Горенштейна, Государственном Духовом оркестре России, Государственной Академической симфонической капелле п/у В. Полянского.

Играл концерты в составе оркестра Люксембургской филармонии и оркестра Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах. В настоящее время работает в Государственном симфоническом оркестре «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет).   В репертуаре музыканта – произведения разных эпох и стилей русских и зарубежных композиторов. Среди сольных программ – концерты на современных и барочных трубах с Академическим камерным оркестром «Musica Viva» (художественный руководитель и главный дирижер — Александр Рудин).   Особый интерес для музыканта представляет исполнение старинной музыки.

Среди профессиональных увлечений Л. Гурьева — игра на натуральных инструментах.  В настоящее время играет на натуральных трубах A. Эггера (Базель, Швейцария) 1990 г., выполненных по модели: Э. Й. Хаас, Нюрнберг, Германия, 1780 г.   В репертуаре Леонида Гурьева для натуральной трубы — произведения композиторов итальянской, немецкой, английской школ: Дж. Вивиани, Дж. Фантини, Дж. Торелли, А. Вивальди, Дж. Кларка, Г. И. Ф. Бибера, Г. Ф. Телемана, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха и других.

Подготовлены также концертные программы в составе ансамбля старинной музыки Московской консерватории (музыка Возрождения и барокко), барочного ансамбля солистов «The Pocket Symphony» (художественный руководитель — Назар Кожухарь). Леонид Гурьев играет барочную и раннеклассическую музыку и в составе оркестра «Pratum Integrum» (художественный руководитель — Павел Сербин). Среди последних крупных программ:

  • Радио-концерт «Иллюзии французского барокко» — 6 декабря 2004 г. 
  • Концерт на фестивале Musica Antiqua в Брюгге — 24 июля 2006 г. 

Активно выступает в Москве и гастролирует по России с ведущими музыкантами, среди которых: солистка Московской государственной академической филармонии Л. Голуб, лауреаты международных конкурсов Н. Кожухарь, Х. Герзмава, А. Гицба, Г. Кныш, Е. Мельникова, органист Собора Св. Креста в Варшаве М. Дабровски. Постоянный участник инструментальных концертов, в том числе сольных, в Римско-Католическом Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

В течение последних лет активно концертирует с камерными составами. С брасс-квинтетом Московской консерватории «Новая Москва» в 1998 г. гастролировал по Германии совместно с немецким квинтетом «Opus 5» при поддержке фонда Villa Musica (Германия). Играет в составе ансамбля солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории (художественный руководитель – В. Г. Тарнопольский, дирижер — Игорь Дронов). Л. Гурьев играл программы с Камерным оркестром «Ансамбль XXI век» (дирижер — Лижия О’Риордан).

Принимал участие в турне по городам России, Европы и Америки в составе Российско-Американского молодежного оркестра (American Russian Young Artist Orchestra, дирижер — Kristian Järvi, 2001-2002, 2004 гг.). В 2005 г. гастролировал в составе камерного оркестра «Солисты Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет).

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Старинные трубы в реальности и в современной практике // Старинная музыка. № 2 (12) 2001. М., 2001. С. 24-25
  • Мальте Бурба. Новая школа игры на трубе / Перевод и примечания Л. Гурьева // Homo Musicus. Альманах музыкальной психологии. Сб. 34. М., 2001. С. 187-214
  • Натуральная труба: актуальные проблемы обучения и концертной практики // Сб. докладов конференции кафедры теории и истории исполнительского искусства МГК им. П. И. Чайковского «История и теория исполнительства на духовых инструментах: проблемы и перспективы». 15-16 декабря 2005 г. 10 с., в печати
  • Натуральная труба. Вопросы истории, теории и исполнительства // Журнал «Оркестр». № 4. Декабрь 2006 г. С. 13-15

Дискография:

Л. Гурьев активно участвует в звукозаписях со многими коллективами, в том числе в составе симфонических и камерных оркестров, а также ансамблей современной и старинной музыки. Среди них:

  • Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет)
  • Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель — Александр Рудин)
  • Оркестр, играющий на исторических инструментах, «Pratum Integrum Orchestra» (художественный руководитель — Павел Сербин)
  • Ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории (художественный руководитель — В. Г. Тарнопольский, дирижер — Игорь Дронов)
  • Ансамбль солистов «The Pocket Symphony» (художественный руководитель — Назар Кожухарь)

Записи с солирующей трубой и барочной трубой

  • Jorge Campus. Электроакустическая музыка. Камерный оркестр «Амадеус», дирижер Фредди Кадена (1998)
  • Anton Ferdinand Tietz (1742-1810). Instrumental music. Pratum Integrum Orchestra
  • Joseph Wolfl (1773-1812). The Symphonies. Pratum Integrum Orchestra
  • Русская виолончельная музыка. Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин) (2003)
  • «Музыкальные Собрания в доме Третьяковых». Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин)
  • «Музыкальные Собрания в доме Третьяковых». Выпуск 2. Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин)

Контактный e-mail:  gourjev@mail.ru