Елисеева
Анна Александровна

    Елисеева<br /> Анна Александровна

    Член Союза театральных деятелей (с 2000 г.)

    Преподаватель Московской Школы византийского пения (с 2005 г.)

    Руководитель Ансамбля древнерусского певческого искусства «Асматикон» (при НИЦ имени протоиерея Дмитрия Разумовского)


    Родилась в г. Москве. В 1991 г. с отличием окончила дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории (класс проф. Л. В. Ермаковой).

    С 1991 по 1993 гг. регулярно принимала участие в мастер-классах Международной Бахакадемии г. Штуттгарта в качестве хорового (и симфонического) дирижёра (д-р Хельмут Риллинг); участвовала в гешпрехтконцертах Бахакадемии в Штуттгарте, Франкфурте и др. городах Германии.

    С 1994 по 2004 г. занималась изучением и практическим исполнением песнопений древнерусской церковной традиции в составе ансамбля древнерусской музыки «Сирин» (руководитель А. Котов).

    В эти же годы в составе ансамбля участвовала в музыкальных постановках театра Школа драматического искусства (рук. А. Васильев): «Плач пророка Иеремии» (удостоен национальной премии «Золотая маска» за 1996 год), «Моцарт и Сальери», показанных на Международных театральных фестивалях (в Авиньоне, Риме, Стокгольме, Гётебурге, Будапеште, Берлине и др.), а также «Пещное действо» и «Литании Пресвятой Богородицы», представленные на Международной театральной Олимпиаде в Москве (2000 г.)

    В 2004-2005 в составе различных ансамблей и как сольная певица исполняла музыку барочных композиторов (Букстехуде, Баха, Перголези) в Москве и Санкт-Петербурге. В 2006 г. окончила трехгодичный курс (2004-2006) теории и практики византийского церковного пения в Школе византийского церковного пения при Издательском Доме «Святая гора» (руководитель школы — ламбадарий церкви Св. Екатерины г. Афины Константин Фотопулос).

    C 1993 г. — руководитель церковных хоров в храмах «Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах», «Св. Николая Чудотворца в Котельниках». С 2005 г. — руководитель хора византийского пения в храмах «Покрова Богородицы в Красном селе», «Св. Николая Чудотворца в Заяицком», Высокопетровского монастыря и др.

    С 2005 г. работает в Научно-исследовательском центре древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории в должности научного сотрудника.

    Контактный e-mail: aelisseeva@mosconsv.ru

    Организатор и руководитель научно-творческой певческой лаборатории, результатом деятельности которой явилось создание Ансамбля древнерусской церковной музыки «Асматикон».

    Область научных интересов:

    • теоретические основы поствизантийской певческой практики;
    • изучение стенографических видов византийской нотации;
    • проблема сочинения византийского мелоса в связи с его адаптацией к церковнославянскому языку.
    • Греческая музыкальная палеография поствизантийского периода.

    Автор самогласных праздничных стихир, задостойников, песнопений Постной Триоди византийского распева на славянском языке.

    Доклады на международных научных конференциях:

    • Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения — 2012» 23–28 апреля 2012г.
      Тема доклада: «О месте и функции гласа легетос в осмогласной системе поствизантийской певческой традиции».
    • Международная научная конференция «Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации» 12-16 мая 2014. Тема доклада: «Рукописи Анастасия Приконисского в Государственном историческом музее».
    •  Международный научный симпозиум, посвящённый 200-летию установления «Нового Метода» (музыкальной теории и нотации византийской музыки) 17–18 октября 2014 г. в Афинах (Греция)
      Тема доклада: «Some problems in the translation of Greek musical terminology into Russian: Towards an edition of the Greek-Russian dictionary of musical terms» (содокладчик — Старикова Ирина).
    • Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север». Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 17–18 октября 2016г. Тема доклада: «Византийский распев в современном монашеском богослужении: опыт освоения и практического применения византийской богослужебно-певческой традиции в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре (г. Малоярославец)».
    • XXV Международные рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия», Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года». Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 26 января 2017 г. Тема доклада: «Практическое освоение и развитие византийского пения в России в XXI веке».
    • Международная научная конференция «Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов (в честь 80-летия доктора исторических наук, члена-корреспондента Афинской Академии Бориса Львовича Фонкича)». Российская Академия наук, Институт всеобщей истории РАН, Отдел специальных исторических дисциплин. 27–28 февраля 2018 г. Тема доклада: «Рукописи путненской певческой школы в собрании ГИМ».